Научные открытия и философские воззрении Р. Декарта. Исходная идея, дуализм, рационализм, априоризм
Рене Декарт (1596-1650) из богатой дворянской семьи. Основная деятельность происходила в Голландии, что объясняется следующими причинами: Франция того периода - это феодальное общество, абсолютная монархия, где идут постоянные войны, в том числе междоусобные, восстания крестьян и др. трудящихся, начинается развитие капиталистической мануфактуры.
Декарт боролся против схоластики, надуманных идей, он считал, что в философии и науке все должно быть обосновано. Хотя он придавал важное значение анализу и индукции, но предпочтение отдавал синтезу и дедукции, а, следовательно математическим знаниям. Исходя из этого, он поставил задачу построить философию дедуктивным путем, взяв за исходный принцип самоочевидную идею. Таковой он считал идею: "мыслю, следовательно существую".
Это определило особенности его философии. В теории познания он -рационалист. Главным признаком человека, тем, что отличает его от животных, он считал разум и речь. Он доказывал, что в сознании человека есть врожденные идеи: идея Бога, идея духовной субстанции, идея телесной субстанции и др. Такая точка зрения носит название априоризма. Он считал, что духовные явления имеют свою духовную субстанцию, а вещи - свою телесную, причем между ними нет никакой связи, они сосуществуют независимо друг от друга. В этом состоит дуализм.
Атрибутом духовной субстанции и души является мышление, а атрибутом телесной субстанции и вещей - протяженность в различных направлениях. Его дуализм проявился и в том, как он изложил свое учение, которое состоит из двух частей: материалистической физики (учения о природе) и идеалистической метафизики (учения об умопостигаемых принципах бытия и познания).
В физике он исходит из материи, как основания бытия и познания, а в метафизике все вопросы решаются из признания Бога и души. Материя - это все то, что имеет объем и занимает часть пространства. Причем он отождествлял материю с бесконечно делимыми частицами, которые обладают: формой, фигурой, величиной и направлением механического движения. Он лишал материю качественного многообразия, сводя все ее свойства только к количественным, считал, что теплота, цвет и т.п. качества - это только ощущения человека. Он механицист. Человек и животное - это своеобразные механизмы. Все изменения в мире - это механические движения. Первопричина движения материи - Бог, который сотворил материю, движение, покой и содействует сохранению того же количества движения и покоя, которое он вложил в материю при ее создании. Все явления он стремился объяснить естественнонаучным путем, исходя из известных тогда законов природы.
В целом Декарт метафизик, но в его учении имеются и диалектические идеи. В частности это проявилось в его гипотезе о происхождении солнечной системы и Вселенной: бесконечная Вселенная вначале состояла из хаоса трех вихрей - огнеподобного, землеподобного и воздухо-подобного. Постепенно из первого возникли Солнце и звезды, из воздуха - небо, из землеподобного - Земля и др. планеты.
Философия Т.Гоббса, его механицизм, рационализм, детерминизм, теория "общественного договора", атеизм.
Томас Гоббс (1588-1679). Он систематизировал материализм Бэкона и развил его дальше. Главный его труд «Левиафан». Гоббс освободил материализм Бэкона от теологических привесков и придал ему классическую механистическую форму.
Мир материален, материя первична, сознание производно от нее, мир познаваем. Мир - это единая материальная субстанция, все конкретно существующее - это различные проявления этой субстанции. Материя вечна, а вещи временны (появляются и исчезают). Как сторонник метафизического материализма, Гоббс давал материи чисто количественные характеристики, считая, что все вещи обладают только такими свойствами как: протяженность, форма, объем и т.п. количественными характеристиками, но лишены цвета, звука, запаха и т.п. качественных характеристик, которые Гоббс считал субъективными.
Он считал движение свойством материи, он понимал ее, как только механическое. Гоббс как бы геометризировал материю.
Внешний мир, воздействуя на наши органы чувств, порождает в нас ощущения, с них начинается познание и завершается в разуме. Истина - это суждение, верно отражающее вещи и их причинные связи, а заблуждения это неверные суждения. Вне суждения нет ни истины ни заблуждения. В целом в теории познания Гоббс сбивался на позиции рационализма (преувеличивал роль разума; роль математического метода; познавательную деятельность сводил к простейшим математическим операциям: сложению и вычитанию).
Большой интерес представляет собой его теория государства, получившая название теории "общественного договора", в которой Гоббс пытается доказать естественное, земное происхождение государства. Поначалу люди находились, жили в "естественном", догосударственном состоянии. В природе они были равными в правах на счастье, частная собственность отсутствовала в этом состоянии. Стремясь реализовать свои права, люди сталкивались друг с другом, поэтому это состояние было войной всех против всех, поскольку человек человеку был волк. Чтобы избежать опасности взаимного уничтожения, люди договорились отказаться от большей части своих прав, передать их одному или нескольким лицам, так и образовалось государство. Отсюда государство в дальнейшем должно быть вечным. Государство должно укрепляться, ибо всякое его ослабление - это движение к прежнему состоянию. Граждане должны выполнять все законы, ибо их нарушение тоже ведет к прежнему состоянию. Государство обслуживает и охраняет всех граждан совершенно одинаково.
Он различал три возможные формы государства: монархию, аристократию и демократию, но самой совершенной считал абсолютную монархию, выражая интересы крупной буржуазии, нуждавшейся в сильной централизованной власти. Понимание морали он связывал со своей теорией государства: нравственный поступок тот, который способствует сохранению и укреплению государства и наоборот.
Он отмечал, что государство продукт коллективного сознания людей, т.е. здесь заложена субъективно-идеалистическая идея; метафизичность проявляется в идеях вечности, неизменности государства; объективизм проявляется тогда, когда государство обслуживает всех одинаково.
Гоббс - атеист, причину возникновения религии он усматривал в страхе людей перед грозными силами природы, который был порожден невежеством людей. Отсюда главная задача - познание и просвещение.