Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Соч. : в 14 т. / Г. В. Ф. Гегель.
«…Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность.
… Диалектика обыкновенно рассматривается как внешнее искусство, которое произвольно вносит путаницу в определенные понятия и создает в них лишь видимость противоречий, так что, согласно такому пониманию диалектики, эта видимость мнима, определения же рассудка, напротив, представляют собою истину. … Однако по своему настоящему характеру диалектика, наоборот, представляет собою подлинную собственную природу определений рассудка, вещей и конечного вообще. Уже размышление есть движение мысли, переступающее пределы изолированной определенности, приводящее ее в соотношение с другими, благодаря чему эта определенность полагается в некоторой связи, но, помимо этого, сохраняет свою изолированную значимость. Диалектика же есть, напротив, имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, т.е. содержат отрицание самих себя. … Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, равно как в нем же заключается подлинное, а не внешнее, возвышение над конечным. …
В высшей степени важно уяснить себе, как следует понимать и познавать диалектическое. Оно является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в действительности. Диалектическое есть также душа всякого истинно научного познания. …Не следует, далее, смешивать диалектику с софистикой, сущность которой как раз и состоит в том, что она выдвигает те или другие односторонние и абстрактные определения в их изолированности, смотря по тому, какого из этих определений требуют в данный момент интересы индивидуума и то положение, в котором он находится. … Диалектика существенно отлична от такого способа рассуждения, ибо она именно и ставит себе целью рассматривать вещи в себе и для себя, т.е. согласно их собственной природе, причем тогда обнаруживается конечность односторонних определений рассудка ….
… Как бы упорен ни был рассудок в своем стремлении отвергнуть диалектику, ее все же отнюдь нельзя рассматривать как существующую только для философского сознания, ибо то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте. Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики. …
… Спекулятивный, или положительно-разумный момент постигает единство определений в их противоположности, утверждение, содержащееся в их разрешении и их переходе.
… Диалектика приводит к положительному результату, потому что она обладает определенным содержанием или, иначе говоря, потому что ее результат есть поистине не пустое, абстрактное ничто, а отрицание известных определений, которые содержатся в результате именно потому, что он есть не непосредственное ничто, а некоторый результат. … Это разумное, хотя оно есть некоторое мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и нечто конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, а единство различенных определений. … В спекулятивной логике содержится чисто рассудочная логика, и первую можно сразу превратить в последнюю; для этого нужно только отбросить в ней диалектический и разумный моменты, и она превратится в то, что представляет собою обыкновенная логика, – в историю различных определений мысли, которые, хотя они на самом деле конечны, считаются чем-то бесконечным…».
? Что такое диалектика в гегелевском понимании?
Контроль знаний |
1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Каковы основные черты философии Нового времени?
2. В чем выражается связь новоевропейской науки и философии?
3. Какие методы определяли развитие науки XVII в.?
4. В чем заключается смысл дилеммы эмпиризма и рационализма?
5. О каких идолах (призраках) человеческого сознания говорит Ф. Бэкон?
6. Каковы правила для руководства ума Р. Декарта?
7. Как Спиноза решает проблему дуализма субстанций?
8. Как отстаивался принцип суверенности разума в эпоху Просвещения?
9. В чем смысл теории «естественного права» и концепции «общественного договора»?
10. Почему немецкая философия носила систематический характер?
11. Почему философия И. Канта называется «критической»?
12. Каким методом пользуется Гегель в своей философии?
13. Почему материализм Фейербаха называется «антропологическим»?
2. Тесты(второй уровень самоконтроля):
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
Термин | Определение |
1. Метод | 1*. Социально-политическое движение, пытающееся ослабить роль религии и церкви в различных областях общественной жизни |
2. Гносеология | 2*. Форма мышления, метод исследования посредством перехода от общих положений к частному знанию |
3. Эмпиризм | 3*. Философское учение о познании |
4. Рационализм | 4*. Философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания |
5. Сенсуализм | 5*. Философское направление, признающее разум основой познания и человеческих действий |
6. Индукция | 6*. Путь исследования, способ теоретического и практического освоения действительности |
7. Дедукция | 7*. Способ опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям; метод познания, при помощи которого обобщаются опытные данные |
8. Субстанция | 8*. Учение о наличии в человеческом сознании знаний, предшествующих опыту и не зависящих от него |
9. Деизм | 9*. Направление в гносеологии, согласно которому чувственные восприятия и опыт являются основой познания и критерием истинного знания |
10. Исторический оптимизм | 10*. Философская позиция, отрицающая полностью либо частично возможность познания объективного мира |
11. Антиклерикализм | 11*. Базовая категория кантовской философии, обозначающая объективное существование вещей природы, сущность которых непознаваема |
12. Трансцендентный | 12*. Философская категория, обозначающая сущность, нечто, лежащее в основе, характеризующая реальность со стороны ее внутреннего единства |
13. Априоризм | 13*. Учение, которое признает существование Бога в качестве первопричины мира, не вмешивающегося впоследствии в его дальнейшее развитие, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам |
14. Агностицизм | 14*. «Потустороннее», все то, что недоступно человеческому опыту и познанию (например, Бог, бессмертие души и т.д.) |
15. «Вещь-в-себе» | 15*. Мировоззренческая позиция, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых, разумных целей исторического развития |
16. Категорический императив | 16*. Философское учение о всеобщей взаимосвязи, изменении и развитии в мире |
17. Антиномии | 17*. Категория диалектики, обозначающая единство и борьбу противоположностей в предмете как едином целом |
18. Панлогизм | 18*. Центральное понятие кантовской философии морали, выражающее всеобщий и безусловный нравственный закон, предписывающий принцип морального поведения |
19. Абсолютная идея | 19*. Противоречащие, но одинаково обоснованные суждения, идеи (например, «мир конечен»» – «мир бесконечен») |
20. Противоречие | 20*. Обобщенная характеристика гегелевской объективно-идеалистической философии, согласно которой развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности Абсолютной идеи |
21. Диалектика | 21*. Базовая категория гегелевской философии, обозначающая вечную, безусловную, совершенную сущность, которая не зависит ни от чего другого, сама по себе содержит все существующее и творит его |
2.2. Закончите определения:
ü Эмпиризм – это философское направление, сторонники которого утверждали, что «нет ничего в разуме, чего бы прежде не было в …».
ü «Дуализм есть философское учение, считающее основой мира …».
ü «Свобода есть познанная …».
ü Основной причиной всех зол и бедствий на Земле просветители называли ... .
Вопросы для дискуссии |
1. Какое влияние оказала новоевропейская философия на формирование системы ценностей техногенной цивилизации?
2. Существует ли проблема эмпиризма и рационализма в современном научном исследовании?
► Подумайте о смысле изречения:
ü «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»
(Кант И. «Критика практического разума»).
Дополнительная литература к теме:
1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.3.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.
2. Бэкон, Ф. Новый Органон. / Ф. Бэкон // Соч. : в 2 т. – М., 1978. – Т. 2.
3. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли: учеб.-метод. пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.
4. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. – СПб., 1992.
5. Декарт, Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт // Соч. : в 2 т. – М., 1989. – Т. 1.
6. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 3.
7. Нарский, И. С. Западноевропейская философия XVII века / И. С. Нарский. – М., 1974.
8. Руссо, Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми / Ж. Ж. Руссо // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 2.
9. Соколов, В. В. Введение в классическую философию: учеб. пособие / В. В. Соколов. – М., 1999.