Древнеиндийская философия
Первые философские учения в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции преимущественно были ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания как источника и основания всего существующего.
Древнеиндийская цивилизация – одна из древнейших на планете. В конце 2-го тысячелетия до н.э. на территорию современной Индии возникли арийские племена. В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер.
В основе мировоззрения новой индийской цивилизации лежали эти Веды (знания). Существовали 4 Веды:
1. Ригведа ü
2. Самаведа î Малые
3. Яджурведа ì Веды
4. Атхарваведа þ
1. Ригведа–собрание гимнов богам, самая древняя Веда, мифологическое мировоззрение. Ригведа включает 1028 гимнов.
Атхарваведа–собрание заклинаний для магической практики.
Все эти Веды долгое время передавались из уст в уста из поколения в поколение. Вскоре сложились также и тексты:
a) Брахманы (регулировали жертвенную практику, включали методику совершения ритуалов).
b) Араньяки (тексты для отшельников).
c) Упанишады (фиксируется переход от мифологии к философии).
1–4 и a)–c)–все это были Большие Веды. Общество Индии того времени носило кастовый характер. Выделяют 4 касты:
Брахман (каста жрецов, хранителей священного знания); Кшатрии (сословие воинов); Вайшьи (каста земледельцев); Шудры (каста неприкасаемых–простые люди).
К 6 в. до н.э. в Индии происходит кризис брахманизма–недовольство брахманами. В результате кризиса появляются Упанишады, на основе которых сформировались радикальные философские системы–Даршаны:
1. æНьяя (основоположник–Готама).- (мокша через внутреннее совершенствование)
2. èВайшешика (основоположник–Канада).- (мокша через внутреннее совершенствование)
3. æСанхья (Капила).- (мокша через телесные упражнения-позы)
4. èЙога (Патанджаль).- (мокша через телесные упражнения-позы)
5. æВеданта Бедараян).- (мокша через ритуалы).
6. èМиманса (основоположник–Шанкара).- (мокша через ритуалы).
Все эти системы базировались на Ведах и являлись ортодоксальными. Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы:
1. Джайнизм(время от времени приходят учителя-спасатели – джины).
2. Буддизм(спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний).
3. Локаята (есть только этот мир – им и насладимся).
Наиболее важными школами были Санхья и Веданта. Санхья–дуалистическая концепция, она принимает в качестве первоначала две инстанции: Пракрити (материя, он она находится в непрерывном движении, она деятельна, но не наделена сознанием); Пуруша (дух, имеет сознание, но не активен). Пракрити состоит из Гун:
a) Саттва (состояние умиротворенности);
b) Раджас (состояние активности);
c) Тамас (состояние пассивности).
С позиции Санхьи цель человека–отделить сознание от материи (путем медитации). Основные категории Веданты: Брахман (духовный абсолют, который вечен, неизменен, из него возникает все видимое многообразие вещей); Атман (жизненное дыхание, действие, внутреннее Я, единое и неразделимое сознание). Тождество Веданты: Брахман есть Атман, Атман есть Брахман; т.е. все в мире едино. Майя–иллюзорная реальность, обратная сторона Брахмана. Сансара–круговорот перерождений; человек, умирая, сбрасывает оболочку и душа его продолжает жить в другом облике. Карма–деяния, плоды деяний.
Основоположником следующей системы Джайнизма – был Махавира, который жил в 4 веке до н.э. Джайнизм – наиболее рационалистическая доктрина, спасение понимается как результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны. Важнейшая категория Джайнизма - Джива – индивидуальная психика. Акаша – пространство, которое включает Локо (мир) и Алоко (вакуум). Единица измерения – Адаша (атом пространства и атом времени ). Все состоит из этих единиц. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни – достижение Нирваны, которая достигается с помощью Ахимсы (не причинение вреда ничему живому), с помощью совершения добрых дел.
Буддизм. Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) – Сидхардха Гасутама Шанея – Муии (623- 544 г. до н.э.). Он был выходцем из Царекогорода (Отшельники из племени Шанья). Он долго ищет истину, живет аскетом. В основе буддизма лежат 4 благородные истины:
1.Жизнь есть страданье.
2.Есть причины страданий.
3.Есть путь избавления от страданий.
4.Есть путь уничтожения страданий ( восмиричный ).
Средний путь будды – отвержение крайнего аскетизма, ритуалов и т.д. Страдание порождается привязанностью к существованию. Важнейшее представление о реальности: Шунья – пустотность реальности, отвержение субстанциональности реальности вне и внутри человека (отвергалось существование бога и бессмертной души). Страдания и освобождение от страданий – различные состояния единого бытия. Страдания – это проявление состояния бытия, а освобождение это не проявление. Страдания – результат непрерывных колебаний, возникновения и уничтожения тхармы. Тхарма – первичная единица реальности (психо-физические вспышки энергии), вспышки жизненной энергии. Различаются обусловленные и не обусловленные кармой тхармы. Высшей целью человеческого существования является достижение нирваны (состояния полной удовлетворенности, самодостаточности, полной гармонии бытия, отрешенность от внешнего мира, сосредоточенность на самом себе). Нирвана в дальнейшем понимается как абсолютная реальность. Стремящийся к нирване должен испытывать сострадание ко всему окружающему. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достич разумом. Изречения Будды собраны в книге «Тхаморике». Мысль Будды: «Чтобы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложь же как мысль может сделать еще худшее». Во 2 веке до н.э. при Омоне буддизм стал доминирующей идеалогией Индии, к 3-9 вв. н.э. он был почти вытеснен из Индии. В буддизме состояние нирваны достигается на основе буддистской йоги – Дхьяны.
Локаята (Чарвака) –радикальная диссидентская школа, порвавшая все связи с предыдущей культ. Традицией. Локаяна в переводе – это приятные речи, чарвака – чавкать, жрать. Основные позиции – мир такой, каким мы его воспринимаем с помощью чувств. Первоначала: земля, воздух, огонь, вода. Сознание возникает из них. Душа – это тело, особенность которого - сознание. Смысл жизни человека – чувственное удовольствие.