Наука в культуре современной цивилизации
1. Наука как цивилизационный феномен.
2. Миф и научная рациональность.
3. Наука и философия. Предмет философии науки. Философия как методология науки.
Литература
К вопр.№1.
1. Антипов Г.А., Фахрутдинова А.З. Методология науки и историко-научное исследование // Проблемы методологии науки. – Новосибирск: Наука, 1985.
2. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.
3. Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. №10.
4. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
К вопр.№2.
1. Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985.
2. 2.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., «Мысль», 1972.
3. 3 Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.
4. 4.Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
К вопр.№3.
1. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.
2. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996.
3. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И.Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996.
Занятие 2.
Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
1. Преднаука и наука в собственном смысле слова.
2. Математические и естественнонаучные представления на древнем Востоке и в эпоху античности.
3. Апории Зенона и современная наука.
4. Учение Платона об обществе и государстве.
Литература
К вопр.№1.
1. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005.
2. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.
3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.:Гардарика, 1996.
4. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И.Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996.
К вопр. №2.
1. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., «Наука», 1968.
2. Очерки естественнонаучных знаний в древности. М.: «Наука», 1982.
3. Рожанский И.Д. Развитее естествознания в эпоху античности. М.: «Наука», 1979.
К вопр. №3.
1. Койре А. Очерки истории философской мысли. Заметки о парадоксах Зенона. М.: «Прогресс», 1985.
2. Яновская С.А. Преодолены ли в современной науке трудности, известные под названием «апорий Зенона» // С.А.Яновская. Методологические проблемы науки. М.: «Мысль», 1972.
К вопр. №4.
1. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. М., 1992. Т. 1.
2. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.
Занятие 3.
1. Средневековая схоластика: христианская теология и предпосылки формирования идеалов, норм и ценностей научного знания. Уильям Оккам.
2. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Научная революция ХУП в.
3. Галилей: возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы.
Литература
К вопр. №1.
1. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005.
2. Коплстон Фредерик. История философии. Средние века. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.
3. Петров М.К. Историко-философские исследования. Дискуссии теологов и разработка категории объективного бытия (esse objctivum). М.: (РОССПЭН), 1996.
4. Рассел Б. История западной философии. М., 1957.
К вопр. №2.
1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). – М.: «Наука», 1987.
2. Кирсанов В.С. Научная революция ХУП века. – М.: Наука, 1987.
3. Петров М.К. Историко-философские исследования. Как создавали науку? Перед «Книгой природы». М.: (РОССПЭН), 1996.
К вопр. №3.
1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). – М.: «Наука», 1987.
2. Койре А. Очерки истории философской мысли. Галилей и Платон. М.: «Прогресс», 1985.
3. Соколов В.В. Европейская философия ХУ – ХУП веков. – М.: Высш. шк., 1984.
Примерные темы рефератов по истории науки (история экономических учений, социология).
Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации аспиранту (соискателю) на базе прослушанного курса по истории соответствующей отрасли наук или самостоятельного изучения историко-научного материала необходимо представить реферат по истории соответствующей отрасли наук.
1. Генезис и эволюция категории «собственность» в экономической теории.
2. Формы муниципального управления и их становление в истории европейской цивилизации.
3. Маркетинговые исследования как форма знания (исторический аспект).
4. Формирование представлений о социальных институтах в истории социологической мысли.
5. Русская финансовая школа Х1Х века.
6. Государственное регулирование экономических процессов в его истории.
7. Информационное обеспечение рынка банковских услуг (исторический аспект).
8. Представление о сущности налоговой системы в истории экономической мысли.
9. История идей государственного управления хозяйственными процессами (вторая половина ХХ – начало ХХ1 вв.).
10. Налоговые льготы как инструмент регулирования социально-экономических процессов (исторический аспект).
11. Эволюция представлений о категории свободного времени в экономической мысли.
12. Теоретические истоки институционализма.
13. Исследования антимонопольного законодательства в истории экономических учений.
14. Становление теоретических моделей инвестиций в эконмических исследованиях.
15. Основные этапы становления монетаризма.
16. Генезис кейнсианства как экономического учения.
17. Категория благотворительности в истории экономической мысли.
Примерные вопросы
к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки»
«Философия социально-гуманитарных наук»
1. Наука и философия. Проблема демаркации. Философия как методология науки.
2. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.
3. От мифа к логосу. Становление теоретических форм познания в античной натурфилософии.
4. Античные логика и математика. Апории Зенона и современная наука.
5. Общество и человек в древнегреческой философии (Платон, Аристотель.
6. Средневековая схоластическая философия и её основные проблемы. Уильям Оккам.
7. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Научная революция ХУП века.
8. Проблема метода познания в философии Нового времени. Г.Галилей, Френсис Бэкон и Рене Декарт.
9. Социальная мысль в контексте общенаучных программ ХУП – ХУШ вв. (Гоббс и Локк).
10. Социальная философия французского просвещения. Монтескье и Руссо.
11. И.Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума.
12. Философия истории Гегеля. Идея «конца истории» в современной социальной мысли.
13. Научное знание как сложная развивающаяся система. Концепция развития научного знания К.Поппера.
14. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различения. Структура теоретического знания.
15. Эксперимент и наблюдение. Прибор и другие средства научного исследования. Проблем теоретической нагруженности факта.
16. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.
17. Роль научных идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска.
18. Научные революции. Теория научных революций Т.Куна.
19. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
20. Этика науки и ответственность учёного. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия.
21. Мировоззренческая роль науки. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
22. Идеалы и нормы научного исследования и их социокультурная размерность. Проблема истины в научном познании.
23. Механизмы развития научных понятий. И.Лакатос, П.Фейерабенд.
24. Религия и наука. Христианская теология и предпосылки формирования идеалов, норм и ценностей научного знания.
25. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке.
26. Структура теоретического знания. Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке.
27. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы.
28. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре и человеке.
29. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. О.Конт, К.Маркс.
30. Вера и знание. Совместное рассмотрение веры и истины – традиция, укоренённая в европейской философии.
31. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К.Ясперс).
32. Личностное неявное знание субъекта. Концепция личностного знания М.Полани.
33. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.
34. Философская антропология: М.Шелер и др.
35. Объяснение и понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органоне наук о духе» (В.Дильтей, Г.- Г.Гадамер).
36. Язык, «языковые игры», языковая картина мира (Л.Витгенштейн).
37. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Время как параметр физических событий и как мера становления человеческого бытия.
38. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социально-гуманитарных науках.
39. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук.
40. Научная картина мира в гуманитарном познании.
41. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках. Истина и правда. Истина в гуманитарном знании.
42. Системность и синергетика – новые парадигмы методологии науки.