Утопический социализм 709 22 страница

Совр. наука использует разнообразные виды Э. В сфере фундаментальных исследований простейший тип Э.— качеств. Э., имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Бо­лее сложен измерит. Э., выявляющий количеств. опре­делённость к.-л. свойства объекта. Широкое примене­ние в фундаментальных исследованиях получает мыс­ленный Э. Относясь к области теоретич. знания, он представляет собой систему мысленных процедур, про­водимых над идеализированными объектами. Будучи теоретич. моделями реальных экспериментальных си­туаций, мысленные Э. проводятся в целях выяснения согласованности осн. принципов теории. (См. также Верификация, Фальсификация.)

С 20-х гг. 20 в. развиваются социальные Э. Они спо­собствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального Э., в роли к-рого выступает опре-дел. группа людей, является одним из участников Э., с

ЭКСПЕРИМЕНТ

интересами к-рого приходится считаться, а сам иссле­дователь оказывается включённым в изучаемую им ситу­ацию. Содержание и процедуры социальных Э. обус­ловлены также правовыми и моральными нормами об­щества.

• Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, гл. 2, ПСС, т. 18; Сивоконь П. Е., Методологии, проб­лемы естеств.-науч. Э., М., 1968; P ы в к и н а Р. В., Вино­кур А. В., Социальный Э., Новосиб., 1908; М а к a p e в и-чус К., Место мысленного Э. в познании, М., 1971; На­лимов В. В., Теория Э., М., 1971; Капица П. Л., Э., теория, практика, М., 1974; Ахутин А. В., История принципов физич. Э.: от античности до XVII в., М., 1976; Кэмпбслл Д., Модели Э. в социальной психологии и при­кладных исследованиях, пер. с англ., М., 1980; К у π ρ и-я н А. П., Проблема Э. в системе обществ. практики, М., 1981; Dingler H., Über die Geschichte und das Wesen des Experi­mentes, Münch., 1952; S i ehe l W., Die Logik des Experi­ments in den Sozialwissenschaften, B., 1965.

ЭКСТАЗ(от греч. εκστασις — смещение, перемещение, исступление, восторг), термин др.-греч. философии, од­но из осн. понятий неоплатонизма. В своём первонач. значении слово Э. означало, в частности, переход от нор­мального состояния к ненормальному (как в телесном плане — напр., «вывих», так и в душевном — «исступ­ление», «помешательство» и т. п.). В значении «перехода» слово Э. употребляется, напр., у Аристотеля: «всякое движение есть Э. движущегося» («О душе» 406 b 13). Плотин употребляет слово Э. при описании сверх­умного созерцания, когда душа, отбросив всё чувствен­ное и интеллектуальное, возвышается над сферой бы­тия-ума (нуса) и в некоем восторге и воодушевлении не­посредственно соприкасается со сверхбытийным единым («Эннеады»У1 9, 11, 23). Э. предполагает предварит, очи­щение души (катарсис), прошедшей все этапы добро дет. жизни и возвысившейся над «хороводом добродетелей» (VI 9, 11, 17). Плотиновское понимание Э. было воспри­нято последующими неоплатониками (Порфирий, Прокл), а также патристикой (Псевдо-Дионисий Арео-пагит, Августин).

ЭКСТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ(от лат. extensio — протя­жение, расширение), свойство подстановочности, прояв­ляющееся в сохранении значений (объёмов) выражения­ми к.-л. языка относительно возможных (в данном язы­ке) преобразований этих выражений. Поскольку подста-новочность обусловлена тождеством, Э. предполагает абстракцию отождествления выражений, принятую в том или ином языке, и соответственно указывает на ин­тервал этой абстракции. Так, напр., отождествляются классы и определяющие их свойства, отношения и со-ответств. предикаты и т. п. Если предложения языка отождествляются по их денотативному (истинностному) значению (см. Денотат), то свойством Э. обладают только те новествоват. синтаксич. конструкции языка, к-рые не содержат предложений, выражающих кос­венную или прямую речь. Это обусловлено тем, что опе­рации преобразования предложений в прямую или кос­венную речь, а также модальные операции не сохраня­ют отношения равнообразности предложений — их тождества по истинностному значению. Такова, в част­ности, ситуация в естеств. языках, к-рым свойственны косвенные контексты (в них равнообразности недоста­точно, чтобы определяемое ею отношение считать тож­деством). Напротив, в языках классич. логики, где под­ходящим выбором универсума рассуждения (предметной области) косвенные контексты исключаются, а все опе­рации над высказываниями сохраняют отношение рав­нообразности, именно последнее отношение оказывается единств. отношением тождества. Т. о., в теоретико-мно-жеств. логике и основанных на ней теориях Э. выраже­ний обеспечивается за счёт неявного постулата о нераз­личимости равнообъёмных свойств (или объёма и со­держания понятий). В языке самой теории множеств этот постулат формулируется уже явно в виде аксио­мы, или принципа, Э. (равнробъёмности): любое мно-жество полностью определяется заданием его элемен-

тов. Науч. язык, к-рый строится в соответствии с прин­ципом, эквивалентным принципу Э., наз. экстен­сиональным языком. В противном случае язык наз. неэкстенсиональным, или интенсио­нальным (см. Интенсиональность). В экстенсиональ­ных языках абстрагируются от психологич. и прагма-тич. оттенков смысла выражений, поэтому они проще интенсиональных и в этом отношении предпочтитель­нее, однако с т. зр. выразит. возможностей экстенсио­нальные языки беднее: их информац. задачи всецело ограничены предметным (модельным) аспектом значе­ния. Кроме языков логики, к экстенсиональным форма-лизов. языкам относятся языки математики, химии, язы­ки программирования.

• Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 195Я; Фреге Г., Смысл и денотат, пер. с нем., в кн.: Семиотика и информатика, в. 8, Μ., 1977.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ(франц. exteriorisation — обна­ружение, проявление, от лат. exterior — наружный, внешний), в психологии процесс, в результате к-рого внутренняя психич. жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования. Принципиальное значение понятию Э. впервые было придано Л. С. Выготским в его культур-но-историч. теории поведения: человек овладевает со­бой как одной из сип природы извне — при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой, так что овладение тем или иным внутренним психологич. процессом предполагает предварительную его Э. Даль­нейшую разработку проблема Э. получила в работах сов. психологов А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.

• Выготский Л. С., Развитие высших психич. функ­ций, М., I960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития пси­хики, M., 19814.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ(от лат. extra — сверх, вне и po­lio — выправляю, изменяю), распространение выводов по одной части к.-л. явления на др. часть, на явление в целом, на будущее и т. п. В математике и статистике — продолжение динамич. ряда данных по определ. форму­лам (см. также Интерполяция). Применяется при ана­лизе, диагнозе, прогнозе. Типичный пример логич. Э.— вывод об уровне культуры к.-л. социальной группы по наблюдениям за отд. её представителями или о перспек­тивах культуры по тенденциям в прошлом, статистич. Э.— проекция роста населения по данным прошлого. Э.— один из важнейших способов совр. научно-технич. и социально-экономич. прогнозирования.

ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ(от лат. extra — вне, снаружи и verto — поворачиваю, обращаю), обращённый вовне; психологич. характеристика личности, направленной на внеш. мир и деятельность в нём, отличающейся преоб­ладающим интересом к внеш. объектам и т. п. Понятие введено Юнгом. См. Интровертивный.

ЭКХАРТ(Eckhart) Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260, Хоххайм, близ Готы,— кон. 1327 или нач. 1328, Авиньон), нем. мыслитель, представитель филос. мистики позднего средневековья в Зап. Европе. Монах-доминиканец. Учился и преподавал в Парижском ун-те, затем в Страсбурге и Кёльне; был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 папской буллой 28 положений его учения были объявлены ложными.

Проповеди и трактаты Э. на нем. яз., сохранившиеся б. ч. в записях учеников, как по форме, так и по филос. содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. до­водит до крайнего заострения идеи христ. неоплатониз­ма Псевдо-Дионисия Ареопагита. Гл. тема его мысли — «божество» (Gotheit), безличный и бескачеств. абсолют, стоящий за «богом» в трёх лицах как полнотой качеств и творч. истоком мирового процесса. Человек способен познавать бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворённая «искорка», единосущная богу. Отре­шаясь от своего «Я», соединяясь с божеств. «ничто», че-ловеч. душа становится орудием вечного порождения богом самого себя. Эта концепция, неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность

интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс много­вековой традиции нем. мистики, нередко с нар.-еретич. окраской. В его доктрине предвосхищена идеалистич. диалектика единого божеств.-мирового процесса, раз­витая Шеллингом и Гегелем. Э. и его ученики сыграли большую роль в становлении нем. филос. языка.

• Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936—48; в рус. пер.— Избр. проповеди, М., 1912.

• Kopper J., Die Metaphysik Meister Eckharts, Saar­brücken, 1955; Oltmanns K., Meister Eckhart, Fr./M., 19572; Degenhardt I., Studien zum Wandel des Eckharts-bildes, Leiden, 1967.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА,др.-греч. филос. школа кон. 6— 5 вв. до н. э., в к-рую входили Парменид, его ученик Зенон Элейский (оба из г. Элея в Юж. Италии) и Мелисс Самосский. В учении Э. ш. заметно влияние идей Ксено-фана и ранних пифагорейцев. Общим для элеатов было убеждение в том, что чувства дают нам не досто­верное знание, а только ложные мнения. Поэтому они стремились постичь истину о мире силой разума, путём умозаключений, исходя из тождественности мыслимого и сущего. Элеаты первыми попытались понять мир, при­меняя к многообразию вещей филос. понятия предельной общности (бытие, небытие, движение). Отрицая суще­ствование отд. вещей и отвергая возможность движения, Э. ш. впервые продемонстрировала тупик, в к-рый попадает филос. мысль, выходящая из-под контроля опытного знания. Недаром Платон называл их «непо­движниками» («Федон» 121 В), а Аристотель— «не-физи-ками», или «противоестественниками» (Секст Эмпирик, Против ученых X 46). Попытки решения вопросов, под­нятых Э. ш., сыграли важную роль в формировании фи­лософии Демокрита, Платона, Аристотеля.

• Мандес М. И., Элеаты. Филология, разыскания в об­ласти истории греч. философии, О., 1911; Reinhardt К., Parmenides und die Geschichte der griechischen Philosophie, Bonn, 1916; Raven J. E., Pythagoreans and Eleatics, Camb., 1948; Loenen J. H. M., Parmenides, Melissus, Gorgias, A reinterpretation of Eleatic philosophy, Assen, 1959.

ЭЛЕМЕНТЫ(лат. elementä — семантич. калька греч. στοιχεία, от στοίχος — ряд, собственно — член ряда), термин антич. философии, первоначально — «буквы» (алфавита), затем — простейшие начала, элементы (ста-рослав. транскрипция — «стихии»). Уже атомисты (№ 240 Лу.) сравнивали сочетания атомов с порожде­нием «из одних и тех же букв» различных текстов. Впер­вые Э. (стойхейя) как метафорич. обозначение простей­ших чувств. тел встречаются у Платона («Теэтет» 201 е), что подтверждается свидетельством Евдема (фр. 31 Wehrli), согласно к-рому Платон первым ввёл этот тер­мин как обозначение физич. элементов (ср. «Софист» 252 b). Для Платона, однако, «Э.» — не четыре «корня» Эм-педокла (земля, вода, воздух, огонь), а составляющие их правильные многогранники («Тимей» 46 b, 56 b). У Аристотеля метафора стирается, и элемент становится филос. термином, употребляющимся очень широко — от онтологии и космологии до гносеологии и теории дока­зательства (см. описание его различных употреблений в 3-й гл. 5-й кн. «Метафизики»), сохраняя общее значение «первичной, имманентной составной части, неделимой по виду», т. е. «качественно» («Метафизика», 1014 а 25). Из четырёх «причин» (см. Архе) Э. оказываются только форма и материя как «имманентные» начала. Впослед­ствии значение термина сужается, закрепляясь в ос­новном за «четырьмя Э.».

В геометрии — «Э. доказательства», «аксиомы» (ср. «Начала» Эвклида в традиц. рус. пер.; согласно В. Буркерту и вопреки изложенной выше общепринятой т. зр. термин «стойхейон» проник в филос. лексикон именно из языка геометрии). В 1 в. до н. э. Лукреций, используя сравнение атомов с «буквами», впервые пе­редал греч. στοιχεία как elementa, от «эл-эм-эн» — ср. рус. «абевега» и т. д.), а Цицерон первым применил но­вый термин к «четырём Э.» Эмпедокла.

ЭЛЕМЕНТЫ 793

В дальнейшем Э. стали называть составную часть сложного целого.

• Diels H., Elementum, Lpz., 1899; Burkert W., ΣΤΟΙΧΕΙΟΝ, «Philologus», 1959, Bd 103, Η., 3/4, S. 167— 197 (лит.).

ЭЛИДО-ЭРИТРЕЙСКАЯ ШКОЛА,см. вст. Сократи­ческие школы.

ЭЛИТЫ ТЕОРИИ,социально-филос. концепции, утвер­ждающие, что необходимые составные части соци­альной структуры любого общества — элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса людей. Выразителями подобного рода идей были Платон, Карлейль, Ницше. Однако как определ. система взглядов Э. т. были сформулированы в 20 в. Парето и Моска. До 2-й мировой войны Э. т. по­лучили наибольшее распространение в Италии, Герма­нии, Франции; после войны — в США. Осн. варианты Э. т.: «макиавеллевский» (Дж. Бёрнхем, США), «цен­ностный» (Ла Валет, Франция), структурно-функцио­нальный (С. Келлер, США), «неоэлитизм» (Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие черты Э. т.— отрицание ис­торич. прогресса (история рассматривается как сово­купность социальных циклов, характеризуемых господ­ством определ. типов элит); критика идеи нар. сувере­нитета как утопич. мифа романтиков; утверждение, что неравенство — основа социальной жизни.

Исходный постулат Э. т.— абсолютизация политич. отношений. Политич. власть рассматривается в каче­стве осн. части социальных отношений, из к-рых наи­более значимы отношения господства и подчинения.

Первоначально Э. т. были открыто враждебны даже бурж. демократии. В кон. 30-х — 40-х гг. И. Шумпетер и К. Манхейм (Германия) реконструируют Э. т., стре­мясь совместить их принципы с признанием бурж.-де-мократич. институтов. Манхейм утверждал, что отли­чит. черта демократии — конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и «демократический оптимум элита-массы» («Essays on the sociology of cultu­re», L., [1956], p. 200). В 60—70-х гг. на основе этих идей была сформулирована т. н. теория плюрализма элит (Р. Даль) и идея их «консенсуса» (согласия) отно­сительно существующей политич. системы (Дай, Цай­глер).

Классовые корни Э. т. лежат в разделении антаго-нистич. общества на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство. Определ. этап историч. развития, связанный с недостаточным развитием производит.

сил и представляющий предысторию челове­чества, Э. т. рассматривают как всеобщий закон, след­ствие «человеч. природы» и технологич. требований сложного произ-ва.

Марксистская социология показывает ненауч. харак­тер Э. т., их направленность против марксистского уче­ния о классах и классовой борьбе, против требования социального равенства всех членов общества.

• Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; А шин Г. К., Миф об элите и «массовом обществе», М., 1966; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Со­циология. Политика. Международные отношения, М., 1974; Нарта М., Тгория элит и политика, пер. с чеш., М., 1978; Mosca G., Element! di scienza politlca, Mil., 19536; Dahl R. A., Polyarchy, New Haven, 1971; D у e T. R., Zeigler L. H., The irony of democracy: an uncommon introduction to American politics, Belmont, 19722; Pre-witt K., Stone A., The ruling elites, N. Y., 1973.

ЭЛЛЮЛЬ(Ellul) Жак (р. 6.1.1912, Бордо), франц. фи­лософ, социолог и юрист. Участник Движения Сопро­тивления. По своим теоретич. и политич. убеждениям Э.— клерикал-реформатор, тесно связан с экуменич. советом церквей.

Известность на Западе, особенно в США, Э. приоб­рёл с сер. 60-х гг. после перевода на англ. яз. ряда его книг. Согласно Э., социальный прогресс в новое время

ЭЛИТЫ

представляет собой неумолимое порабощение человека технологией и поглощение личности массовым потреби­тельским, всё более регламентированным обществом; ради материальных благ, приносимых наукой и тех­никой, люди приносят в жертву индивидуальную сво­боду и духовные ценности. При этом развитие техники, по Э., сопровождается вытеснением гуманистич. целей технич. средствами достижения эфемерного господства над окружающей природой и природой самого челове­ка. В конечном счёте технич. средства в возрастающей мере становятся самоцелью безличного «технологич. общества», в к-ром люди низводятся до роли придатка к машине. С этих же позиций Э. рассматривает и пропа­ганду как средство произвольной манипуляции сознани­ем и поведением людей, а идеологию сводит просто к интеллектуальной технологии, в к-рой идейное содер­жание вытесняется технич. средствами массовой ком­муникации. Отождествляя социальный детерминизм с технологич. императивом, Э. третирует революц. дви­жения как историч. аномалию, как негативную реак­цию масс на социально-экономич. и научно-технич. про­гресс. По его мнению, революция, воплощающая в себе стихийный бунт масс, в конечом счёте приводит якобы лишь к результатам, прямо противоположным ожидаемым, ущемляет демократию и прокладывает путь деспотич., тоталитарным режимам. Историч. не­обходимость и человеч. свобода, согласно Э., несовме­стимы друг с другом, так что единств. альтернативой порабощения людей «технологич. обществом» и их «то­тального отчуждения» является борьба за индивидуаль­ную, трансцендентную свободу воли, совпадающая с религ. обновлением человечества. С этих анархич., ин-дивидуалистич. позиций Э. подвергает резкой критике как совр. капиталистич. действительность, так и марк­сизм и реальный социализм. Радикальное по форме, но консервативное по содержанию обличение Э. «техноло­гич. цивилизации», «потребительского общества» и «массовой культуры» оказало значит. влияние на мно­гих мелкобурж. идеологов движения «новых левых» в 60—70-х гг. (особенно на Т. Роззака, П. Гудмена, Г. Маркузе, Э. Фромма и др.), а также на представите­лей «новой философии» во Франции.

• Introduction ä la discipline des eglises reformees, P., 1943: Le' fondement theOlogique du droit, P., 1946; La technique ou l'enjeu du siede, P., 1954; Histoire des institutions, t. 1—2, P., 1955—56; Propagandes. P., 1962; L'illusion politiquc, P., 1965; Politique de Dieu, politiques de l'homme. P., 1966; Autopsie de la revolution, P., 1969; De la revolution aux revoltes, P., 1972; L'ethique de la liberte, v. 1—2, P., 1974; L'apocalypse, P., 1975; Le Systeme technicien, P., 1977; L'illusion politique. P., 1977; L'empire du non-sens: I'art et la societi technicienne, P., 1980.

ЭМАНАЦИЯ(от позднелат. emanatio — истечение, распространение; греч. απόρροια, προβολή, πρόοδος), филос. понятие, специально разработанное в неоплато­низме, означающее переход от высшей и совершенной ©нтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию. Учение об Э. всегда чревато пантеистич. выводами, хо­тя и не исключает трансцендентного понимания перво­источника мира. В монистич. системах (платонизм, нео­платонизм) учение об Э. как об «естественной» продук­тивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творч. мощи, объясняет появле­ние зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неиз­бежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринци-пом. Неоплатонизм специально разработал две концеп­ции, дополняющие понятие Э.: неизменяемость высше­го при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и уму-нусу), возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению оторван­ности души от её умопостигаемой «отчизны». В дуали-стич. системах (пифагореизм, гностицизм) Э. обычно провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» (τόλμα). Один из наиболее распространённых образов

Э. как «истечения» — солнце и солнечный свет (ср. Пла­тон, Государство VI 508 а—509 d) — был воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопа-гит), а также арабо-мусульм. и европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота Эриугену; её влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), а также у Николая Ку-занского.

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ(англ. emergent — внезапно возникающий, от лат. emergo — появляюсь, возникаю), идеалистич. и метафизич. концепция раз­вития, основанная па абсолютизации качеств. измене­ний в отрыве от количественных, рассматривающая раз­витие как скачкообразный процесс возникновения но­вых высших качеств. Концепция Э. э. сложилась в рабо­тах С. Александера и англ. биолога и философа К. Л. Моргана. Они различают два типа изменений: коли­чественные («результанты»), определяемые алгебраич. сложением исходных элементов, и «эмердженты», не­сводимые к исходным и не обусловленные ими. В соот­ветствии с градацией «эмерджентов» Э. э. предстаёт как учение об «уровнях существования», число к-рых варьируется от трёх (материя, жизнь, психика) до нес­кольких десятков. Низший уровень толкуется как доставляющий лишь условия для возникновения выс­шего, но не порождающий его; высший включает низ­ший, подчиняя его себе. Э. э. рассматривает в качестве движущего компонента развития нек-рые идеальные силы. Так, Александер видит движущую силу Э. э. в «низусе» (лат. nisus — порыв, устремление) как стре­млении к высшему и отождествляет его с божеством как целью развития. У некоторых американских фи­лософов Э. э. получает материалистич. истолкование: они усматривают в «эмерджентности» выражение «внутр. динамичности» природы, не преодолевая, однако, об­щего недостатка Э. э. — её метафизичность. Теория Э. э. родственна концепциям «творч. эволюции» Берг­сона, Уайтхеда, а также теологич. учению об эволюции

Тейяр де Шардена.

• Богомолов А. С., Идея развития в бурж. филосо­фии XIX и XX вв.. М., 1962; Морган Т. Г., Эксперимен­тальные основы эволюции, М.— Л., 1936, гл. 11 —12; S e l-1 а г s R. W., The principles and problems of philosophy, N Y., 1926· Alexander S., Space, time and deity, v. 1 — 2, L., 19272; Morgan C. L., Emergent erolution, L., 19272.

ЭМЕРСОН(Emerson) Ралф Уолдо (25. 5.1803, Бостон,— 27. 4. 1882, Конкорд, близ Бостона), амер. философ-идеалист, основоположник трансцендентальной школы (см. Трансценденталисты), поэт и эссеист. Изучал тео­логию в Гарвардском ун-те, был священником-унита-рием, в 1832 отказался от церк. сана. Через Карлейля Э. усвоил идеи нем. классич. идеализма. В 1836 Э. осно­вал в Конкорде «Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 журн. «The Dial». Учение Э. носило характер спиритуализма: дух, по Э., — единственная реаль­ность, природа — символ духа. С позиций панте­изма и панпсихизма Э. рассматривал природу как одушевлённую, проникнутую «сверхдушой». Этика Э., при всей её пантеистической настроенности, резко индивидуалистична: главное её устремление — совершенствование личности. По своему социально-по­литическому мировоззрению Э. был мелкобурж. демо­кратом: он остро критиковал окружавшую его капита-листич. действительность, вскрывал её несоответствие нравств. идеалам. Обществ. идеал Э. — частнособствен-нич. утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть независимым ремесленником. Э. настой­чиво проповедовал идеи свободолюбия, выступал против рабовладения, был яростным врагом милитаризма. Complete works, v. 1—12. Boston —N. Υ., 1903—04; в рус. пер.— Нравств. философия, ч. 1—2, СПБ, 1868; Соч., т. 1—2, СПБ, 1902—03; Высшая душа, М., 1902; Избранники человечества, Μ., 1912.

• Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962, ч. 3. гл. 2; Cooke G. W., R. W. Emerson: his life, writings and philosophy, Boston. 1881; Busk R. L., Life of R.W.Emerson, N. Y., 1949; Bi­shop J., Emerson on the soul, Camb., 1964,

ЭМОТИВИЗМ(англ. emotive — вызывающий эмоции, возбуждающий, от лат. emoveo — потрясаю, волную), этич. теория, выработанная на основе идей и методоло­гии логич. позитивизма. Согласно этой теории, мораль­ные суждения и термины не являются ни истинными, ни ложными, лишены познават. содержания, т. к. не могут быть подвергнуты верификации (опытной про­верке). Значение их состоит лишь в том, чтобы служить для выражения нравств. эмоций (напр., эмоций гово­рящего). Рассматривая моральные представления как произвольные, Э. даёт нигилистич. истолкование мора­ли. Получил распространение в 20—40-х гг. 20 в. в Великобритании, Австрии и США. Гл. представители — Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах.

• Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А., Кри­тика совр. бурж. этич. концепций, М., 1967, гл. 4; см. также лит. к статьям Логический позитивизм. Неопозитивизм.

ЭМОЦИИ(франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, прояв­ляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически лю­бые проявления жизнедеятельности организма, Э. от­ражают в форме непосредств. переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внеш. воздействий и служат одним из гл. механизмов внутр. регуляции психич. деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных по­требностей (мотивации). Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрица­тельные Э. стимулируют активность, направ­ленную на избегание вредных воздействий. Развитие Э. в онтогенезе связано с тем, что определ. объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возник­новению Э., приобретают способность вызывать их (фор­мируются предметные Э., имеющие предвос­хищающий характер). В экстремальных условиях, ког­да субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н. аффекты, бурные кратковременные Э. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит др. психич. процессы и «навязывает» определённый закрепившийся в эволюции способ «аварийного» раз­решения ситуаций (напр.. бегство, агрессию), к-рый оправдывает себя лишь в типичных биологич. условиях. Т. о., посредством как элементарных, так и более сложных форм Э. индивид приобретает видовой опыт. Ориентируясь на Э., он совершает необходимые дейст­вия (напр., избегание опасности, продолжение рода), целесообразность к-рых остаётся для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положит. и отрицат. подкрепле­ния, Э. способствуют научению полезным формам пове­дения и устранению не оправдавших себя.

Развитие Э. в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления. Формирование Э. человека — важ­нейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Высший продукт раз­вития Э. человека — чувства, к-рые возникают в он­тогенезе как результат обобщения конкретных ситуа­тивных Э. Чувства отвечают высшим социальным по­требностям и выражают отношение человека к обществ. явлениям, др. людям, самому себе (нравственное, эстетическое, родительское и др.); они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организ­ма и наглядно воспринимаемой ситуации. Э. влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, во­ображения, памяти, мышления. Э. различаются степе­нью осознанности. Конфликт между осознанными и не-

ЭМОЦИИ 795

осознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют Э. в этиологии и синдромах так­же и др. психич. заболеваний. Хотя эмоциональная реактивность человека в известной мере зависит от его индивидуальных (типологич.) особенностей, реша­ющее значение в формировании Э. принадлежит пра­вильному воспитанию, особенно в раннем детском воз­расте. Богатый мир Э., отражающий разнообразие со­циально ценных мотиваций, характеризует творчески активную, гармонично развитую личность.

• Дарвин Ч., Выражение Э. у человека и животных. Соч., т. 5, М., 1953; Павлов И. П., ПСС, т. 3, кн. 2, М.— Л., 19512; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и Э., М.,1971; Дерябин В. С., Чувства, влечения, Э., Л., 1974; Анохин П. К., Филос. аспекты теории функцио­нальной системы, Избр. труды, М., 1978, с. 311—66; С у д а-к о в К. В., Системные механизмы эмоцион. стресса, М., 1981; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М., 1981; J o u n g Р. Т., Emotion in man and animal, its nature and dynamic basis, N. Y., 19732; Emotions, ed. L. Levi, Ν. Y., 1975.

ЭМПЕДОКЛ(Εμπεδοκλής) из Акраганта (ок. 490 — ок. 430 до н, э.), др.-греч. философ. По контрасту с Анаксагором (уединённая жизнь учёного, просветит. конфликт с религией) антич. биографич. традиция рисует Э. оратором и гос. деятелем (вождь демокра-тич. партии, хотя и аристократ по рождению) и в то же время — врачом и чудотворцем шаманско-знахарско-го типа. Гротескное сочетание ионийской натурфилосо­фии и орфико-пифагорейского учения о душе в поэ­мах Э. находится в полном соответствии с этим обра­зом. Осн. соч. Э. — две гексаметрич. поэмы (высоко­художественные, в отличие от поэмы Парменида): «О природе» и «Очищения» (сохранилось ок. 1/10 сти­хов).

Наши рекомендации