Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Понятие материи. Современная философия и наука о структурной организации матери
Бытие– исходная категория философии, в которой фиксируются убеждения человека в существовании окруж. мира и самого чела. Понятие бытия включает в себя объективную и субъективную реальность. Если бытие рассматривать как объективную реальность, то оно превращается в материю, которая определяется субъективной реальностью. Такое понимание характерно для философии материализма, для которого материя становится исходной антологической категорией. Если бытие отождествляется с субъективной реальностью, то оно предстает как сознание, дух, идея, которое выступает как исходная антологическая категория в философии идеализма. Т.о снятие неопределенности бытия ведет к материалистическому или идеалистическому пониманию мира.
Основные формы бытия:
1) б. вещей (тел), процессов, кот.в свою очередь делятся на: б. вещей, процессов, состояний природы, б. природы как целого, б. вещей и процессов, произведённых ч-ком;
2) б. человека, которое делится на б. человека в мире вещей и специфическое чел. бытие;
3) б. духовного (идеального), кот.дел. на индивидуальное духовное и объективированное (неиндивидуальное) духовное;
4) б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (б. отд. человека в обществе и процессе истории) и б. общества.
Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.
Материя – философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях. Материя – первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания.
Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Свойства материи: конечность и бесконечность, прерывность и непрерывность, системность, масса и энергия и т. д. Но важнейшими свойствами являются: пространство; время; движение как способ существования материи.
Этапы понимания материи:
Этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости.
Этап философско-гносеологического представления о материи.
Этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи.
Философский кризис - “Материя исчезла”. Этот кризис связан с утратой представления о материи как о веществе. Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математ. моделям. Некоторые предали при этом материю забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.
Материя - бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия.
15.Философский смысл понятия движения, пространства, времени.
Пространство- это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентация)
Пространство и время - общие формы координации материальных объектов и их состояний.
Пространство и время являются не только формами созерцания, но и объективными характеристиками бытия. Тем самым через практику "вещь-в-себе" постоянно превращается в "вещь-для-нас".
Существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к бытию. Одну можно назвать субстанциальной концепцией, другую – реляционной. "Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время". Теория относительности А. Эйнштейна - это как раз тот случай плодотворного взаимодействия философии с наукой, когда последняя, подтверждая свою истинность практикой, обуздывает философский плюрализм. После появления и утверждения в научном мышлении теории относительности, о пространстве и времени мы можем уверенно сказать, что они вовсе не представляют из себя субстанцию, а лишь формы ее движения, меняющиеся в зависимости от изменения последнего, от его, например, скорости, от гравитационных взаимодействий между материальными объектами и т. д.
Производный относительный характер пространства и времени имеет гораздо более общую форму, чем нам об этом говорит учение Эйнштейна. Дело в том, что пространство и время зависят также от видов, форм движения материи. В философской литературе нет единогласия по поводу количества таких форм.
Философия о движении, пространстве и времени.
Пространство: • трехмерно; • однородно (равноправие всех его точек); • изотропно (равноправие всех его направлений). Время - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность.
Время: - одномерно; - однородно (равноправие всех моментов времени); - необратимо
Всеобщие свойства: • объективность пространства и времени; • всеобщность пространства и времени
В науке исторически сложилось две концепции в понимании движения:
1)Метафизический субстанциализм - объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений. Движение - нечто внешнее, налагающееся на объект, абсолютизация субстанции (Метафизический материализм)
2) Идеалистический релятивизм - отрицание субстанции вообще, провозглашение чистого движения, существующего без всякого носителя, абсолютизация движения (Идеализм).
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной.
Существует несколько качественно различных форм движ. материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная... Они имеют общие закономерности, свойственные всяким уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж. в том, что высшее включает низшее. (ДНК – хим. соединение), однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим. соединениях).
Прослеживание связей между различными формами движ. материи позволяет создать картину их развития во вселенной.
Прерывность движения – это его дифференциация на бесконечное множество процессов локализованных во времени и пространстве, его делимость на относительно самостоятельные формы и виды. Непрерывность движения - единство, взаимосвязь целостность всех отдельных форм и видов универсального движения. говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчета. Наш Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями. Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории. Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация. Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов. Биологическое движение - специфические для живого процессы. Социальное движение (с которым связано и мышление). Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие. Каждая из этих форм включает в себя б множество видов движения. механическая - равномерно-прямолинейное, криволинейное и т.д.. Наиболее сложной формой движения является социальная- изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи. Между этими формами движения существует связь: каждая предшествующая форма обуславливает появление последующей и включается в нее. Материя существует только в движении, а также в пространстве и во времени. Это объективные формы существования материальных объектов. различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Предпринимаются попытки уточнить положения энгельсовского учения о формах движения и их классификации. Так, сегодня есть мнения о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др. форм движения.