Словарь основных терминов
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра философии и политологии
ФИЛОСОФИЯ
Материалы для самостоятельной работы
В помощь иностранным студентам
Горки 2011
Одобрено методической комиссией совета по гуманитаризации образования и воспитания 0.06.2011 (протокол № ).
Составили: Ф.С.ПРИХОДЬКО (темы 12, 13), Р.В.ПОПОВА (темы 6, 7, 8), В.В.ИВЧИК (темы 14, 15, 16), Б.Я. КОНДРАТОВ (темы 9, 10, 11), М.В.КОНДРАТОВА (темы 1, 2, 3, 4, 5), Е.И.КРИУШЕНКО (тема 17), О.Г.ЛИПСКАЯ (тема 18).
Под общей редакцией Ф.С. ПРИХОДЬКО.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...3
Тема 1. Философия как феномен культуры………………………………………….….5
Тема 2. Философия Древнего мира ……………………………………………………..9
Тема 3. Западноевропейская философия Средневековья и Возрождения …………..14
Тема 4. Философские системы ХVII – ХIХ вв. ……………………………………….18
Тема 5. Неклассическая философия ХIХ в. …………………………………………....23
Тема 6. Основные направления философии ХХ в……………………………….. …..27
Тема 7. Философия и национальное самосознание……………………………………32
Тема 8. Философия бытия……………………………………………………………….37
Тема 9. Философия природы…………………………………………………………....42
Тема 10. Проблема человека в философии и науке…………………………………...45
Тема 11. Сознание человека как предмет философского анализа……………………50
Тема 12. Познание как предмет философского анализа…………………………………...55
Тема 13. Наука и ее социокультурный статус……………………………………………..60
Тема 14. Природа социальной реальности и основные стратегии ее
исследования в философии……………………………………………………………….….66
Тема 15. Основные проблемы политической философии…………………………….71
Тема 16. Философские проблемы социальной динамики…………………………….75
Тема 17. Философия культуры……………………………………………………….…80
Тема 18. Философия техники. Глобальные проблемы современности………………85
Литература ……………………………………………………………………................
Введение
УДК
Философия: Материалы для самостоятельной работы / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. Ф.С.Приходько, Р.В.Попова, В.В.Ивчик, Б.Я.Кондратов, М.В.Кондратова, О.Г.Липская. Горки, 2011. – с.
В материалах представлены планы занятий, контрольные вопросы и задания, вопросы для обсуждения и темы для дискуссий, словарь основных терминов и тесты для самопроверки по каждой теме, которые направлены на активизацию самостоятельной управляемой работы студентов, развитие их мыслительных и творческих способностей.
Для студентов всех факультетов.
Рецензент А.А.ГЕРАСИМОВИЧ, канд.ист.наук, доцент.
© Составление. Коллектив авторов, 2011
© Учреждение образования
«Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия
ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ
ФЕНОМЕН
Понятие и структура мировоззрения, его исторические типы. Особенности философского мировоззрения.Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности. Оно формируется у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.
Структура мировоззрения.
1. Знания – совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными, повседневно-практическими.
2. Ценности – отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле.
3. Эмоции и чувства – личные переживания человека, вызванные внутренними и внешними воздействиями, например, страх или радость.
4. Воля – способность к выбору цели деятельности и к концентрации усилий, необходимых для её осуществления. Она позволяет человеку претворять свои идеи в жизнь.
5. Убеждения – взгляды, принимаемые в качестве истины, соответствующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения личности, общественных групп, наций, народов.
Исторические типы мировоззрения.
Мифология (от греч.mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззрение, которое возникло в глубокой древности. Оно основано на жизненном опыте, вымыслах, фантазии и образном мышлении. Мифы рассказывают о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе.
Религия (от лат. religio – набожность, святыня) – форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной.
Философия – научно-теоретический тип мировоззрения, в котором формируются знания о наиболее общие принципах развития природы, общества, мышления, а также об отношении человека к миру.
Особенности философского мировоззрения:
1. Рациональность – опора на разум человека. Это позволяет людям сознательно ориентироваться в мире.
2. Логичность – доказательство выдвигаемых положений. Они не просто утверждаются, а выводятся в логически упорядоченной форме.
3. Рефлексия – мышление, обращенное на себя, то есть мысль о мысли. Это позволяет находить ошибки, совершенствовать мышление.
4. Критичность – сомнение в правильности существующих теорий. Философия допускает критику любых идей, разрушает веру в догматы и постулаты.
5. Философия имеет развитый категориальный аппарат – систему самых общих, фундаментальных понятий.
Предметное самоопределение философии и ее геосоциокультурные типы.Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор в VI в. до н.э. по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время. Это объясняется тем, что каждая историческая эпоха и каждый географический регион на первый план философских исследований выдвигает круг каких-то своих важнейших вопросов. В самом широком смысле предметом философии является целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.
В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии. Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира. Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний. Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии. Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии.
В ходе исторического развития, западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии:
1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа);
2) средневековый теоцентризм (в центре философии – бог);
3) антропоцентризм эпохи Возрождения (в центре – сам человек);
4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания);
5) современный антропоцентризм(человек рассматривается во всех сферах его деятельности).
Основные разделы философии и их проблематика.Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества.
1. Философское учение о бытии – онтология, то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии.
Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии. Он имеет две стороны. Во-первых: что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя? Материалисты считают, что первична материя, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично. Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: а) субъективный идеализм– утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б) объективный идеализм– полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальноепервоначало получило название субстанция.В зависимости от того, сколько субстанций признавалось, возникли философские направления монизма (единственное начало), дуализма (действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций). В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.).
2. Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя. Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии: познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позиция гносеологического оптимизма. Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – это скептики.
3. Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы – праксиологию (учение о деятельности людей) и аксиологию(учение о ценностях).
4. Социальная философия – раздел, изучающий общество. В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации.
5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления.
Философия в системе культуры. Социальные функции философии.Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты. Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразование мира на базе идеалов и представлений о прекрасном. Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления.
Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме.
Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощью логических рассуждений о его всеобщих основах.
Философия и мораль, закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить.
Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее. Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда содержит оценку, в ней выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта. Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему.
Функции философии:
1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека);
2) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности);
3) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений);
4) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания);
5) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного).
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое мировоззрение?
2. Назовите исторические типы мировоззрения.
3. В чем состоит предмет философии?
4. Назовите основные разделы философии.
5.Какиефункции выполняет философия?
Словарь основных терминов
Агностицизм– учение о непознаваемости окружающего нас мира.
Аксиология – учение о ценностях и их роли в человеческом бытии.
Гносеология – учение о познании, о закономерностях и механизмах познавательной деятельности.
Идеализм– направление в философии, признающее в качестве первоосновы мира духовное начало (сознание, разум, Логос и т.п.).
Материализм – направление в философии, утверждающее в качестве первоосновы мира материальное начало (материю).
Мировоззрение– это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности.
Мифология – это мировоззрение, основанное на жизненном опыте, вымыслах, фантазии и образном мышлении.
Онтология – учение о бытии, о наиболее общих основах всего существующего.
Праксиология – философия деятельности, учение об активном, преобразующем отношении человека к миру.
Религия– мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром.
Социальная философия – философия общества, изучающая его сущность и закономерности развития.
Субстанция – материальное или идеальноепервоначало всего существующего; то, что себе не имеет причины, но является причиной всего существующего.
Философия– тип мировоззрения, в котором формируются знания о наиболее общих принципах развития природы, общества, мышления, а также об отношении человека к миру.
Философская антропология– раздел философии, изучающий человека, его сущность и существование в мире.
Рациональность– опора на разум и логику, а не на эмоции и чувства.
Рефлексия – мышление, обращенное на себя или мысль о мысли.
Критичность – сомнение в правильности существующих воззрений.
Категория– философское понятие, максимально общее по своему содержанию.
2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
1. Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока.Философское мировоззрение возникло в VII-VI вв. до н. э. втрех относительно самостоятельных регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.
Философия Древней Индии всегда сохраняла тесную связь с верованиями людей. Ее отличают стремление к внутреннему совершенствованию личности, идеализм философских теорий, ориентация на потустороннее существование и элементы мистики.
Свое начало философская традиция древних индийцев берет в Ведах (это собрание гимнов, молитв, заклинаний и обрядовых наставлений). Важнейшими понятиями древнеиндийской культуры являются категории «сансара» и «карма». «Сансара» означает круговорот перерождений человека. После смерти душа вновь рождается в новом теле. «Карма» – этический закон, который указывает на связи между поведением личности и ее будущим воплощением. Если жизнь прожита достойно, то новое рождение будет лучшим, например, человек попадет в более высокую касту.
В VII-VI вв. до н. э. в Индии сформировались шесть классических философских систем, провозглашавших Веды основным источником знания, и ряд неортодоксальных школ, споривших с некоторыми положениями священных книг. Ортодоксальные направления – это: веданта; ньяя; вайшешика; санкхья; йога; миманса.
Самые известные из неортодоксальных течений: чарвака, джайнизм и буддизм. Чарвакапризнавала существование только этого мира и отрицала бессмертие души. Джайнизм учил суровому аскетизму, воздержанию от всех земных привязанностей. Здесь особую ценность приобрел принцип ахимсы – уважение ко всему живому, так как индивидуальная душа находится в любом живом существе.
Буддизм– религиозно-философское учение и мировая религия. Основоположником является Будда (563-483 гг. до н. э.) Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя. Будда нашел путь освобождения в форме следования четырем истинам: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страданий заключена в наших желаниях; 3) если подавить желания, то избавишься от страданий; 4) для подавления желаний надо следовать путем нравственного совершенствования, указанного Буддой. Человек любой касты еще при жизни может прервать цепочку рождений, вырваться из круга сансары и попасть в нирвану. Понятие «нирвана» означает состояние успокоения, переживания единства всего сущего в результате слияния с мировым духом – Брахманом.
Философия Древнего Китая испытывала влияние традиции почитания государства, поскольку чиновник был носителем и светской и духовной власти. Для нее характерны практический характер философии, поиск оптимальных форм управления страной, стремление к стабильности, идеализация глубокой древности, ориентация на совершенствование межличностных отношений.
Начало древнекитайской философии заложило «Пятикнижие», пять книг, составлявших основу мировоззрения образованного китайца.
Наиболее влиятельные философские школыДревнего Китая – даосизм и конфуцианство. Даосизм – философское учение, которое пытается объяснить основы существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (604 г. до н. э.-?) Центральным понятием даосизма является Дао. Слово Дао переводится как «путь». Это универсальный закон мироздания и человеческого поведения. Высший долг человека – следование Дао. Люди не могут влиять на мировой прядок, их удел – покой и смирение. Надо соблюдать принцип у-вэй – (недеяние), призывающий к отказу от целенаправленной активности. Попытки изменить естественный ход событий принесут лишь вред.
Конфуцианство– философская школа, которая готовила человека к общественной жизни. Ее основоположник – Конфуций (551-479 гг. до н. э.) Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества.
В Древнем Китае существовали также школы моизма и легизма. Моизм был основан мудрецом Мо-цзы, который проповедовал всеобщую любовь, счастье и милосердие к низшим сословиям. Легисты считали, что природа человека безнравственна, значит эффективно управлять государством можно только тогда, когда власти руководствуются строгими законами.
Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции.Античная философия возникла в греческих городах-государствах. В отличие от Древневосточных цивилизаций, в Древней Греции философия отделилась от мифологии. Она сформировала особый стиль мышления, основанный на теоретическом знании и логической доказательности. Отличительной чертой античной философии являлся космоцентризм (космос – упорядоченная вселенная) – установка на изучение мира, частями которого являются природа, боги, человек. Античность задала основные философские темы и направления, которые актуальны до сих пор.
В развитии античной философии выделяют следующие этапы:
1. VII-V вв. до н. э. – ранняя греческая философия (досократики) (характеризуется созданием первых натурфилософских теорий);
2. V-IV вв. до н. э. – античная классика (переход от натурфилософии к метафизике, разработка целостных философских систем);
3. IV в. до н. э.- V в. н. э. – эллинистическая философия (главный упор делается на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни).
На раннем этапе в философии преобладал интерес к исследованию природы (натурфилософия), к поиску единой основы мироздания.
Первую школу в греческой философии основал Фалес. Она называлась милетской (по городу Милет, где жили ее представители). Философы искали то, из чего все возникло, то общее, что объединяет мир, то есть субстанцию. Фалес считал основой всего воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен –воздух. Вслед за милетцами поисками первоосновы занимались и другие школы и мыслители. Так, Пифагор субстанцией считали число, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы и т.д.
Одним из выдающихся мыслителей древности был Гераклит. Центральная идея его философии была идея всеобщей изменчивости и движения. Источником вечного движения является борьба противоположностей. Однако противоположности не только борются между собой, но и еще образуют единство: о холоде мы знаем только потому, что сравниваем его с теплом, а мокрое может стать сухим. Учение о всеобщей связи и развитии вещей и явлений называют диалектикой.
Учение школы элеатов – (Ксенофан, Парменид,Зенона) заложило новую стратегию философствования, предлагающую исследовать скрытую сущность вещей с помощью мышления. В дальнейшем эта традиция получила название метафизика. Парменид ввел в философию категорию бытие, обозначавшую единую неделимую, неподвижную и умопостигаемую сущность мира. Поскольку разум элеаты считали главным инструментом познания, они ввели традицию логически доказывать свои мысли.
Атомисты высказали идею о том, что мир состоит из множества мельчайших частиц – атомов (с греч. – неделимый). Эту концепцию развивал Демокрит. Атомы – это бытие, пустота – небытие. Атомы вечны, неизменны, находятся в пустоте. Они постоянно движутся, поэтому возникают и исчезают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы невозможно, о их существование можно догадаться только с помощью разума. Атомистическое учение Демокрита было стихийно-материалистическим.
В середине V в. до н. э. начинается переход к классическим метафизическим системам античности. В развитии древнегреческой философии совершается поворот к гносеологической, нравственной и социально-политической тематике; центральной для философских рассуждений становится проблема человека. На смену натурфилософам, пришли учителя мудрости, софисты, которые за плату учили философии и ораторскому искусству. Они утверждали, что в изменчивом мире не может быть ничего постоянного. Нет единой истины, единой морали: что тебе выгодно, то истинно и правильно: («Человек есть мера всех вещей» Протагор).
В отличие от софистов, Сократ (469-399 гг. до н. э.) утверждал, что истина должна быть единой для всех, а для каждого существует лишь мнение. Он не давал готовых знаний, а стремился подвести собеседника к самостоятельному открытию истины с помощью наводящих вопросов. Философ считал, что любое знание является добром, а любое зло совершается по незнанию (этический рационализм). Философия формирует добродетель, так как занимается поиском истины.
Платон(427 г. до н.э.-347 г. до н.э.) был самым известным учеником Сократа. Центральное ядро философии Платона – учение об идеях. Они вечны и совершенны. Мир идей – это подлинное бытие. Ему противостоит бесформенная, пассивная материя (небытие). Из взаимодействия идей и материи рождается мир вещей. Вещи – это неточные копии идей, они несовершенны. Идеи первичны, а вещи – вторичны. Таким образом, Платона считают основоположником объективного идеализма. Человеческая душа принадлежит миру идей, а тело – миру вещей. Души живут на звездах, но иногда спускаются на землю и вселяются в человеческое тело. При этом они забывают то, что знали в мире идей. Поэтому познание осуществляется как процесс припоминания прежних знаний. Платон создал модель идеального государства, где должна была воплощаться всеобщая справедливость. Но при этом во благо государства приносилось в жертву счастье отдельных людей. Платоном была создана философская школа (Академия), – просуществовавшая более 900 лет, где выросли многие его последователи.
Аристотель (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.) – ученик Платона, пересмотревший многиие фундаментальные положения своего учителя и создавший собственную философскую школу – Ликей. В отличие от Платона, Аристотель считал, что вещи реально существуют и представляют собой единство материи и формы. Материя – это пассивное начало, возможность возникновения множества вещей. А форма – активное начало, которое превращает материю в ту или иную вещь. Аристотель утверждал, что все в мире имеет свою причину, а первопричина, перводвигатель всего существующего – высший ум, Бог. Познание, по Аристотелю, включает чувственную и рациональную ступени. На первой происходит сбор данных о мире, а на второй – их обобщение с помощью логических операций. Именно разум позволяет проникнуть в сущность вещей. Споря с Платоном, Аристотель отмечал, что не может быть счастливым то государство, где несчастны граждане. Учение Аристотеля оказало огромное воздействие на последующий ход развития европейской философии.
Контрольные вопросы и задания
1. Когда и где возникает философия?
2. Расскажите о философии буддизма.
3. Какие философские школы Древнего Китая Вам известны?
4. Почему философов-досократиков называют натурфилософами?
5. Чем отличаются учения о государстве у Платона и Аристотеля?