Индуистский период (с 1000г.)
Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно прежде всего возникновение реалистических вишнуистской и шиваистской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали гпантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений (кабирпантхи, сикхи), с XIX века под влиянием западноевропейской мысли — такие учения, которые представляют собой модернизированный теизм, или пантеизм (Брахма-самай, Арья-самай, учения Тагора, Ганди, Ауробиндо Гхоша). Современная индийская философия (С. Радхакришнан) прилагала усилия, чтобы соединить индийское и западное понятия блага. На индийская философии основывается вызванная к жизни Еленой Блаватской теософия (теософское общество было основано в 1875, местопребывание - Адьяр, около Мадраса) и отходящие от неё направления (антропософия и др.).
Буддизм
Буддизм – проповедовавшееся ок. 560 –480 до Р.Х. Буддой («ясновидящий») Гаутамой священное учение. Согласно этому учению, все в мире «преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетво-ренности)». Каждое отдельное существо представляет собой преходящую комбинацию действующих жизненных сил, которые, согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (дхарма). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни (видимая личность), как этого требует карма, после смерти находит продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени; познание и преодоление жажды (стремления к жизни) ведет к освобождению (нирвана – состояние отрешенности, достигаемое при жизни отказом от земных стремлений; приобщение индивидуального духа к абсолюту).
Старое плюралистическое учение о спасении (хинаяна, т.е., «малая колесница») со временем развилось в монистическую махаяну («большая колесница»); и ваджраяну (алмазная колесница), дхармы не имеют действительного значения, в реальности существует только непостижимая шунья (пустота), которая тождественна с нирваной и только под влиянием иллюзии проявляется как мир в его многообразии.
Активистская этика махаяны считала, что высшим идеалом для ученика Будды должен быть не архат (святой) с его стремлением достигнуть спасения для себя самого, а боддхисатва (будущий наместник Будды), который ставит своей целью бескорыстной любовью ко всем существам вести других к спасению.
Около 1200г. влияние буддизма в Индии начало падать, но в форме хинаяны сохранилось на Цейлоне и в восточных районах Индии, а также (в форме махаяны) в Китае, Японии, Тибете, Монголии и Гималаях.
Основной источник общебуддийской мифологии и мифологии хинаяны – «Типитака» - свод канонических текстов на языке пали хинаянской школы тхеравады, зафиксированный письменно в 1в. до н.э. на Шри-Ланке (Цейлоне)
Конфуцианство
Конфуций (Кун Фуцзы) – китайский философ, историк и государственный деятель, основатель китайской государственной религии – конфуцианства, которое представляет собой философию морали, облеченную в религиозную форму; в 1503 был причислен государством к лику святых.
Писал о пяти простых и великих добродетелях, находящихся в гармонии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей : 1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество. Практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и другим, на что действительно способны, конечно, лишь избранные и полноценные люди.
Конфуцианство в 1 в. до Р.Х. стало гос. Учением, в 9 в. после Р.Х. оно окончательно одержало верх над буддизмом, в 11 в. – над даосизмом, особенно благодаря значительному развитию неоконфуцианства в эпоху Сун.
Даосизм
«Жить для него - Как отдаться течению.
Умереть для него –
Как уйти отдыхать…»
Цзя И (II в. до н. э.)
Параллельно с конфуцианством в Китае (6 – 5 вв. до Р.Х.) сложилась и другая религия, источником которой считается учение Лао Цзы, призывавшего следовать природе, жить естественной жизнью, - даосизм.
Даосизм – учение о ДАО, или «пути» (вещей), резко отличается от конфуцианской религии. Отличается он также и от той философии Лао Цзы, которая является его основой:
1) ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.2) Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.3) Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.4) Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао], а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме.5) Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими.6) Переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному.Даосская религия имеет свои храмы, свои священные книги, своих служителей-жрецов. Даосские жрецы разделяются на монашествующих и семейных. Во главе даосской иерархии стоит верховный жрец, или патриарх, называемый тянь-ши («небесный учитель»). Династия его восходит ко II в. н. э. Он, подобно большинству даосов, вел семейную жизнь, но пользовался среди верующих большим уважением. Считалось, что он господствует не только над жрецами, но и над духами, и последние будто бы, как и подчиненные ему жрецы, посещали его в патриаршей резиденции. Резиденция тянь-ши находилась в горах «Дракона-тигра» (провинция Цзянси).
Даосский жрец представляет собой, в сущности, гадателя, предсказателя, продавца священных реликвий, исполнителя магических обрядов. В отличие от конфуцианских обрядов, смысл которых состоит в поклонении предкам, поклонении умершим императорам и т. д., главное занятие даосских жрецов и монахов - это магические заклинания и обряды, мантика.
Даосская религия впитала в себя чрезвычайно много народных религиозных верований. Даосы практикуют и обряды шаманского типа. Очень крупную роль среди магическорелигиозных обрядов, связанных с даосизмом, играла система так называемой геомантики - гадания о свойствах земли, вернее о свойствах местности: по-китайски фэнь-шуй («ветер и вода»). Помимо системы фэнь-шуй применяются и различные другие виды мантики. Есть различные способы гадания.
В даосском культе крупную роль играют представления о загробной жизни, не всегда связанные с культом предков. Согласно религиозным представлениям даосов, у каждого человека есть две души: ци - жизнь, неотделимая от тела, и лин - душа, отделимая от тела. По смерти лин превращается либо в гуй (черта), если человек был ничем не выдающейся личностью, либо в шэнь (божество), если человек этот был значительный, всеми уважаемый. Души богатых, знатных и образованных людей становятся шэнь. Души умерших выдающихся людей и в конфуцианском и в даосском культе играли крупную роль. Им так же, как и душам предков, полагалось приносить жертвы.
- Самые лучшие вожди - те, существование которых народ не замечает.
- Когда вождь, заслуживающий название самого лучшего, завершает свою работу, люди говорят: "Мы все сделали сами".
- Чтобы вести людей за собой, иди за ними.
- Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
- Кто хочет быть во всем правым, того не слушают.
- Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает.
- Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
- Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков.
- Голос истины противен слуху.
- Беа всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых.
- Победающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.
- Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
Ислам
Ислам (араб., букв. – предание себя Богу), мусульманство – одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом, возникшая в нач. 7 в. и распространенная гл. образом в странах Азии и Африки. Основателем ислама считается житель Мекки, «посланец Аллаха» Мухаммед, а основы вероучения изложены в священной книге – Коране. Главным постулатом ислама является учение о едином Боге – Аллахе, создателе неба и земли, предопределяющем все события в окружающем мире и участь каждого человека.
Стержнем Ислама является строгое единобожие, традиционно выражаемое формулой: «Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед - Пророк Его!», с момента искреннего и чистосердечного произнесения которой в присутствии добропорядочных свидетелей человек официально признается мусульманином и приступает к изучению религиозных обрядов.Верующие обязаны совершать ежедневные молитвы (намаз), соблюдать пост в священный месяц Рамадан (ураза), обязательные отчисления на благотворительные цели в установленных размерах (закят), совершать паломничество к мусульманским святыням (хадж).
В исламе существуют два основных направления – суннизм, представляющий ортодоксальную ветвь (90% верующих), и шиизм, отличающийся толкованием ряда мусульманских догматов (около 10% верующих). В исламе сложились определенные традиции, освящающие, например, узы родства, святость гостеприимства, помощь путникам и нищим, возведенная в ранг долга, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребления вина, осуждение лживости. Зафиксированные в Коране нормы обнаруживают немалое сходство с текстами иудейской и христианской религий.
Литература
1. Эдуард Шюре. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. – Симферополь: Таврия, 1998. – 480 с.
2. Фритьоф Капра. Дао физики.- С.-Пб., 1994. - 312 с.
3. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели, 1990. – 832 с.
4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. - 576 с.
5. В. П. Андросов. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Восточная Литература. 2001. - 508 с.
6. В.П. Андросов. Буддизм Нагарджуны. Религиозно-философские трактаты. Восточная Литература. 2000. – 800 с.
7. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. – М.: “АНС-Принт”, 1991. – 416 с.: ил.