Терминологический минимум к экзамену

Философия - (др.греч.– любовь к мудрости) - специфическое познавательное, ценностное, практическое отношение человека к миру, в основе которого лежит поиск, обоснование и утверждение наличия общечеловеческого смысла существования.

☻Функции (задачи) философии:

· Мировоззренческая→ формирование представлений о мире в целом,

· познавательная (гносеологическая)

· ценностнополагающая (аксиологическая);

· методологическая (методос – с др.греч – способ, путь) – обоснование способов, путей достижения истинного знания, эффективного действия, правильных поступков;

· практическая (праксеологическая);

· гуманистическая (оправдание человека, утешение и поддержка).

Основные разделы классического философского знания:

· онтология – учение о бытии, гносеология/эпистемология – учение о познании; формальная (аристотелевская) логика – учение о формах и законах мышления - правильном выводе: как из истинного исходного знания, выраженного в форме суждений, используя законы мышления, путем рассуждений получить новое истинное знание; "практическая философия" – этика (учение о правильном, добродетельном поведении, благе)

· эстетика – учение о выразительных формах бытия, прекрасном. Другие направления (темы) философской рефлексии:

· философская антропология – философские идеи о природе человека;

· социальная философия – философия общества, его организации, основаниях общественной жизни, включая философию истории – философские идеи о природе изменений, развития общества;

· аксиология – учение о ценностях.

По мере роста и развития философского знания, возникают новые направления и изменяются старые, развиваются философия политики и философия права, философия науки и философия техники, ☺этика – как наука о способах философствования о морали, ☺эстетика – как наука о способах художественного освоения мира; философия религии и т.д. Термин «философия» начинает употребляться применительно к осмыслению предельных (мировоззренческих) оснований опыта в разнообразных сферах практической деятельности.

Основной вопрос философии– вопрос об отношении сознания к материи , духа к природе, мышления к бытию (в классической рационалистической философии, сформулирован в раннее Новое время, затем Гегелем и Энгельсом (в марксизме) в 19 в.) .в

Материализм(лат. materialis вещественный)- философское миропонимание и сопряженные с ним идеалы, ценности, нормы человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания всех форм бытия материальное начало, материю – природу (материя первична).Виды материализма: «наивный» - стихийный в Античности и обыденном сознании; механистический начала Нового времени, вульгарный 19 в., диалектический. ☻Идеализм (гр. idea идея) – философские концепции и связанное с ними мировоззрение, усматривающие в качестве основания мироустройстваидеальное начало – Разум, Дух, Мышление, Психическое (ментальное) или их производные (разум/дух первичен). Формы идеализма: субъективный (из мышления, психики человека объясняется «конструкция мира как опыт); объективный – мир, в том числе человек разумный суть создание некоего идеального начала.

Материя (лат. materia вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

Сознание (разум/ум/дух) – идеальная, не-материальная реальность; в рационалистических идеалистических учениях – идеальное первоначало всего существующего. В диалектическом материализме рассматривается как результат эволюции – ☻развитие свойства отражения: физическое→ химическое→ механическое → биологическое отражение, в последнем выделяют следующие ☻уровни: раздражимость→чувствительность→психическое отражение (рефлексы, инстинкты, элементарная психика животных, сознание человека).

Диалектика– учение о всеобщей связи и всеобщем характере развития как борьбе противоположностей. Метафизика (1) «первая философия»-учение о первых причинахбытия (сверхчувственном); (2) учение о развитии, рассматривающее его не как онтологическую характеристику, а лишь как момент действительности, тогда как истинное бытие – абсолютно (завершено, совершенно, неизменно), отрицает противоречие, противоречивость.

Детерминизм –принцип рассмотрения реальности как закономерной, причинно-обусловленной; учение о необходимой (то есть принудительной), закономерной связи явлений. Индетерминизм исходит из случайности событий (то есть их беспричинности, самопроизвольности).

:☻Истина (объективная истина) – адекватное понимание мира, сущности вещей; адекватное отражение объекта познающим субъектом; знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта. Критерий истинности – практика.

Агностицизм - отрицание возможности достижения достоверного знания, познания мира «как он есть».

Рационализм– метод познания (разработанный Декартом, 17 в), исходящий из «истин разума», (рациональной дедукции - умозаключений от общего к частному)- как источника,основания и критерия правильности познания. Иррационализмисходит из отсутсвия в мире какой-то разумной цели, разумного устройства и способности человека действовать самосознательно.

Эмпиризм – метод познания (разработанный Бэконом, 17 в.), исходящий из «истин чувства» (индукции -умозаключений от единичных фактов к общему), то есть утверждающий чувства (ощущения и опыт непосредственного взаимодействия с вещами) в качестве источника, средства и критерия правильности знания.

Человек а)«человеческий род/человечество»; в) индивидуальность, личность (отдельный человек в его определенности); г) в философском смысле - существо, способное к совместному труду и обладающее разумом и речью.

.☻Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества или общности;

Общество – а) обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; б) общность людей, связанных отношениями, складывающимися в процессе деятельности; система жизни и деятельности людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традицией, культурой.

Эпохи в развитии философии. Античная философия (Древняя Греция и Древний Рим 6 в. до н.э.по 5 в. н.э.) – космоцентризм – объяснение мира через разумное устройство Космоса:

Гераклит – первый диалектик, натурфилософ, считавший, что в основе мира лежит огонь; Демокрит – натурфилософ, считавший, что в основе мира – атомы и пустота

Платон – объективный идеалист, считавший, что истинная реальность – реальность мира идей.

Аристотель – философ-систематизатор, основатель этики и логики, считал, что существуют единичные вещи, как соединение материи и формы, а в основе мира находится неподвижный перводвигатель – Ум (Бог)

Средневековая философия (со2 в н.э.- 15 в) – теоцентризм (Теос – Бог)

Августин – представитель патристики (учения отцов церкви, теолог)

Фома Аквинский – представитель схоластики («школьной учености», теолог, основатель философской доктрины католической церкви)

Философия Возрождения ( 15-16 вв) – антропоцентризм (человек как центр мира), гуманизм (внимание к человеку), пантеизм (Природа и Бог – одно).

Философия Нового времени(17-нач.20вв) сциентизм (наука – высшая сила):

рационализм Декарт (Картезий); Спиноза – пантеист (природа и Бог – одна субстанция); Лейбниц – монадология (мир состоит из духовных атомов – монад) Френсис Бэкон; Беркли – субъективный идеалист («существовать, значит, быть воспринимаемым»); Давид Юм – скептицизм (сомнение в возможности познания истинных причин вещей) – субъективный идеалист, трактовавший опыт как поток впечатлений; Дж.Локк – сенсуалист (знание из опыта ощущений: сознание как «чистая доска» для записи опыта эмпиризм

Эпоха Просвещения: Руссо, Гоббс – теория естественного права и общественного договора; Дидро, Вольтер - энциклопедисты

Немецкая классическая философия к.18-пол.19 в.: И.Кант – агностик, идеалист; Гегель – представитель немецкой классической философии, объективный идеалист, считавший, что в основе мира лежит развитие чистого мышления, Абсолютной идеи;

Иррационалистическая философия: Шопенгауэр,Ницше – иррационалисты (в основе мира – воля);

Карл Маркс, Энгельс – основополоржник диалектического материализма, считавший, что мир материален, история – есть развитие производительных сил общества (базисных экономических процессов), которые выражаются в классовых антагонистических отношениях (борьбе и революциях).

Новейшая философия (с 20 в по наст. время) Фрейдизм – иррациональное понимание природы человека и общества; экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Камю) – философия существования; неопозитивизм (Рассел, Поппер, Витгенштейн), Т.Кун – философия науки.

Наши рекомендации