Философия, ее смысл и функции
Содержание
Лекция 1. Философия, ее смысл и функции 2-7
Лекция 2. Философия Древней Индии и Китая 8-12
Лекция 3.Античная философия 13-18
Лекция 4.Философия Средних веков, Возрождения, Нового времени 19-23
Лекция 5.Философия Просвещения. Немецкая классическая философия 24-30
Лекция 6.Русская философия 31-37
Лекция 7.Современная западная философия. 38-43 Лекция 8.Философия бытия (онтология) 44- 48
Лекция 9.Человек и природа 49-53
Лекция 10.Человек как предмет философии 54-58
Лекция 11.Ценности человеческого существования 59-61
Лекция 12.Свобода и ответственность личности 62-66
Лекция 13.Сознание и познание 67-72
Лекция 14.Наука и ее роль в обществе 73-76
Лекция 15.Человек и общество 77-80
Лекция 16.Духовная жизнь общества 81-85
Лекция 17.Человек и культура 86-91
Лекция 18.Человек и религия 92-99 - Словарь терминов 100-110 - Вопросы и задания к зачету 111-119 - Список литературы 120-121
Лекция 1
Философия, ее смысл и функции.
1.Истоки философии и её смысл.
2.Философское мировоззрение. Методы философии
3.Структура и функции философии.
1вопрос.
Термин «философия» означает буквально « любовь к мудрости ». Его впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Философское мышление стремится не просто накопить массу сведений, а понять и объяснить мир как целостный и единый в своей основе. Мудрость обязательно предполагала особого рода знаний – знания единого во всём, в отличие от знания отдельных вещей. Философия с самого начала аккумулировала разнообразные знания из разных сфер и возникла как «знание обо всем».
Кроме познания мира, философия предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия.
На протяжении веков философов волнует вопрос о природе, при этом их интересуют не частности, а принципиальные вопросы: возникновение Земли, звёзд. На ранних стадиях развития философии ядром всех размышлений был вопрос о первооснове всего сущего, из которой всё возникает и в которую всё превращается. При всём различии взглядов философов, все они решали задачу связать фрагменты человеческих знаний воедино, найти единство в многообразии природы. Таким образом, философия выступает как философия природы,натурфилософия.
Постепенно философия стала заниматься вопросами общественной жизни людей, её политического, правового устройства. Также как натурфилософы подготовили возникновение естествознания, социально – философская мысль подготовила почву для конкретных общественных дисциплин (история, юриспруденция, социология и т.д.). Изучая и анализируя общественные явления, философы много думали о наилучшем устройстве общества и завещали последующим поколениям, найденные ими идеалы разума, справедливости, свободы в качестве принципов общественной жизни.
Предметом раздумий философов стал также и сам человек, его природа, чувства, мораль, познание, искусство и т. д. Греческий философ Сократ совершил поворот в философии к человеку, его предназначению, жизни и смерти, справедливости, мужеству и т. д. Он поставил человека в центр философского внимания. Таким образом, предметом философских размышлений стали природа, общество и человек в их сложных взаимоотношениях.
Предпосылками возникновения философии стали такие формы общественного сознания как мифология и религия.
Мифология (мифос – сказание, логос – понятие, слово) – форма общественного сознания, характерная для ранних стадий развития общества.
У многих народов в мифах повторяется космическая тема. Это попытка ответа на вопрос о происхождении, устройстве мира, о возникновении явлений природы и т.д.
Формирование мира понималось в мифологии как творение или постепенное развитие из бесформенного состояния, как созидание, через преодоление демонических сил. Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человеческие черты переносились на окружающий мир, одушевлялись силы природы (гилозоизм). Таким образом, мир представлялся как единое целое.
Миф выполнял многообразные функции: с его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, формировались коллективные представления народа, закреплялась принятая в данном обществе система ценностей, поощрялись определённые формы поведения. Через сказки, легенды, исторические предания, мифологические сюжеты вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – ислам, буддизм, христианство.
Некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и до сих пор. Миф изжил себя с угасанием первобытных форм жизни, но поиск ответов на вопросы, поставленные мифологическим сознанием – о происхождении мира, человека, тайны рождения и смерти, социального устройства и т.д. – не прекратился.
Ответами на эти и другие вопросы занимается также и религия (религио - благочестие, святыня, предмет культа). Это форма мировоззрения, в которой познание мира осуществляется через его разделение на земной, естественный, воспринимаемый органами чувств и потусторонний, небесный, сверхъестественный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в жизни людей и существовании мира. Религия имеет очень мощное влияние на людей во всём мире, несмотря на достижения науки. Это связано в значительной мере с тем, что религии хранят огромный жизненный опыт человечества, систему ценностей, норм поведения, нравственных идеалов, которые так нужны современному человеку. Религия разными способами культивирует чувства доброты, любви, терпимости, сострадания, милосердия и т.д. Религия способствовала развитию духовности человека. Родственность религии и философии состоит в том, что обе они являются формами мировоззрения, решающими сходные задачи познания мира и воздействия на сознание и поведение людей. Особенностью философского мировоззрения является то, что, поднимая те же самые вопросы для осмысления, что мифология и религия: происхождение мира и человека, будущее человека и общества, оно применяет другой метод осмысления этого. Вместо эмоционально-чувственного познания, нормативов, традиций, ритуально-догматических установок на первый план выдвигаются разум и объективное знание.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.