Объект, предмет и метод философии. Её основные категории и понятия

ФИЛОСОФИЯ – (от греч. phileo – люблю, Sophia – мудрость)в буквальном переводе означает«любовь к мудрости», «любомудрие».Но более точно оно переводится как«стремление к истине».

Краткое определение философии

– это знание о мире как едином целом и месте человека в нём, об отношении человека к миру, о путях и способах познания и практического освоения человеком мира, о будущем мироздания.

Первые формы философского мышления стали появляться около 2500 лет назад в наиболее культурных по тем временам странах – Китае и Индии, Египте и Вавилоне, Греции и Риме. Слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (500г. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и к правильному образу жизни. В качестве же особой науки философию впервые выделил Платон (428-348г. до н.э.), а из чего и как «рождается» философия ответил Аристотель(384-322г. до н.э.).

Становление философского знания идёт вместе с формированием человека разумного (Homo sapiens). Основным типом предыдущих тысячелетий варварства был человек-хищник, внутривидовой агрессор, испытывающий постоянную потребность в насилии. Однако за тысячелетие до нашей эры, т.е. до рождества Христова начался духовный процесс появления человека, руководствующегося в своей жизни не сиюминутной пользой, а мудростью и моралью. Это время (800-200гг. до н.э.) немецкий философ Карл Ясперс назвал «осевым временем». В это время происходит много необычного. В Китае жили Конфуций и Лао-Цзы; в Индии возникли Упанишады и жил Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где добро борется со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции – это время Гомера, Парменида, Платона, Софокла и Археменида. Всё это возникло почти одновременно, в течение нескольких столетий, независимо друг от друга. Человек осознал себя как личность, перед ним открылись глубина мира и собственная значимость, осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели.

Развитие философии означало отмежевание от всех других форм освоения мира и самовыражения человека, таких, как миф, религия, жизненная мудрость и даже науки.



Причины возникновения философии: - развивались отдельные виды познания (астрономия, биология, математика и др.), но они оказались не способными сформировать целостную картину мира и бытия человека в нём;
- в раннеклассовом обществе возникла потребность в выработке альтернативной по отношению к мифологии картины мира, построенной на знаниях и логической аргументации.
Объект философии - два полюса «Человек – Мир». Они являются основными центрами её познавательного интереса и составляют проблемное поле философии, т.е. круг вопросов, традиционно находящихся в поле её зрения.
Предмет философии - это наиболее важное и интересующее философию в силу её природы как специфической формы познания, а именно предельные начала (основания), принципы, связи, свойства и законы всего сущего.

Философия характеризуется системностью и упорядоченностью, имеет свою структуру, методы и категории, т.е. все те основные элементы, которые составляют научное знание. Но философия является особой наукой, имеющей ряд специфических черт.

Специфические черты философии: - высокая степень обобщения – если другие науки изучают частные, отдельные фрагменты мира, то философия изучает мир в целом, самые общие законы существования и развития, почти не интересуясь конкретикой;
- двойственность – философия включает не только строго научное знание, но и художественные метафоры, символы, идеалы, ценности, т.е. наука мыслит чёткими понятиями, искусство – образами, а философия – концептами, где понятие и образ, знание и ценность слиты воедино.

Обобщённость и двойственность расширяют свободу философского поиска, позволяя рассматривать явления связно, а не изолированно друг от друга, и не подгонять свои идеи под строгие формулы и схемы. Благодаря этому философия способна активно взаимодействовать с другими науками, дополняя их и создавая целостную картину мира.

Тесная связь философии и науки проявляется в структурности философского знания. Философия имеет свои чётки разделы.

Основные разделы предмета философии: - метафилософия – теория философского знания;
- история философии – учение о развитии философского знания
- онтология (от греч. ontos – бытие, logos –учение) – философское учение о мире и бытии;
- гносеология (от греч. gnoses –познание) – философское учение о познании мира;
- аксиология (от греч. axios – ценный) – философское учение о ценностях;
- праксиология - философское учение о преобразовательной деятельности человека;
- философскаяантропология (от греч. anthropos – человек) – философское учение о происхождении и сущности человека;
- социальная философия – учение о законах развития общества.
Вопросы традиционно считающиеся философскими: - сущность бытия;
- происхождение бытия;
- материя (субстанция), её формы;
- сознание, его происхождение и природа;
- взаимоотношение материи и сознания;
- бессознательное;
- человек, его сущность и существование;
- душа, духовный мир человека;
- общества;
- общество и человек;
- природа;
- природа и общество;
- духовная сфера жизни человека;
- материально-экономическая сфера жизни общества;
- социальная сфера общества;
- общественно-экономические формации, цивилизации;
- перспективы человека, общества;
- экология, проблемы выживания;
- особенности познания;
- влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
- ограниченность и безграничность познания;
- движение;
- философские категории;
- диалектика и её законы и др.

Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов познания действительности. Все методы делятся на три основные группы: частнонаучные, общенаучные, всеобщие (философские).

Философские методы, как и методы других наук, берут своё начало в практической деятельности людей, но они имеют ряд особенностей, отличающих их от всех других методов. Они основаны на более высоком уровне обобщения и оформляют свои выводы при помощи категорий – предельно общих понятий.

МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ (от греч. methodos – путь познания) – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.

Наши рекомендации