Основные функции философии
Решая те или иные проблемы, формулируя законы, опреде-ленные принципы или выдвигая гипотезы, идеи и теории, философия вместе с тем (а подчас и тем самым) выполняет различные функции, важнейшие из которых: мировоззренчес-кая, познавательная, методологическая, интегративная, куль-турологическая, аксиологическая, этическая и др. Все они тес- но взаимосвязаны, а роль и значение каждой из них опре-деляются в зависимости от сферы приложения философии, от уровня и характера решаемых ею задач.
МировоззренческаяИ тем не менее, мировоззренческая функция в
функцияуказанном ряду по праву занимает первое место, так
как отношение человека к миру, его понимание сущего, включая и самого себя, а также истолкование различных событий, явлений, своего предназначения и т.п. в первую очередь и непосредственно зависят от его мировоззрения, в котором, как уже было показано выше, тесно переплетаются верования и знания, чувства и эмоции, рациональное и иррациональное, опыт, интуиция и многое другое. В этой связи получить целостную картину мира без философии не представляется возможным, так как только она, будучи «любомудрием», которому «есть дело до всего», позволяет как бы стягивать различные, не взаимосвязанные между собой мировоззренческие «фрагменты» в единое целое, выстраивая, таким образом, обобщенные, последовательные и логически непротиворечивые взгляды людей на все сущее. При этом философия отвлекается от частностей, деталей, несущественных подробностей и акцентирует внимание на всеобщих связях, единстве свойств всевоз можных вещей и явлений, выполняя тем самым свою главную функцию — мировоззренческую.
Гносеологическая функция. Ключевую роль играет философия и в познании, выполняя свою гносеологическую функцию тем, что стремится объяснить рациональным путем то, что не поддается проверке опытным путем, описанию или бесспорному опровержению, т.е. то, что не может быть вскрыто, исследовано и проанализировано наукой. Предлагая свои теории, гипотезы, концептуальные подходы к объяснению тех или иных нераскрытых или недостаточно изученных явлений, философия в известной мере восполняет неудовлетворенный интерес к их познанию, оставляя тем самым меньше простора для мифологических и религиозных фантазий. Другая фундаментальная задача, решаемая философией в гносеологии, касается вопросов о том, «Что есть истина?», «Каковы ее критерии?», ибо любой познавательный процесс в конечном счете так или иначе направлен на установление истины, определить которую является делом принципиальной важности.
Методологическая О методологической функции философии лучше
функциясудить, обратившись к понятию метод, которое проис-ходит от греч. теіһойоз - путь, исследование, прослеживание и означает определенный способ достижения той или иной цели, а также совокупность приемов или операций, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности. Другими словами, это путь исследования, прокладываемый философом или ученым к предмету своего изучения. Традиционно методологические проблемы разрабатывались в рамках философии, но с возникновением отдельных наук, наряду с философскими (всеобщими), получили развитие и конкретные, частнонаучные методы. Другой важной методологической функцией философии является разработка всевозможных категорий, играющих принципиальную роль как в философии, так и в отдельных научных дисциплинах. Заметим при этом, что, оперируя предельно широкими понятиями, т.е. категориями, формулируя их, философия наряду с методологической выполняет одновременно и мировоззренческую функцию.
Интегративная Интегративная функция философии тесно связана с
функция наукой. Постоянное вовлечение все новых и новых объектов и явлений реальной действительности в сферу теоретических исследований человека, а также потребность в более глубоком изучении различных сторон в определенной мере уже познанного, порождают дифференциацию научного знания уже на самых ранних этапах его развития, что сопровождается по-явлением отдельных наук, выделяющих не только объект и предмет своего исследования, но и создающих также свой, характерный только для данной науки язык, категориальный аппарат и т.п. Однако на этом пути есть серьезная опас-ность, которая заключается в том, что размежевание наук сопровождается ослаблением связей между ними, утратой способности активно воздействовать в решении сложных комплексных задач, если не происходит обратный про-цесс — процесс интеграции научных знаний и усилий по преодолению тех или иных проблем.
О такой опасности красноречиво повествует один из са-мых известных библейских мифов, где речь идет об утрате людьми взаимопонимания. Желая предотвратить неугодное ему строительство Вавилонской башни, Всевышний лишил людей возможности понимать друг друга, а, следовательно, и совместно действовать. В Библии так говорится об этом: «И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого» (Толковая Библия. Т. 1. Бы-тие. Гл.ХІ, Стокгольм, 1987. С. 81.). Нередко еще в совре-менной науке, исследующей сложнейшие комплексные про-блемы, так и происходит, когда представители одних научных дисциплин не понимаютдругихтолько потому, что говорят они на разных языках, т.е. каждый на языке своей науки. В этом отношении философия объективно становит-ся для них связующим звеном, объединяющим началом, так как ориентирована в своем анализе на междисцишшнарное общение и выработку фундаментальных понятий, содержа-ние которых принимается и используется в одном и том же контексте различными науками.
К тому же в комплексном исследовании сложных объек-тов каждая конкретная наука исходит из своего предмета, рамки которого не дают ей возможности увидеть изучаемый объект в целостности, системно. Такая задача опять-таки под силу только философии, которая дает видение всей си-туации в целом и в этом плане является связующим звеном не только между науками, но и отдельными сферами человеческой деятельности, например, правовой, политической, моральной, с которьши прямо или косвенно могут быть свя-заны проводимые исследования.
Культурологическая Философия выполняет и культурологическую функ-
функция цию тем, что расширяет кругозор, будит интерес к поз-нанию, образовывает, развивает культуру теоретического мышления. А изу-чение истории философии различных народов позволя-ет лучше понять их прошлую и настоящую культуру, способствует обмену и взаимовлиянию культурных традиций и решению проблем, тесно связанных с культурным наследием.
АксиологическаяНаконец, ставя вопросы смысла жизни, смерти и бес-
функциясмертия, оценивая в категориях «хорошо», «плохо», «ценно»,«полезно», «бесполезно» то или иное событие, явление, фи-лософия обнаруживает еще одну — аксиологическую функцию (от. феч. ахіа — ценность). А проводя отличие долгосрочных тенденций от краткосрочных, отделяя поверхностные про-цессы от фундаментальных, главное от неглавного, она фор-Іййрует соответствующие потребности, которые тесно свя-заны с ценностными предпочтениями человека. Тем самым задаются определенные ценностные установки, формирует-ея соответствующая система ценностей.
Этическая При этом и сами ценности, например, моральные, их
функцияприрода, основания и практическая роль в общественной жизни являются предметом исследования философии, что существенно влияет на нормы и правила, складывающиеся в обществе и устанавливаемые в основном естественным путем, т.е. «самой жизнью». Такие нормы являются важнейшим регулятором общественных отношений и проявляются во взаимодействии и взаимопонимании людей. Обобщая, можно сказать, что философия всегда резюмируется в морали, в поведении всех членов общества, выполняя тем самым еще одну — этическую функцию.