Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии»
Античная философия
Общие рекомендации:
Преподаватель должен дать студентам основное представление о философии Востока и Запада; показать тенденции развития философских школ Древней Индии, Древнего Китая и античности. Преподаватель должен акцентировать на сравнительной характеристике философии Востока и Запада; выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада; показать специфику философских школ Индии, Китая и Античности; выявить тенденции культурного диалога Востока и Запада; показать самоценность философской мысли и Востока и Запада - умение ориентироваться в множестве мнений, верований и ценностей.
Учебные цели –ознакомить учащихся с античной философией натурфилософского, классического и эллинистического периодов.
Цели модуля -дать представления о античной философии натурфилософского, классического и эллинистического периодов;
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания античной философии и понимания ее социокультурной ценности.
Вопросы учебного занятия
1. Философия античного периода: этапы становления.
2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская).
3. Диалектика и атомизм Левкиппа - Демокрита.
4. Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик. Диалектика и этический рационализм Сократа.
5.Объективный идеализм Платона. Учение о государстве.
6. Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос); потенция и акт. Категории философии. Идеи. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления.
7 Этические проблемы человека в философии эллинизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники.
8. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М, 2014.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - M., 2016.
3. Спиркин А. Философия — M.,2015.
4. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. X. Философия. — M., 2012
Дополнительная
1. Антология философской мысли. — М., 2012.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016.
3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976.
6. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2009.
7. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2015
8. Каратини Р. Введение в философию. — М., 2013.
9. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — M., 2013.
10. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: биографические очерки. — M.,2010.
11. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 2014
12. Боломолов А. С. Античная философия. — М., 1985.
13. Платон. Государство. Закон // Платон. Соч. в 3 т. — М., 1971- 1972.-T.3. с. 1-2.
14. Рассел Б. Мудрость Запада / Под ред. В. А. Малинина. — М., 2012
Философская мысль эпохи средневековья.
Общие рекомендации:
Задача преподавателя – показать развитие философской мысли средневековья и ее основные религиозно-философские направления. В ходе занятий важно донести до студентов знание персоналий и терминологию философии Средневековья, а также знание специфики философских направлений. Преподаватель должен стремиться, чтобы у студента имелось четко сформированное представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса.
Философия Возрождения.
Учебные цели –ознакомить учащихся с развитием философской мысли средневековья и ее основными религиозно-философскими направлениями.
Цели модуля -выявлять сходство и различие философских концепций эпохи средневековья; знать специфику философских направлений.
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания философских процессов, а также знания истории философии.
Вопросы учебного занятия
1. Философия средних веков: общая характеристика.
2.Апологетика и патристика. Схоластика. Номинализм и реализм.
3. Основные представители средневековой Европейской философии
- Августин Блаженный
- Пьер Абеляр
- Фома Аквинский
- Роджер Бэкон
- Иоанн Дунс Скот
- Уильям Оккам
4. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия периода средневековья.
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2014
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. -М, 2016.
3. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2011
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 2008.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016
4. Ильин В.История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2015.
5. Каратини Р.Введение в философию. — М., 2013.
6. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2013.
7. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 2014
9. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2016.
10. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2016.
12. Современный философский словарь. — М.,2012
13. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 2012
14. Философия. Конспект лекций / Под ред. В. В. Трушкова. — М., 2001.
15. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов . - CПб., 2003.
16. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984.
23. Майэрон Г. Г.Формирование средневековой философии. XVII века. — М., 1974
Философская мысль эпохи возрождения (=ренессанса).
Общие рекомендации:
Преподаватель должен дать студентам основное представление о философии эпохи Возрождения, о ее концептуальном отличии от иных уже изученных периодах в философской мысли. Преподаватель должен формировать у учащихся представление о специфике философских направлений эпохи Возрождения, показать какой вклад внесли выдающиеся мыслители Возрождения в общемировой кладезь философской мысли.
Учебные цели –ознакомить учащихся с развитием философской мысли эпохи возрожденияи ее основными философскими направлениями.
Цели модуля -выявлять сходство и различие философских концепций эпохи возрождения (=ренессанса); знать специфику философских направлений.
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания философских процессов, а также знания истории философии.
Вопросы учебного занятия
1.Философия эпохи возрождения: общая характеристика.
2. Основные представители философии эпохи возрождения
- Мишель де Монтень
- Пико делла Мирандола
- Николай Кузанский (Кребс)
- Якоб Бёме
- Джордано Бруно
- Франческо Петрарка
- Пьетро Помпонацци
- Никколо Макиавелли
- Томас Мор
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2014.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2016.
3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2011.
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016
4. Ильин В.История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2015
5. Каратини Р.Введение в философию. — М., 2013.
6. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2013.
7. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998.
9. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2014
10. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2016
12. Современный философский словарь. — М.,2012
12. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 2012
13. Философия. Конспект лекций / Под ред. В. В. Трушкова. — М., 2011.
14. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов . - CПб., 2016.
15. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 2012
16. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946
17. Гонфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М. , 1980
18. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков, М., 1984