Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | №№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||
1. | Социология | * | * | * | * | * | * | * | * |
2. | Право | * | * | * | * | * | * | * | |
3. | Политология | * | * | * | * | * | * | ||
4. | Мировая экономика | * | * | * | * | * | * | ||
5. | Менеджмент | * | * | * | * | * | * |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Вопросы для самостоятельной работы
Изучаемая тема | Изучаемые вопросы | Кол-во часов ( для студ. со ср. общим образ.) | Кол-во часов (для студ. со ср. спец. образ.) | Форма контроля |
1. Философия Древней Греции. | 1. Космогония и космология «досократиков». 2. Античная философская классика. 3. Философские направления эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. | 10 час. | 10 час. | Конспект, реферат |
2. Средневековая философия Запада. | 1. Периодизация средневековой философии. 2. Философия патристики: Августин, Иоанн Дамаскин, Дионисий Ареопагит. 3. Схоластический период средневековой философии. Фома Аквинский. | 10 час. | 10 час. | Конспект, реферат. |
3. Философия эпохи Ренессанса. | 1. Хронология и общие характеристики философии Ренессанса. 2. Идеи и тенденции гуманистической мысли Ренессанса: Ф.Петрарка, Л.Валла, Н.Кузанский, П.Мирандолла. | 8 час. | 10 час. | Конспект, реферат. |
4. Философская антропология эпохи Реформации. | 1. Философия Э. Роттердамского. 2. М.Лютер и его отношение к ренессансному гуманизму. | 6 час. | 6 час. | Конспект, реферат. |
5. Философия Нового времени. | 1. Развитие науки и трансформация философской проблематики. 2. Гносеологические учения Ф.Бэкона, Д.Локка, Г. Лейбница. 3. Метод научного познания Р.Декарта. | 12 час. | 10 час. | Конспект, реферат. |
6. Философия Просвещения. | 1. Просвещение как историко-культурный феномен. 2. Идеология Просвещения. 3. Антропологические концепции Просвещения. 4. Философия природы и человека в учениях Ж.Ж. Руссо и А. Вольтера. | 10 час. | 12 час. | Конспект, реферат. |
7. Немецкая классическая философия. | 1. Философия И. Канта. 2. Философская система и метод Гегеля. 3. Проблема личности и свободы в философии И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга. | 10 час. | 10 час. | Конспект, реферат. |
8. Русская философия. | 1. Русская философия XIX века: западнические и славянофильские учения. 2. Философия А. Хомякова, И.Киреевского, П. Чаадаева, Н.Станкевича, К. Кавелина, В.Белинского, М. Бакунина, А. Герцена. 3. Философия русского консерватизма: Н. Данилевский, К. Леонтьев. 4. Философия В. Соловьева. 5. Философия Н. Бердяева. 6. Русская философия «серебряного века»: П. Флоренский, В. Розанов. 7. Философия русского зарубежья. | 10 час. | 10 час. | Конспект. реферат. |
9. Философские учения Востока. | 1. Философия Древней Индии: основные учения и источники. 2. Буддизм: философские и антропологические принципы. 3. История возникновения буддизма. 4. Китайская философия: основные школы и учения. 5. Конфуцианство: создание школы. Конфуций: жизнь и учение. 6. Религиозно-философская система даосизма. | 10час. | 10 час. | Конспект, реферат. |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)
Таблица 10 – Результаты освоения компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции | Этапы формирования (наименование тем) | Виды работ обучающихся | Инструмент оценки (опрос, анализ, оценивание качества работы, тестирование и т.д.) |
ОК-1 | знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; | Философия, ее предмет и место в обществе. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. | Конспект | Опрос |
ОК-2 | знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; | Философская онтология. Теория познания. Философия и методология науки. | Доклад | Оценивание качества работы |
ОК-5 | владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; | Социальная философия и философия истории. Философская антропология | Доклад | Рефкрат |
ОК-10 | стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию | Философские проблемы в области профессиональной деятельности. | Конспект | Опрос |
5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации
1. Студент должен иметь необходимый определенный преподавателем объем письменных работ, сделанных в период сессии и межсессионный период: реферат, конспекты лекций и первоисточников.
2. Студент должен владеть необходимым терминологическим минимумом, определенным кругом философских проблем, выносимых на экзамен.
3. Студент должен иметь навыки использования философской модели рассуждения и уметь использовать ее применительно к сегодняшним социокультурным реалиям, техническим и политическим проблемам современности.
4. Студенту необходимо ясно различать исторический и теоретический аспект философии и обладать ясным представлением о хронологических характеристиках европейской и русской философии.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет философии. Основные философские проблемы.
2. Время возникновения философии как типа мышления. Различия мифологического и философского типов мышления.
3. Индийская философия и культура Древней Индии.
4. Веды. Структура ведического знания.
5. Буддизм и джайнизм как философско-этические учения.
6. Философские школы и традиции Древней Индии: йога, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, веданта.
7. Китайская философия. Основные школы: натурфилософская, конфуцианство, моизм, даосизм, легизм, школа имен.
8. Конфуцианство: основатель школы, основные категории учения, гносеологическая проблематика.
9. Человек и общество в учении конфуцианства.
10. Религиозно-философская система даосизма.
11. Ранние философские школы античности: милетская,эфесская, пифагорейская, школа элеатов. Онтологические проблемы первоначала.
12. Сократ и его гносеологическое учение. Диалектика Сократа.
13. Платон и его обоснование метафизики. Концепция идеи у Платона.
14. Гносеология Платона: источники познания, ступени познания.
15. Государство и человек в учении Платона.
16. Жизнь и сочинения Аристотеля.
17. Метафизика Аристотеля: четыре причины бытия.
18. Категории пространства, времени, движения, бесконечного в физике Аристотеля.
19. Философские школы эллинистической эпохи: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, киники.
20. Значение Библии для развития философской мысли Средневековья.
21. Креационизм, антропоцентризм, личностное Провидение как проблемы средневековой философии.
22. Латинская патристика. Августин Аврелий: жизнь. духовная эволюция, сочинения.
23. Схоластика: школы, университеты. Вера и разум как основы схоластического мышления.
24. Фома Аквинский: жизнь и сочинения.
25. Рациональное и теологическое начала философии Фомы Аквинского. Пять доказательств бытия Бога.
26. Хронологические границы и существенные характеристики философии Ренессанса.
27. Философско-антропологическое значение термина «гуманизм».
28. Платоновские традиции в ренессансной философии: Николай Кузанский о «ученом незнании».
29. Концепция человека в учении Пико делла Мирандолы.
30. Европейская философия эпохи Реформации: Эразм Роттердамский, Мартин Лютер.
31. Философия Нового времени. Эмпирики и рационалисты.
32. Теория познания в учении эмпириков. Д.Локк о простых и сложных истинах.
33. Теория и метод познания в гносеологии Р.Декарта.
34. Немецкая классическая философия: время, проблематика, крупнейшие представители.
35. Философия И.Канта. Проблема априорного знания и ноуменальности в гносеологии Канта.
36. Г.Ф.В.Гегель: жизнь, основные произведения. Значение Гегеля для европейской философии.
37. Концепция истории и культуры в «Феноменологии духа» Г.Ф.В.Гегеля.
38. Диалектический метод Гегеля.
39. Постклассическая философия. Фридрих Ницше и его антропология.
40. К.Маркс и философская мысль Запада. Диалектический и исторический материализм Маркса.
41. Русская философия XIX века: европейское влияние, специфические особенности. Историсофичность русской мысли.
42. Философия славянофилов: А.Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин.
43. Философия западничества: П.Чаадаев, Н. Станкевич, М. Бакунин, А. Герцен.
44. Философия российского консерватизма: Н.Данилевский, К.Леонтьев.
45. Философия В.Соловьева: метафизика всеединства.
46. Философия персонализма Н.Бердяева.
47. ХХ век: становление современной философии. Новое понятие истины и реальности.
48. Психоанализ и его философское содержание. Фрейдизм и психоанализ К.Г.Юнга.
49. Феноменология: западный и русский варианты. Человек и его отношение к миру в философии Э.Гуссерля и А.Лосева.
50. Феноменологическая онтология М.Хайдеггера.
51. Бытие и свобода и смерть в экзистенциальной антропологии.
52. Проблема смысла в постмодернистской философии: Ж.Делез, Ж. Деррида.
53. Философия науки: концепция научного знания.
54. Основные проблемы социальной философии: человек в обществе и «общество в человеке».
55. Государство и власть как предмет политической философии.
56. Философия права: истоки и генезис прав человека.
57. Философия экономики: антропологические проблемы рационализма, аскетизма, желания.
58. Техническое и органическое в современной философии техники.
59. Философия человека: метафизика человеческого бытия.
60. Основные характеристики и категории человеческого бытия.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Осевое время и истоки греческой философии.
2. «Государство» Платона.
3. Город-государство и его гражданин в социальной философии Аристотеля.
4. Душа в контексте аристотелевской психологии.
5. Веды: структура, содержание, смысл ведического знания.
6. Сидхартха Гаутама как основатель буддизма.
7. Судьба человека в философии буддизма.
8. Социальные аспекты конфуцианства.
9. Картина мира в система философии даосизма.
10. Классическая арабо-мусульманская философия.
11. Этапы развития средневековой философии.
12. Фома Аквинский. Жизнь и учение.
13. Универсализм философии средневековья.
14. Вера и знание в философии средневековья.
15. Человек и его судьба в философии Ренессанса.
16. Европейское Просвещение: философские и идеологические задачи.
17. Философские воззрения просветителей на историю.
18. Система и метод гегелевской философии.
19. И.Кант: жизнь, учение, метод.
20. Проблема «сверхчеловека» в философии Ф.Ницше.
21. Позитивистская философия XIX века: О.Конт, Э.Мах, Р.Авенариус.
22. А.Шопенгауэр и «философия жизни».
23. Особенности русской философии XIX – XX в.в.
24. Философско-религиозные искания Ф.М.Достоевского.
25. «Русская идея» в трактовке П.Чаадаева, В.Соловьева, Н.Бердяева.
26. Философия любви: учения Н.Бердяева, В.Соловьева, В,Розанова.
27. Философия П.Флоренского,
28. Философия Н.Лосского.
29. Философия Л.Шестова.
30. Философия Г.Шпета.
31. Человек и его символы в психоаналитической философии К.Г.Юнга.
32. Философская феноменология и ее концепции.
33. Природа и техника в контексте философской феноменологии.
34. Личность как мифологическая форма в философской феноменологии А.Лосева.
35. Язык как «дом бытия»: экзистенциальная концепция языка в учении М.Хайдеггера.
36. Ж.П.Сартр: бытие и свобода.
37. «Смерть» субъекта как проблема постмодернистской философии.
38. Человек и общество в философии М.Вебера.
39. Сциентизм и современное техногенное развитие.
40. Самоидентификация человека как философская проблема конца ХХ столетия.