Философия, ее смысл и предназначение.

Контрольная работа 2012

Введение.

Философия, ее смысл и предназначение.

Дайте определение . Что такое философия?

Охарактеризуйте происхождение понятия «философия».

Перечислите уровни бытия.

Что такое «бытие» «небытие»?

Перечислите философские вопросы.

В чем специфика философского знания ?

Дайте общую характеристику «основного вопроса философии».

Перечислите разделы философского знания.

Перечислите основные философские категории.

Перечислите философские дисциплины.

В чем отличие классической философии от неклассической? Когда возникла неклассическая философия?

Перечислите виды и типы мировоззрения.

Назовите и раскройте специфику архетипов мировоззрения

( религия, искусство, наука)?

В чем отличие мироощущения от мировоззрения?

Какова специфика философского мировоззрения?

Определите предмет и метод истории философии..

Нумерология и возникновение мира.

Что такое нумерология как способ познания?

Охарактеризуйте способ возникновения мира, пользуясь графическими изображениями круга, квадрата, восьмиугольника и т.д.

Охарактеризуйте возникновение мира, пользуясь натуральным рядом чисел от одного до 5.

Что такое Великий предел Тай цзи? Инь Ян?

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru

Какие древние символы, обозначающие божества, характеризуют четыре стороны света?

Найдите ошибку в схеме.

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru

Как цикличность выражена через графические изображения круга, квадрата ?

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru

Используйте текст монографии Щуцкого Китайская классическая книга перемен (теория Кумадзаву

Перечислите 5 первоэлементов у – син? Найдите ошибку в схеме.

Вспомогательный комментарий

Раскройте способ формирования добродетелей, покажите соответствие добродетелей и пяти первоэлементов.

Различите добродетели элиты , среднего и низкого социального слоя. Найдите ошибку в схеме.

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru

Перечислите и покажите место в круге отображающего мир 8 первостихий ба гуа ,8 сторон и полусторон света до- и после- образования Поднебесной. Покажите их место в круге.

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru

Раскройте значения 8 первостихий. Используйте древний комментарий Шо гуа Чжуань

Значения первостихий.

Цянь - небо.

Кунь земля.

Чжэнь — гром.

Сюнь –ветер.

Кань -вода небесная.

Ли — огонь. –

Гэнь — гора.

Дуй — вода земная.

Из какого комментария к И Цзин отрывок? Какие идеи выражены в этом фрагменте?

Чжан 10

Цянь — это Небо. Это круглое, правитель, отец, нефрит, металл, холод, лед, ярко-красное. Это превосходный конь, испытанный конь, сухопарый конь, пегий конь. Это плоды деревьев.

Чжан 11

Кунь — это Земля.Это мать, ткань, котел, бережливость, равновесие, телящаяся корова, большая повозка, узор (вэнь), множество, рукоять. В земле — чернозем.

Чжан 12

Чжэнь — это Гром. Это дракон, черное и желтое, распространение, большая дорога, старший сын, решительность и стремительность, молодой бамбук, осока и тростник. Среди коней — это хорошо ржущие, с белыми ногами, гарцующие, с белой звездой во лбу. Среди злаков — возвращающие к жизни. В конечном итоге — это энергичность. Это обильная свежесть.

Чжан 13

Сюнь — это Дерево. Это ветер, старшая дочь, отвес и угольник, ремесло, белое, длинное, высокое, приходяще-уходящее, неловкость, пахнущее. Среди людей — с редкими волосами, с большим лбом, с увеличенными белками глаз. Это стремление к многократной выгоде на рынке. В конечном итоге — это триграмма беспокойства.

Чжан 14.

Кань — это Вода. Это каналы и канавы, скрытое и притаившееся, гибкость, дуга и колесо. В человеке — это возрастающая скорбь, болезнь сердца, болезнь ушей. Это триграмма крови. Это красное. Среди лошадей — с изящным хребтом, с норовом, понурые, с тонкими копытами, со слабыми ногами. При поездках — это множество опасностей. Это пронизывание, луна, вор. Среди деревьев — крепкие и с увеличенной сердцевиной.жан 14

Чжан 15

Ли — это Огонь. Это солнце, молния, средняя дочь, латы и шлем, копье и меч. В человеке — это большой живот. Это триграмма жары. Это съедобная черепаха, краб, улитка, мидия, панцирь черепахи. Среди деревьев — с засохшей верхушкой.

Чжан 16

Гэнь — это Гора. Это тропки и мелкие камешки, врата, плоды деревьев и вьющихся растений, привратник, жрец, пальцы, собака, крыса, птицы с мощными клювами. Среди деревьев — крепкие и с множеством коленцев.

Чжан 17

Дуй — это Водоем. Это младшая дочь, шаманка, рот и язык, порча и поломка, удаление и соединение. В земле — это солончак. Это наложница. Это овца.

Отличите графическое изображение мира до образования Поднебесной и после ее образования.

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru

3.Охарактеризуйте цикличность в представлении мира в природе, в человеческой созидающей мысли,, используя графические изображения( квадрат в круге, триграммы в круге 8 первостихий, 5 первоэлементов) как

Как возникла гексаграмма ( шесть черт, отражающих отражающую схему мироздания, структуру общества, физиологическую структуру человека , особенности психики и моральные качества и пороки человека ). Черты читаются и истолковываются снизу вверх

6________

5___ ___

4________

3___ ____

2________

1___ ____

Охарактеризуйте цикличность мира, природы, человеческой созидающей мысли, созидания и естественного разрушения. Примените графические изображения ( круг 8 первостихий ба гуа, изображенных триграммами, круг взаимопревращений, изображенных 64 гексаграммами).

Вселенную как тьму и свет

Пример простых 12 гексаграмм ( 1 –сплошная черта, 0 прерывистая), состоящих из старших и младших равновесных триграмм ( Еремеев Вл. Семантика триграмм из

«Символы и числа Книги перемен») как соотношения добродетели и порока. Возрастание янского начала ( сплошная черта) означает увеличение добродетели

Вспомогательный комментарий

Ранний даосизм.

Гуань цзы и Чжуан цзы.

Приведите пример иньского порождающего начала Дао Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru

на примере чжанов Дао дэ цзин Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru .

Приведите примеры из текста

, Чжуан цзы и Гуань цзы- несколько чжанов из первой и второй части, подтверждающие основные принципы даосизма - принцип сосуществования

противоположностей, недеяние ( у-вэй) Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru ,понятие Дао Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru , Дэ Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru -, а также

свойства мудреца, отношение к знанию Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru , к красноречию.

Что означают иероглифы Дао Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru , дэ Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru и у- вэй Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru , чжи Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru

?

Приведите пример из Дао дэ цзин Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru ,

Чжуан цзы

Гуань цзы

Истине.

Которым мы видим и слышим.

"Недеяние Пути" означает следование обстоятельствам.

События.

Им.

Как связано сердце с Дао?

Определите источник.

Постичь его.

Берется мудрость.

О мудрость! Мудрость! Неужели она скрыта

Отсутствующем.

Сказать.

Совершают ошибок.

Высший мудрец.

Пути.

Быть господином Поднебесной

Быть пустым.

Нас к Пустоте.

Вместе с вещами.

Что такое Великий квадрат?

В Поднебесный мир.

Воцарится спокойствие.

Вещам.

Сам не управляется вещами.

Добродетель в людях,

Спокойствие в народе

Из корня Пути исходят.

Людям его замутить не дано.

Ненависти.

Стремления к покою.

Семидесятый чжан

Речь "сущности моей" -

Очень легка для осознания,

очень легка для действия-движения.
В Поднебесной никто не способен осознавать,

никто не способен действовать-двигаться.
В речи - наличие предков.
В делах - наличие владыки.
Вот только отсутствует осознание.
Это дает:
Не "я" осознает.
Осознание "я"-это разреженность.
Подражание "я"-это придавание ценности.
Это дает:
Человек мудрости покрыт грубой шерстяной материей1,

а за пазухой яшма-нефрит2.

1Здесь напрашивается интересная параллель с суфиями в исламе, которые так же носили одежды из грубой шерстянной материи, одеваемой на голое тело. Некоторые исследователи само слово "суфий" производят от корня, обозначающего шерстянную ткань.
2Данный чжан может быть переведен и как простое повествование от первого лица. Мы предпочитаем интерпретацию, отражающую некую мистическую структуру описания личности, в которой противопоставляются "моя сущность", которую можно условно соотнести с брахманом в индийской традиции, и просто "я" или эго, условно соответствующее атману. Интересно провести параллель и с гурджиевскими концепциями сущности и личности.

Что такое Мандат неба?

Чжень

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru

ли

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru

Подражание природе

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru

И

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru чжи

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru синь

Перечислите и раскройте качества Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru сяо чжень

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru ли

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru дисциплина

Сяо

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru чжонг

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru шу взаимность

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru чжи

Философия, ее смысл и предназначение. - student2.ru синь

Различите и охарактеризуйтеФилософия, ее смысл и предназначение. - student2.ruиФилософия, ее смысл и предназначение. - student2.ru, а такжеФилософия, ее смысл и предназначение. - student2.ruиФилософия, ее смысл и предназначение. - student2.ruкак качествФилософия, ее смысл и предназначение. - student2.ruчжун цзы иФилософия, ее смысл и предназначение. - student2.ruФилософия, ее смысл и предназначение. - student2.ruсяо чжен.

Приведите примеризФилософия, ее смысл и предназначение. - student2.ruФилософия, ее смысл и предназначение. - student2.ruиз соотв глав.

Анализ источника.

Кн.

Теоретические вопросы.

Общая характеристика направления.

Перечислите корни источники арабо мусульманской экзегетики.

Что такое калам?

В чем особенность мутакаллимов как теологического направления?

Что такое восточный перипатетизм?

Раскройте особенности «неоплатонизированного восточного перипатетизма».

Что такое таухид?

Представьте перевод слова мутазилиты. Охарактеризуйте мутазилитов как теологическое и философское направление.

Какое направление отказалось от каких либо попыток антропоморфного изображения бога и существ, обладающих душой?

Охарактеризуйте суть полемики вокруг божественной речи и божественной воли.

Перечислите арабских философов,

принадлежащих фальсафа- направлению, обратившемуся к античной философии,

Что такое перипатетизм?

Понимание начала.

Что такое трансцендентность бога?

Охарактеризуйте полемику вокруг

сотворенности корана.

Почему понимание бога как абстракции –ересь?

Раскройте суть понимания начала в учении Аль- Кинди и Аль- Фараби. В чем отличие ?

Мусульманская концепция творения.

Что такое эманация?

Охарактеризуйте атомистический вариант онтологии мусульманской схоластики.

Что такое признание бесконечности атрибутов, но непризнание бесконечности вещей.

Охарактеризуйте принцип непрерывного творения богом акциденций. Приведите пример.

Охарактеризуйте атомистический вариант онтологии мусульманской схоластики.

Что такое признание бесконечности атрибутов, но непризнание бесконечности вещей.

Охарактеризуйте принцип непрерывного творения богом акциденций. приведите пример.

Дайте общую харауктеристику мистического пантеизма суфиев.

Раскройте планы бытия Абсолюта, «космический и феноменальный» планы.

Каковы мотивы создания богом мира с точки зрения суфиев?

В каком направлении причины создания мира богов обозначены как создание «тени божьей», «скрытого сокровища». В каком учении мир предстает как «печаль одиночества».

Что такое хадис?

Раскройте особенности мира как «скрытого сокровища?

Что такое вахдад аль вуджуд?

Раскройте две основные формы формы богоявления -через имена и формы чувственно воспринимаемого мира. Что такое имена? В чем сходство имен и универсалий?

В чем сходство с учением Платона в понимании эйдосов и Аристотеля в понимании форм?

Раскройте мир как иерархию эманаций, предложенную Аль Фараби.

Является ли такое представление ересью для ислама?

Почему?

В чем отличие божественных имен и феноменального мира как форм богоявления?

Что такое трансцендентность и имманентность мира с точки зрения вахдад аль вуджуд?

В чем сходство неоплатонизма и мистического пантеизма суфиев?

Раскройте точку зрения Аверроэса на происхождение мира?

Мусульманская антропология.

Раскройте особенности мусульманской антропологии. Какова роль спора между приверженцами предопределения и свободеной воли в формировании мусульманской антропологии?

Какие направления придерживаются концепции предопределения . Назовите религиозно-философское направление, придерживающееся концепции свободной воли.

Какое религиозно философское направление в арабской культуре принимает концепцию совершенного человека ал- инсан ал- камил.

Охарактеризуйте концепцию человека с точки зрения ал -вахдат ал -вуджуд.

С точки зрения какого направления человек -мера дольнего мира?

Какому направлению принадлежит высказывание Кто сказал „Цель и смысл Пути — в самом себе безмерное найти"

С точки зрения какого направления человек единственный способ вместилища божественного.

Какой арабский философ охарактеризовал человека как неотполированное зеркало и вместилище божественного истечения?

В каком направлении необходимы наставники - святые?

Способен ли человек к самосовершенствованию ?

Охарактеризуйте связь проблемы предопределенности действий человека с проблемой существования зла в мусульманской антропологии и существования всемогущего и всеблагого бога.

Охарактеризуйтие проблему неустранения зла в мире.

Аль Газали. Наставление сыну. Вопросы к источнику.

Дайте общую характеристику жизни и творчества Аль Газали.( см википедию). Как Аль Газали пытался преодолеть противоречия ислама и суфизма, в ечм он следовал суннитам. Следовал ли он отшельнической практике?

Каковы пять столпов ислама?

Следует ли Аль Газали фикх как ритуальной и морально -правовой трактовке Корана? Есть ли в необходимости ритуальной практики Ал Газали суннитское влияние? Необходимы ли ночные бдения, послушание и поклонения?

«Сын, говорят, что Лукман Мудрый в своих заветах сказал: "Сын мой, пусть не будет петух разумнее тебя! Он кричит перед окончанием ночи, а ты в это время спишь!". И как хорошо сказал тот, кто произнес это стихотворение:

И через следование тому /истинному/ шейху он воспитывал в своем характере такие положительные качества, как терпение, молитва, благодарность, упование, твердая вера и знание, аскетизм, спокойствие духа, доброта, смирение, знание, искренность, скромность, верность, серьезность, немногословность, размеренность и другие, и если он озарен светом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) - тогда можно следовать за ним. Но такой человек - большая редкость, он встречается реже, чем красные спички. И тот, кому улыбнулось счастье, и он нашел такого шейха, как мы сказали, и шейх принял его, тот должен уважать его и снаружи, и внутри. Внешнее уважение - это то, что он не должен спорить с ним по каждому вопросу, даже если он знает, что тот ошибается. Он не должен расстилать перед ним свой коврик, за исключением времени молитвы, а завершив ее, он должен убрать его. И не надо в его присутствии совершать слишком много дополнительного. Он по мере сил и возможностей должен выполнять то, что говорит ему шейх. А внутреннее уважение значит, что все, что он слышит и принимает от него внешне, он не должен отрицать и в душе, ни своими действиями, ни на словах, иначе он будет лицемером. А если он не может /делать это/, то пусть оставит его, пока его внутренний мир не будет соответствовать внешнему виду. Он должен остерегаться общения с плохими людьми, чтобы ослабить власть дьяволов из джиннов и людей над своим сердцем и очиститься от грязи шайтанов, и всегда предпочитать бедность богатству.

правильное отношение с Всевышним Аллахом и стойкость на Его пути (истикама) и спокойные отношения с людьми.

Следует ли Аль Газали аверроистской традиции – постижению разумом и логическими средствами, традиционалистской – вера и послушание или суфийской-постижению сердцем? Или он пытается сочетать традиции? Необходимы ли странствия и отшельничество для постижения божественной истины?

Сын, спрашивай меня о том, чего ты не понимаешь, только языком сердца, ведь Всевышний сказал: "Если бы они потерпели, пока ты выйдешь к ним, это было бы лучше для них" (49:5). И прислушайся к наставлению Аль-Хизра (мир ему), которое гласит: "И не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю тебе об этом" (18:70). И не спеши, пока не придет его время, тогда это откроется тебе, и ты увидишь его: "Я покажу вам Свои знамения, и посему не торопите Меня" (21:37). И не спрашивай меня до того, как наступит его время, и знай, что ты найдешь ответы лишь в том случае, если не будешь сидеть на месте, ведь Всевышний сказал: "Разве они не странствовали по земле и не видели?" (35:44).

Сын, прошу тебя именем Аллаха, странствуй, и ты увидишь много чудес, и жертвуй своей душой, как сказал Зуннун Ал-Мысри (да смилостивится над ним Аллах) одному из своих учеников: "Если ты в состоянии пожертвовать своей душой, то пожалуйста, а если нет, то не занимайся тем, чем занимаются суфии".

Первая: по мере своих возможностей не спорь ни с кем, ни по какому вопросу, потому что это является причиной многих бед и наказание за это больше, чем польза от него. Потому что это - первопричина всех пороков, таких, как показуха, зависть, высокомерие, ненависть, враждебность, хвастовство и других. Да, если возник какой-то спорный вопрос между тобой и человеком или группой, и ты хочешь, чтобы правда победила и не была потеряна, тогда можно спорить, но есть два признака того желания. Первый: чтобы не было для тебя разницы между тем, чтобы истину открыл ты или кто-то другой кроме тебя. Второй: чтобы спор в уединении был для тебя предпочтительнее, чем если бы он происходил в обществе. Послушай, я скажу тебе одну полезную вещь: знай, что вопрос о спорном - признак болезни сердца, ответ ему - начало лечения. И знай, что сердца невежд поражены болезнью, а алимы - врачи, и алим, знаний которого недостаточно, не может хорошо лечить. Но даже алим, знаний которого достаточно, не лечит от всех болезней, но лечит то, что можно вылечить и исправить, но если болезнь запущена и уже стала хронической и неизлечимой, тогда мастерство врача тут заключается в том, чтобы сказать, что эта болезнь неизлечима и не надо стараться избавиться от нее, потому что это пустая трата времени.

А болезнь, от которой можно излечить, - это когда человек просит наставления, сам он при этом умен и понимает, и его не одолевает зависть, гнев, стремление к положению и богатству. Если он хочет идти по истинному пути, а не спрашивает и возражает из зависти, придирчивости или для проверки - тогда это излечимо, и тебе можно отвечать ему, более того, ты даже должен ответить ему.

И вторая вещь из того, от чего ты должен отказаться - то, что ты должен остерегаться быть наставником и проповедником, потому что это несет в себе много бед, если только ты не будешь сначала делать то, что говоришь, а потом призывать к этому людей. Подумай о том, что было сказано Исе (мир ему): "Сын Марйам, увещевай себя, а потом увещевай людей, а если нет, то постыдись Господа своего". Но если тебе выпало такое испытание, то остерегайся двух вещей:

Первая: ты должен относиться к Всевышнему Аллаху так, как если бы к тебе относился твой раб, то ты был бы доволен, не обижаясь и не гневаясь на него, и то, чем ты не доволен от своего раба, то Аллах не будет доволен этим. Всевышний Аллах - Он твой истинный Господин.

Торая: обращаясь с людьми, делай это так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой, потому что вера (иман) человека становится совершенной лишь тогда, когда он начинает желать для других то, что он желает для себя.

И пространство и время

Является ли способность мыслить в понятиях- априорной способностью?

Что означает выражение чистая созерцательная способность времени и пространства? Почему с исчезновением субъекта исчезнут пространство и время?

Аргументируйте источником.

. Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний. Никогда нельзя себе представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить себе отсутствие предметов в нем. Поэтому, пространство следует рассматривать как условие возможности явлений, а не как зависящее от них определение; оно есть априорное представление, необходимым образом лежащее в основе внешних явлений.

3. Пространство есть не дискурсивное, или, как говорят, общее, понятие об отношениях вещей вообще, а чистое созерцание. В самом деле, представить себе можно только одно-единственное пространство, и если говорят о многих пространствах, то под ними разумеют лишь части одного и того же единственного пространства. К тому же эти части не могут предшествовать единому, всеохватывающему пространству словно его составные части (из которых можно было бы его сложить): их можно мыслить только находящимися в нем. Пространство в существе своем едино; многообразное в нем, а стало быть, и общее понятие о пространствах вообще основываются исключительно на ограничениях. Отсюда следует, что в основе всех понятий о пространстве лежит априорное (не эмпирическое) созерцание. Точно так же все геометрические основоположения, например что в треугольнике сумма двух сторон больше третьей стороны, всегда выводятся из созерцания, и притом а priori, с аподиктической достоверностью, а вовсе не из общих понятий о линии и треугольнике.

Пространство представляется как бесконечная данная величина. Всякое понятие, правда, надо мыслить как представление, которое содержится в бесконечном множестве различных возможных представлений (в качестве их общего признака), стало быть, они ему подчинены (unter sich enthдlt); однако ни одно понятие, как таковое, нельзя мыслить так, будто оно содержит в себе (in sich enthielte) бесконечное множество представлений. Тем не менее пространство мыслится именно таким образом (так как все части бесконечного пространства существуют одновременно). Стало быть, первоначальное представление о пространстве есть априорное созерцание,…

Приведите примеры.

Аргументируйте источником.

2. Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. В самом деле, время не может быть определением внешних явлений: оно не принадлежит ни к внешнему виду, ни к положению и т.п.; напротив, оно определяет отношение представлений в нашем внутреннем состоянии. …это внутреннее созерцание не имеет никакой внешней формы,

…представление о времени само есть созерцание, так как все его отношения можно выразить посредством внешнего созерцания.

3. Время есть априорное формальное условие всех явлений вообще. Пространство как чистая форма всякого внешнего созерцания ограничено как априорное условие лишь внешними явлениями. Другое дело время. Если я могу сказать а priori, что все внешние явления находятся в пространстве и а priori определены согласно отношениям пространства, то, опираясь на принцип внутреннего чувства, я могу сказать в совершенно общей форме, что все явления вообще, т.е. все предметы чувств, существуют во времени и необходимо находятся в отношениях времени.

Если мы отвлечемся от способа, каким мы внутренне созерцаем самих себя и посредством этого созерцания охватываем способностью представления также все внешние созерцания, стало быть, если мы возьмем предметы так, как они могут существовать сами по себе, то время есть ничто. Оно имеет объективную значимость только в отношении явлений, потому что именно явления суть вещи, которые мы принимаем за предметы наших чувств, но оно уже не объективно, если отвлечься от чувственной природы нашего созерцания, т.е. от свойственного нам способа представления, и говорить о вещах вообще. Итак, время есть лишь субъективное условие нашего (человеческого) созерцания (которое всегда имеет чувственный характер, т.е. поскольку мы подвергаемся воздействию предметов) и само по себе, вне субъекта, есть ничто. Тем не менее в отношении всех явлений, стало быть, и в отношении всех вещей, которые могут встретиться нам в опыте, оно необходимым образом объективно. Мы не можем сказать, что все вещи находятся во времени, потому что в понятии вещи вообще мы отвлекаемся от всех видов созерцания вещи, между тем как созерцание есть то именно условие, при котором время входит в представления о предметах. Но если это условие присоединено к понятию вещи и если мы скажем, что все вещи как явления (как предметы чувственного созерцания) находятся во времени, то это основоположение обладает объективной истинностью и априорной всеобщностью.»

Кант как эмпирик.

Является ли способность мыслить в понятиях в то же время эмпирической способностью ( интуитивным схватыванием)?

Почему Кант называет эту способность чувственностью?

«…. Созерцание имеет место, только если нам дается предмет; а это в свою очередь возможно, по крайней мере для нас, людей, лишь благодаря тому, что предмет некоторым образом воздействует на нашу душу (das Gemt afficiere). Эта способность (восприимчивость) получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас, называется чувственностью. Следовательно, посредством чувственности предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцания; мыслятся же предметы рассудком, и из рассудка возникают понятия. Всякое мышление, однако, должно в конце концов прямо (directe) или косвенно (indirecte) через те или иные признаки иметь отношение к созерцаниям, стало быть, у нас – к чувственности, потому что ни один предмет не может быть нам дан иным способом.

«Действие предмета на способность представления, поскольку мы подвергаемся воздействию его (afficiert werden), есть ощущение. Те созерцания, которые относятся к предмету посредством ощущения, называются эмпирическими. Неопределенный предмет эмпирического созерцания называется явлением.

То в явлении, что соответствует ощущениям, я называю его материей, а то, благодаря чему многообразное в явлении (das Mannigfaltige der Erscheinung) может быть упорядочено определенным образом, я называю формой явления. Так как то, единственно в чем ощущения могут быть упорядочены и приведены в известную форму, само в свою очередь не может быть ощущением, то, хотя материя всех явлений дана нам только а posteriori, форма их целиком должна для них находиться готовой в нашей душе а priori и потому может рассматриваться отдельно от всякого ощущения.»

вещь

В чем сходство и различие расмотрения Кантом вещи и рассмотрение вещи Гуссерлем? (* лозунг назад к вещам Гуссерля) Почему диалектика Канта трансцендентальная ?

познавательные способности и истинность наук

Как Кант аргументирует истинность утверждений естественных и точных наук через установление связи с априорной и апостериорной способностью разума. Приведите примеры

Что означают аналитические суждения, синтетические суждения и синтетические суждения a priori.

Моральная философия И.Канта.

В чем отличие законов природы от законов разума?

В чем отличие законов Разума от законов природы?

Определите источник и раскройте основную идею.

Мир, поскольку мы обращаем в нем внимание лишь на разумные существа и их связь между собой согласно моральным законам под правлением высшего блага, Лейбниц называл царством милосердия и отличал его от царства природы, в котором эти существа, правда, подчинены моральным законам, но ожидают от своего поведения последствий, сообразных лишь с естественным ходом вещей в нашем чувственно воспринимаемом мире. Следовательно, идея, согласно которой мы считаем себя принадлежащими к царству милосердия, где нас ожидает всякое блаженство, если только мы сами не ограничиваем свою долю тем, что недостойны быть счастливыми, есть практически необходимая идея разума.

Что такое Практический разум?

Что такое чистый практический разум или основоположения практического разума?

Раскройте идею источника.

Однако должен же где-нибудь существовать источник положительных знаний…составляющих цель усилий разума. Действительно, чем же иным можно объяснить неистребимую жажду разума стать твердой ногой где-то за пределами опыта….Надо предполагать, что на единственном пути, который еще остается для него, а именно на пути практического применения, он может надеяться на большее счастье.

Как основоположения практического разума связаны с понятиями разума и рассудка и соответственно законом удовольствия и «неудовольствия» или высшего блаженства у Канта?

Аргументируйте источником

«Блаженство есть удовлетворение всех наших склонностей

Практический закон, основывающийся на мотиве блаженства, я называю прагматическим (правило благоразумия); а закон (если такой закон существует), имеющий своим мотивом только достойность счастья, я называю моральным (нравственным) законом. Прагматический закон советует, что нужно делать, если мы хотим быть причастными к блаженству, а нравственный закон повелевает, как мы должны вести себя, чтобы быть лишь достойными блаженства.

Прагматический закон основывается на эмпирических принципах, ведь без помощи опыта я не могу знать ни своих склонностей, требующих удовлетворения, ни естественных причин, способных удовлетворять их. Нравственный закон отвлекается от склонностей и естественных средств их удовлетворения и рассматривает только свободу разумного существа вообще и необходимые условия, единственно при которых она согласуется с распределением блаженства … может …быть познана а priori ».

«Я допускаю, что действительно существуют чистые нравственные законы, которые совершенно а priori (не принимая во внимание эмпирические мотивы, т.е. блаженство) определяют все наше поведение, т.е. применение свободы разумного существа вообще, и что эти законы повелевают безусловно …Я могу допускать это положение с полным правом, ссылаясь не только на доказательства самых просвещенных моралистов, но и на нравственное суждение всякого человека…»

Может ли человек быть счастлив?

Как нравственный долг связан с распределением блаженства?

Как связан закон удовольствия и неудовольствия ( распределения блаженства) со склонностью и высшим долженствованием?

Может ли исполнение нравственного долга сопровождаться блаженством? В чем различие обычного удовольствия и высшего блаженства?

Но при этом она обладает достоверностью того, что та индивидуальность, пафос которой есть эта противоположная сила, претерпевает зла не больше, чем она причинила. Движение нравственных сил друг против друга, как и движение индивидуальностей, утверждающих их в жизни и поступках, достигло своего истинного конца только в том, что обе стороны подвергаются одной и той же гибели. Ибо ни одна из этих сил не имеет никакого преимущества перед другой, чтобы быть более существенным моментом субстанции. Равная существенность и равнодушная устойчивость обеих друг возле друга есть их лишенное самости бытие. В действии они суть в качестве самодовлеющей сущности, но разной самодовлеющей сущности, что противоречит единству самости и составляет их бесправность и необходимую гибель. Точно так же характер, с одной стороны, со стороны своего пафоса или субстанции, принадлежит только одной из этих сил, с другой же, со стороны знания, характер и той и другой раздвоен на осознанное и неосознанное, и так как каждый из них сам вызывает эту противоположность и благодаря действию даже и не-знание оказывается его произведением, он впадает в вину, которая уничтожает его. Победа одной силы и ее характера и поражение другой стороны было бы, следовательно, только частью и незавершенным произведением, которое неудержимо движется к равновесию обеих. Лишь в равном подчинении обеих сторон осуществлено абсолютное право, и нравственная субстанция выступила как негативная сила, которая поглощает обе стороны, или как всемогущая и справедливая судьба.

[ 3. Растворение нравственной сущности. ] – Если рассматривать обе силы с точки зрения их определенного содержания и его индивидуализации, то картина их сложившегося конфл

Наши рекомендации