Срок обучения 5 лет, очная форма обучения
Философия
Учебно-методический комплекс дисциплины
Тверь – 2010
Иванов Н.И.
Философия
Учебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и рекомендован к изданию на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Тверского филиала МГЭИ очной и заочной формы обучения.
© Тверской филиал Московского гуманитарно-экономического института, 2010.
Содержание
1. Цель изучения дисциплины.
2. Требования ГОС ВПО.
3. Тематические планы.
4. Программа дисциплины.
5. Учебно-методические разработки по проведению семинарских занятий и организации самостоятельной работы.
6. Учебно-методические указания по подготовке и сдаче экзамена (зачета).
7. Вопросы для подготовки к зачету (экзамену).
8. Темы курсовых работ.
9. Рекомендуемая литература.
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – формирование и развитие у студентов философского мировоззрения, общей и методологической культуры, целостного систематического представления о мире и месте человека в нём, вооружить знаниями исторических этапов становления, развития и функционирования философии как обобщенного систематизированного знания выраженного законами и закономерностями природы, общества и мышления.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- формирование общей научной картины мира и современного философского стиля мышления, развитие интеллектуальной культуры, высокого профессионализма, устойчивой нравственной позиции и ответственности в управленческой деятельности;
- уяснение основных этапов развития мировой философской мысли и специфики основных философских дисциплин;
- усвоение студентами системы философско-методологических знаний, принципов, законов, категорий, концепций, теорий, методов и форм научного познания;
- овладение диалектикой современного общественного развития, что позволит всесторонне анализировать сложные социальные явления и процессы жизни общества;
- активизация интереса к философским проблемам управления, усвоение студентами фундаментального знания общих законов строения, функционирования и развития организационно-управленческой деятельности позволяет успешно решать общие задачи профессиональной деятельности.
2. Требования ГОС к образовательному минимуму содержания учебной дисциплины «Философия» для всех специальностей
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизации бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о современном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
3. Тематический план
Специальность «Менеджмент организации».
Срок обучения 5 лет, очная форма обучения.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Количество аудиторных часов | Лекции | Семинары | Самостоятель-ная работа |
1. | Введение. Понятие, предмет и метод философии. Философия как система теоретических знаний и тип мировоззрения. | |||||
Раздел I. История философии | ||||||
2. | Философия Древнего мира (Индия, Китай, античность). | |||||
3. | Средневековая философия и философия эпохи Возрождения и Нового времени. | |||||
4. | Основные направления западноевропейской философии XIX-XX веков. | |||||
5. | Русская философия. | |||||
Экзамен | ||||||
Раздел II. Философия всеобщего. | ||||||
6. | Философское учение о бытии (онтология). | |||||
7. | Философское учение о развитии. | |||||
8. | Сознание. | |||||
9. | Познание как проблема философии. Наука и научное познание. | |||||
Раздел III. Социальная философия и философская антропология. | ||||||
10. | Общество как объект философского анализа. | |||||
11. | Сферы общественной жизни. | |||||
12. | Проблема периодизации всемирной истории | |||||
13. | Социокультурная природа человека. | |||||
14. | Человек в системе социальных связей, свобода и ответственность личности | |||||
15. | Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. | |||||
Курсовая работа | ||||||
Экзамен | ||||||
Итого: |
Тематический план