Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»
Упражнения и задачи
1. Какой метод мышления критикует Г. В. Ф. Гегель: «Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное».
2. Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?»
3. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».
4.Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я — ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец — ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что». Можно ли считать его диалектическим?
Тема 5 «Философская теория развития мира»
Упражнения и задачи
1. Почему противоречие является философской проблемой?
2. Какое место в истории философии занимало учение о категориях?
3. Определите особенности религиозно – мифологической картины мира.
4. Специфика научной картины мира.
Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»
Упражнения и задачи
1. Как менялись представления о сущности человека в истории философии?
2. В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?
3. Что такое социобиология? Какие доводы вы можете привести в пользу позиции социобиологов или же против нее?
4. Почему проблема антропосоциогенеза — это философская проблема?
5. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека.
6. Французской писательнице и философу Симоне де Бовуар принадлежит высказывание: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Как вы его понимаете?
7. Девиация — это отклонение от норм поведения. А является ли девиацией употребление алкоголя? Курение?
8. Почему только в XX в. появилось развитое учение о ценностях?
9. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей. 10. «Многообразию философий соответствует многообразие этик».
Проиллюстрируйте это утверждение примерами из истории философии.
10. Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?
Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация»
Упражнения и задачи
1. Как изменялись представления об обществе на различных этапах истории философской мысли (в античности, в средние века, в Новое и Новейшее время)?
2. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе.
3. В каком веке общество становится самостоятельным предметом изучения? Появление какого философского направления способствовало этому?
4. Перечислите основные принципы системного подхода к изучению общества.
5. Какие существуют сферы (подсистемы) общества? Какими науками они изучаются?
6. Чем различаются материалистический и идеалистический подходы к трактовке духовной жизни общества?
7. Дайте характеристику своеобразия каждой из сфер духовной жизни, таких как мораль, политика, право, религия, искусство, наука.
8. Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в каждой из этих сфер. 9. Почему у философов нет единодушного мнения о том, существует ли прогресс, и о критерии прогресса?
10. Приведите примеры прогрессивного и регрессивного развития из истории человечества, цивилизаций, этносов.
Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности
Упражнения и задачи
1. Каковы различия между законами природы и законами общества и есть ли сходство между ними?
2. Как влияет природа на развитие общества и общество на природу?
3. Ш. Монтескье писал, что «народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Как называется такой тип понимания отношений общества и природы?
4. Каких философских взглядов придерживается историк, считающий, что деспотическая форма правления в России объясняется суровыми климатическими условиями и обширностью территории?
5. Как различаются понятия «природа», «географическая среда», «биосфера»?
6. Как можно охарактеризовать современную цивилизацию с точки зрения развития взаимодействия человека и техники?
7. Какие позитивные и негативные моменты вы можете выделить, говоря о влиянии технической цивилизации на жизнь людей?
8. Что изучают футурология и глобалистика?
9. Каковы предпосылки для выхода из глобального кризиса?
10. Каковы возможные сценарии обозримого будущего?
11. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма? Антропоцентризма от биоцетризма?
12. Ортега-и-Гассет писал, что «наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению». Прокомментируйте высказывание испанского философа.
13. Каковы перспективы дальнейшего развития цивилизации с учетом многообразия культур?