Основы философии науки
История и философия науки
Философия социально-гуманитарных наук
Учебное пособие для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук
Новосибирск
Рецензенты:
О.А.Донских – д-р филос. наук, профессор
Л.С.Сычёва – д-р филос. наук, профессор
Антипов Г.А.
История и философия науки. Философия социально-гуманитарных наук: учебно-методический комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2007
Учебное пособие разработано в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия социально-гуманитарных наук»), утверждённой Министерством образования и науки РФ №697 от 17.02.2004.
В пособии представлены философские вопросы, трактующие науку с точки зрения её места в культуре современной цивилизации, возникновение науки и основные этапы её эволюции, структура и динамика научного познания, специфика социально-гуманитарного знания и ряд других. Пособие содержит планы семинарских занятий, примерные темы рефератов по истории науки (экономика, социология) и примерные вопросы кандидатского экзамена.
Учебное пособие рассчитано, прежде всего, на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.
ОГЛАВЛЕНИЕ Стр.
Введение 4 - 5
Раздел 1. Прграмма-минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки». «Философия социально-гуманитарных наук» 5 - 14
Раздел П. Курс лекций «История и философия науки» 14 - 108
Тема 1.Наука в культуре современной цивилизации 14 - 28
Вопросы для самопроверки
Тема 2. Философия науки: генезис и основные этапы эволюции 28 - 39
Вопросы для самопроверки
Тема 3. Наука как сложная развивающаяся система. Генезис научных знаний об обществе 39 - 56
Вопросы для самопроверки
Тема 4. Структура научного знания 57 - 66
Вопросы для самопроверки
Тема 5. Динамика науки как процесс порождения научного знания. Научные традиции и научные революции 66 - 93
Вопросы для самопроверки
Тема 6. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках 93 - 108
Вопросы для самопроверки
Приложение 109 - 114
Введение
Задача предлагаемого учебного пособия состоит в том, чтобы рассмотреть основные идеи и аспекты нового предмета в системе послевузовского образования на его высшей ступени – «История и философия науки», по которому предусмотрен обязательный для всех специальностей кандидатский экзамен. Его цель – оказать определённую помощь в успешной сдаче этого экзамена. Содержание курса представлено в утверждённой Министерством образования и науки РФ программе-минимум кандидатского экзамена, состоящей из двух частей. Первая часть отражает характеристики науки в целом, взятые с позиций философской рефлексии, механизмы эволюции научного знания в их социокультурном измерении. Содержание второй части – разделы, относящиеся к отрасли науки сдающих экзамен, в данном случае - социально-гуманитарным наукам.
Известный исследователь науки И.Лакатос писал: «Философия науки без истории науки пуста, история науки без философии науки слепа». Философия науки продуцирует методологию историко-научного исследования, т.е. определённую теоретическую конструкцию, которой руководствуется историк науки в расчленении и интерпретации своего эмпирического материала, репрезентирующего процессы роста научного знания. Со своей стороны, история науки может служить эффективным средством фальсификации либо подтверждения выдвигаемых философом науки «логик открытия».
История науки и соответственно историко-научные исследования стимулируются в значительной мере потребностями и запросами философского анализа науки, реализующего присущую ему функцию адаптации системы научного знания к происходящим в ней изменениям. Опыт и история развития науки показывают, что обращение к философии всегда есть симптом каких-либо внутренних процессов, происходящих в организме науки, каких-то более или менее крупных и радикальных в ней изменений. В этом смысле процессы общественного развития в целом и процессы роста научного знания одинаковым образом опосредуются философской рефлексией. Как говорил Гегель, «Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, это показывает, что некоторая форма жизни постарела…». Поэтому развитие индуцирующих друг друга философских и историко-научных исследований будет тем более интенсивным, чем радикальнее изменения, претерпеваемые наукой в процессах своего роста. Достаточно наглядные тому примеры в этом смысле предоставляет реальная история науки Х1Х – ХХ вв.
В содержащемся в данном пособии кратком лекционном курсе затронуты не все темы и вопросы, знание которых требуется программой-минимум. Предпочтение было отдано темам, имеющим наибольшее отношение к области социально-гуманитарного знания. Проблематика оставшаяся за скобками учебного пособия выносится на самостоятельное изучение.
В виде приложения приводятся планы нескольких семинарских занятий, примерные темы рефератов по истории науки и примерные вопросы к экзамену.
Списки рекомендуемой основной и дополнительной литературы приведены в программе-минимум. В качестве дополнительной литературы можно использовать так же: Г.А.Антипов. Философия: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2000; Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук. – М.: Гардарика, 2006. При подготовке к сдаче кандидатского экзамена могут быть использованы так же работы, ссылки на которые приводятся в лекционном курсе.
РАЗДЕЛ 1
ПРОГРАММА - МИНИМУМ
кандидатского экзамена по курсу
«История и философия науки»
«Философия социально-гуманитарных наук»
Введение
Программа кандидатского экзамена по курсу «Философия науки» разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.
Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ, СПбГУ, ИИЕиТ, РАМН, МГПУ, ММА и ряда других университетов.
Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы «Основы философии науки», а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
Часть I
Основы философии науки