Научно-техническая 409

мым является важнейшим средством всестороннего раз­вития личности.

Истолкование сущности и социальных последствий Н.-т. р. является полем острой борьбы марксистско-ленинской и бурж. идеологий.

Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Н.-т. р. как простое продолже­ние пром. революции или же как её «второе издание» (концепция «второй пром. революции»). По мере того как своеобразие Н.-т. р. становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологич. радика­лизма и социального консерватизма, противопостав­ляя в своих концепциях «постиндустриального общест­ва», «технотронного общества» технологич. революцию социальной, освободит. движению трудящихся. В каче­стве ответной реакции мн. «новые левые» на Западе за­няли противоположную позицию — технологич. пес­симизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак — США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном сциентизме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобурж. радикалы называют себя един­ственными гуманистами, призывают к отказу от рацио­нального знания в пользу мистики, религ. обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как теоретически несостоятельные. Н.-т. р. не в состоянии разрешить экономич. и социальные противоречия ан-тагонистич. общества без радикальных социальных преобразований общества на социалистич. началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно к-рым можно якобы постро­ить справедливое общество посредством одних лишь по-литич. средств, без Н.-т. р.

Обострение противоречий капитализма в связи с Н.-т. р. вызвало на Западе широкое распространение т. н. «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либерально-демократич. интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием Н.-т. р. получила превратное идеологич. отражение в социально-пессимистич. концепциях «пределов роста», «нулевого роста». Многочисл. социальные прогнозы та­кого рода свидетельствуют, однако, не о наличии ка­ких-то объективных «пределов роста», а о пределах ка­питализма как обществ. формации и о пределах экстра­поляции как метода предвидения будущего.

Основоположники марксизма-ленинизма неоднократ­но указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммунистич. общество будет обществом, обеспечиваю­щим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых матери­альных и духовных потребностей на основе высших до­стижений науки, техники и организации. Как для по­беды коммунизма необходимо макс. использование воз­можностей Н.-т. р., так и Н.-т. р. нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистич. обществ. отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.

• Н.-т. р. и обществ. прогресс, М., 1969; Совр. Н.-т. р. Историч. исследование, М., 19702; Совр. Н.-т. р. в развитых капитали-стич. странах: экономич. проблемы, М., 1971; Г в и ш и а-н и Д. Μ., Μ и к у л и н с к и й С. Р., Н.-т. р. и социальный прогресс, «Коммунист», 1971, № 17; А ф а н а с ь е в В. Г., Н.-т. р., управление, образование, М., 1972; Н.-т. р. и социализм, М., 1973; Человек — наука — техника, [M., 1973]; Борьба идей и Н.-т. р. Сб. ст., Л., 1973; Социализм и наука, М., 1981; Н.-т. р. и противоречия капитализма, М., 1981.

Д. М. Гвишиани, С. Р. Микулинский.

«НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ», «т е х-пологи ч. о п т и м и з м», течение совр. бурж. фи­лософии, политэкономии, социологии и футурологии, представители к-рого возлагают надежды на решение

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ

противоречий капитализма и глобальных проблем, сто­ящих перед человечеством, с помощью науч.-технич. прогресса. Сложилось во 2-й пол. 1960-х — 1-й пол. 1970-х гг. в ходе кризиса бурж. идеологии на базе гос­подствовавших в 60-х гг. технологич. теории. Проти­востоит «экологическому пессимизму». Ведущие предста­вители — Д. Белл, Г. Кан, А. Тофлер (США), Б. де Жувенель, Ж. Фурастье (Франция), (5. Флехтхейм (ФРГ), К. Фримен, Д. Габор (Великобритания), Г. Лин-неман (Нидерланды), И. Кайя (Япония), А. Эррера (Аргентина) и др.

К этому течению в совр. зап. лит-ре причисляются обычно представители различных бурж. обществ. наук, выступающие против концепций социального песси­мизма в основном с позиций модернизированных тех-нологич. теорий. Науч. несостоятельность «Н.-т. о.» заключается в переоценке значения науч.-технич. про­гресса при определении историч. судеб человечества и недооценке социально-экономич. факторов развития человеч. общества.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, единое, вза-имообусловленное, поступат. развитие науки и тех­ники.

Истоки Н.-т. п. коренятся r мануфактурном произ-ве 16—18 вв., когда науч.-теоретич. и технич. деятель­ность начинают сближаться. До этого материальное произ-во медленно эволюционировало преим. за счёт накопления эмпирич. опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шёл столь же медленный про­гресс в науч.-теоретич. знаниях о природе, к-рые нахо­дились под влиянием теологии и схоластики и не оказы­вали постоянного и сколько-нибудь существ. влияния на произ-во. Науч. и технич. прогресс были двумя, хо­тя и опосредованными, но относительно самостоят. по­токами человеч. деятельности.

В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретич. и эксперименталь­ного решения целого ряда вполне определ. задач. Нау­ка в это время под влиянием идей Возрождения посте­пенно порывает со схоластич. традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание (особен­но последнее) были тремя великими открытиями, по­ложившими начало прочному союзу науч. и технич. деятельности. Попытки использовать водяные мельни­цы для нужд расширяющегося мануфактурного про-из-ва побуждали теоретически исследовать нек-рые механич. процессы. Создаются теории махового коле­са и маховых движений, теория жёлоба, учения о на­поре воды, о сопротивлении и трении. «... Мануфактур­ный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности» (Марк с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт, Ж. Л. Д' Аламбер, Р. А. Реомюр, Г. Дэ­ви, Л. Эйлер и мн. другие создали науке репутацию «служанки произ-ва».

Возникновение машинного произ-ва в кон. 18 в. было подготовлено результатами предшествующего науч.-технич. творчества большой армии математиков, меха­ников, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не толь­ко конструкторско-технич. деятельности. Машинное произ-во в свою очередь открыло новые, практически неограниченные возможности для технологич. приме­нения науки. Его прогресс во всё большей степени определяется прогрессом науки, и само оно, по выраже­нию К. Маркса, впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука» (там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Всё это означает переход к новому, второму этапу Н.-т. п., к-рый характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во всё ускоряющихся темпах. Возникают спец. звенья науч.-исследоват. деятельности, призванные доводить тео­ретич. решении до технич. воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, про-

изводств. исследования. Науч.-технич. деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеч. труда.

Третий этап Н.-т. п. связан о совр. науч.-технич. революцией. Под её воздействием расширяется фронт науч. дисциплин, ориентирующихся на развитие тех­ники. В решении технич. задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускоре­ние технич. прогресса прямо или косвенно влияют так­же мн. направления обществ. наук: экономика и орга­низация произ-ва, науч. управление экономич. и со­циальными процессами, конкретные социальные ис­следования, производств. эстетика, психология и ло­гика технич. творчества, прогнозирование. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отноше­нию к технике. Целые отрасли произ-ва возникают вслед за новыми науч. направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синте-тич. материалов, произ-во ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая её всё более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чер­той совр. Н.-т. п. является то, что он захватывает не только пром-сть, но и мн. др. стороны жизнедеятель­ности общества: с. х-во, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство науч. и технич. деятельности находит в прорыве чело­вечества в космос.

Н.-т. п. служит основой социального прогресса. Однако в условиях капитализма прогресс науки и тех­ники совершается в основном в интересах господствую­щего класса, используется в милитаристских, челове-коненавистнич. целях и сопровождается зачастую ре­грессом духовных ценностей, разрушением человеч. личности. При социализме Н.-т. п. осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению комплекса экономич. и социальных задач коммунистич. строительства, созда­нию материальных и духовных предпосылок для все­стороннего и гармоничного развития личности. КПСС выдвигает на первое место задачу всемерного ускоре­ния Н.-т. п. в СССР. См. также статьи Наука, Научно-техническая революция, Прогресс, Техника и лит. к ним.

Г. Н. Волков.

НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ,одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма; раскрывает общие зако­номерности, пути и формы классовой борьбы пролетариа­та, социалистич. революции, построения социализма и коммунизма. Термин «Н. к.» (науч. социализм) употреб­ляют также в широком смысле для обозначения марк­сизма-ленинизма в целом.

Н. к. органически связан с др. составными частями марксизма-ленинизма: марксистской философией и по­литэкономией. Превращение социализма из утопии в науку, как отмечал Ф. Энгельс, было обусловлено преж­де' всего двумя великими открытиями: материалистич. пониманием истории и созданием теории прибавочной стоимости. Раскрытие объективных основ существова­ния и общих тенденций развития человеч. общества, к-рое даёт историч. материализм, анализ экономич. от­ношений и в особенности экономич. основы противоре­чий капитализма и неизбежности социалистич. рево­люции, осуществляемый политэкономией, послужили теоретич. базой возникновения Н. к. в 40-х гг. 19 в.

Н. к. был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом u развит в новых историч. условиях В. И. Лениным, его ученика­ми и последователями.

Общие контуры коммунизма были очерчены Марксом ещё в 1843—44. В «Нем. идеологии» (1845—46) Маркс и Энгельс выдвинули важное положение о том, что «ком­мунизм для нас не состояни е, которое должно быть установлено, не и д е а л, с которым должна сооб­разовываться действительность. Мы называем комму-

низмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» (Соч., т. 3, с. 34).

Первым программным произв. Н. к. явился «Манифест коммунистич. партии» (1848). В нём Маркс и Энгельс доказали, что капиталистич. строй таит в себе непри­миримые противоречия, к-рые могут быть разрешены только социалистич. революцией, уничтожающей гос­подство буржуазии и устанавливающей власть рабоче­го класса. Они показали, что силой, к-рая призвана ликвидировать капитализм и утвердить социалистич. строй, выступает рабочий класс, союзниками к-рого являются др. слои трудящихся. Маркс и Энгельс обос­новали необходимость для пролетариата создания самостоят.

политич. партии, к-рая должна руководить борьбой трудящихся за социализм и коммунизм.

Дальнейшее творч. развитие Н. к. получил в резуль­тате обобщения Марксом и Энгельсом опыта революций 1848—49, Парижской Коммуны 1871, в процессе борь­бы со всякого рода немарксистскими течениями («Клас­совая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Гражд. война во Франции», «Капитал», «Критика Готской про­граммы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, част­ной собственности и гос-ва» и др.). Маркс и Энгельс обосновали учение о диктатуре пролетариата, разви­ли положение о неизбежности переходного периода от капитализма к социализму, конкретизировали понятие коммунистич. формации, к-рая в своём развитии про­ходит две фазы — социализм и коммунизм,— и дали их общую характеристику.

С именем Ленина связан новый этап в развитии тео­рии Н. к. Ленин творчески обогатил теорию социалис­тич. революции и строительства социалистич. и комму­нистич. общества, вооружил росс. и всё междунар. ре-волюц. движение научно обоснованной стратегией и тактикой, возглавил борьбу за претворение в жизнь иде­алов Н. к. Ленин показал, что капитализм вступил в империалистич. стадию развития, к-рая есть канун со­циалистич. революции; сделал вывод о возможности по­беды социалистич. революции первоначально в немно­гих или даже в одной, отдельно взятой, стране («Импе­риализм, как высшая стадия капитализма», «О лозунге Соединенных Штатов Европы»). Ленин конкретизировал марксистскую теорию гегемонии пролетариата, пока­зал необходимость руководства со стороны рабочего класса борьбой трудящихся масс в новую историч. эпо­ху не только в социалистич. революции, но и вообще во всякой нар. революции, а также в условиях социали­стич. и коммунистич. строительства («Две тактики со­циал-демократии в демократической революции»). Раз­вивая учение о диктатуре пролетариата, Ленин открыл новый тип пролет. гос-ва, воплотившегося в России в форме Советов, развил дальше марксистское учение о партии рабочего класса, раскрыл соотношение между борьбой за демократию и борьбой за социализм, пока­зал связь нац.-колон. вопроса с социалистич. револю­цией («Гос-во и революция» и др.). Ленин обогатил те­орию строительства нового общества учением о социа­листич. индустриализации, кооперировании крест. х-ва, культурной революции, раскрыл общие законо­мерности строительства социализма («О кооперации», «Лучше меньше, да лучше» и др.). Ленин выдвинул идею развитого социалистич. общества.

Ленинский этап в развитии Н. к. продолжается в теоретич. деятельности КПСС и др. коммунистич. и рабочих партий.

Важнейшим историч. событием на пути развития и воплощения теории Н. к. в жизнь явилась победа Вели­кой Окт. социалистич. революции в России, а затем по­беда социалистич. революций в ряде др. стран и пре­вращение социализма в мировую систему. С возникно­вением коммунистич. формации Н.к. стал проверенной на опыте наукой о построении социализма, получил

НАУЧНЫЙ 411

новый объект для теоретпч. исследования. КПСС вмес­те с др. коммунистич. партиями разработала важные новые теоретич. проблемы Н. к.: дана марксистско-ле­нинская характеристика совр. эпохи; конкретизирова­но ленинское положение о единстве закономерностей и разнообразии форм перехода различных стран от ка­питализма к социализму; раскрыта роль нар. демокра­тии как новой конкретно-историч. формы диктатуры пролетариата; разработана проблема перерастания гос-ва диктатуры пролетариата в общенар. гос-во в ус­ловиях победившего и упрочившегося социализма; дана характеристика социалистич. образа жизни; по­лучили дальнейшее обоснование закономерности пере­растания социализма в коммунизм и, в частности, пу­ти создания материально-технич. базы коммунизма, формирования коммунистич. обществ. отношений и вос­питания нового человека; раскрыты особенности раз­вития мировой социалистич. системы и его закономер­ности; показаны формы её влияния на мировой рево-люц. процесс; получил дальнейшее творч. развитие ленинский принцип мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем; сделан вывод о возмож­ности предотвращения агрессивных империалистич. войн в совр. эпоху; разработана концепция развитого социа­листич. общества (см. Программу КПСС; Документы Междунар. совещаний коммунистич. и рабочих пар­тий; Материалы 24, 25 и 26-го съездов КПСС).

II p е д м е т Н. к. Хотя процесс возникновения, ста­новления и развития коммунистич. общества изучается всеми составными частями марксистско-ленинского учения — марксистской философией, политэкономией и Н. к., каждая из них имеет собств. предмет исследова­ния и решает эту общую задачу специфич. методами.

Н. к. призван дать цельную картину социалистич. и коммунистич. общества, показать движение к комму­низму как неизбежный результат борьбы рабочего клас­са, как взаимосвязанное изменение производит. сил, экономич. базиса, социальной структуры и идеологии общества, указать пути борьбы за новый обществ. строй. Н. к. даёт социально-политич. обоснование ги­бели капитализма и торжества коммунизма. Диалек-тич. материализм и марксистская политэкономия на­ходят своё последоват. и логич. продолжение и заверше­ние в Н. к. В свою очередь Н. к. необходимы филос. и экономич. основы.

В круг проблем Н. к. входят: обоснование историч. неизбежности гибели капитализма и торжества комму­низма, анализ историч. предпосылок и условий рево-люц. преобразования капитализма в социализм; выяс­нение всемирно-историч. роли рабочего класса и руко­водимых им масс трудящихся в борьбе за коммунизм; исследование классовой борьбы пролетариата в социа­листич. революции, а также др. революц. и освободит. движений; анализ закономерностей и путей построения социализма и коммунизма; выяснение осн. закономер­ностей и черт переходного периода от капитализма к социализму, социалистич. и коммунистич. фаз разви­тия общества; выяснение осн. принципов стратегии и тактики марксистско-ленинских партий на различных историч. этапах; изучение науч. организации общества на всех этапах строительства социализма и коммуниз­ма. Н. к. раскрывает также пути использования объек­тивных законов в борьбе за коммунизм, что становится особенно важным в условиях сознат. организации всей обществ. жизни, исследует конкретную роль и значе­ние субъективного фактора в осуществлении революц. преобразований капиталистич. общества, в созидании нового обществ. строя.

Н. к. изучает развитие коммунистической формации в целом под углом зрения её наиболее общих специ­фических законов возникновения, становления и раз­вития.

НАУЧНЫЙ

Проблематика Н. к. постоянно развивается и конкре­тизируется. В решениях съездов КПСС и др. братских партий определены наиболее важные направления в развитии теории Н. к. в совр. условиях. Так, в поста­новлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию обществ. наук и повышению их роли в коммунистич. строительстве» (1967) говорилось о задачах Н. к.: «... разработка ленинской теории социалистической ре­волюции применительно к современной эпохе; выяв­ление закономерностей развития мирового революцион­ного процесса, анализ классовой борьбы международ­ного пролетариата и проблем национально-освободи­тельного движения, борьбы против империализма; раз­работка теоретических вопросов международного ком­мунистического движения в современную эпоху; изу­чение проблем войны и мира; глубокое раскрытие анта­гонистических противоречий между социализмом и ка­питализмом; комплексное изучение социально-полити­ческих проблем развития социализма и перерастания его в коммунизм; выявление социальных результатов научно-технической революции; исследование путей и форм сближения условий труда, быта и культурного развития города и деревни, органического соединения умственного и физического труда в производственной деятельности; разработка проблем развития националь­ных отношений; разработка методов научного управле­ния социальными процессами; анализ содержания и форм работы по коммунистическому воспитанию, путей пре­одоления частнособственнических, религиозных и иных пережитков в сознании и быту трудящихся; исследова­ние процессов и проблем совершенствования государст­венного строя и социалистической демократии, воспита­ния патриотизма и интернационализма; изучение опыта строительства социализма в других странах» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 9, 1972, с. 349—50). 24, 25 и 26-м съездами КПСС поставлена задача всестороннего исследования закономерностей развитого социалистич. общества.

Законы и категории Н. к. Особенность законов коммунистич. формации состоит в том, что они носят всеобщий характер, т. к. проявляются в той или иной форме во всех сферах социальной жизни и во всех странах, идущих по пути строительства социализма и коммунизма. Они могут действовать как на всём про­тяжении развития коммунистич. формации, так и на определ. её этапах, выступая в своеобразных формах.

В условиях социалистич. революции и строительства социализма действуют такие закономерности, как со­юз рабочего класса с широкими массами крестьянства, диктатура пролетариата, преобразование экономич. и социальных отношений на основах социализма, куль­турная революция, установление равноправия и брат­ской дружбы между народами, пролетарский интерна­ционализм, защита завоеваний социализма от внеш. и внутр. врагов.

В условиях победившего социализма и развитого социалистич. общества продолжает действовать ряд закономерностей предшествующего этапа развития, обогащаясь и видоизменяясь в новых историч. услови­ях (напр., планирование экономики и социального раз­вития). Вместе с тем прекращается действие закономер­ностей, связанных с исчезновением породивших их условий (напр., диктатура пролетариата). Складыва­ются также новые закономерности, напр. с возникнове­нием мировой системы социализма.

Общие закономерности этапа возникновения комму­нистич. формации, закономерности совр. мирового ре-волюц. процесса включают в себя объективную необхо­димость социалистич. революции, обретающей мировой характер и совершаемой внутр. силами в каждой отд. стране при наличии объективных и субъективных пред­посылок; руководство рабочего класса во главе с марк­систско-ленинской партией как необходимое условие углубления и развития мирового революц. процесса; союз рабочего класса с крестьянством и др. слоями тру-

дящихся/ а также с нац.-освободит. движением; расши­рение социальной базы мирового освободит. движения в отд. странах и в междунар. масштабе; неравномер­ность развития мирового революц. процесса и разновре­менность победы социалиста, революции в различных странах; мирное сосуществование гос-в с различным строем как своеобразную форму классовой борьбы.

К наиболее общим специфич. законам коммунистич. формации можно отнести утверждение подлинного наро­довластия сначала через социалистич. гос-во, а затем и непосредственно путём коммунистич. обществ. само­управления; постановку в центр социального развития человека как главного богатства общества; сознат. ха­рактер преобразования социальных процессов и науч. характер управления ими при руководящей роли ра­бочего класса и марксистско-ленинской партии; ут­верждение гармоничности, равномерности, плановости развития социальных процессов, всех сторон обществ. жизни, к-рые приходят на смену капиталистич. анархии и конкуренции, противоположности города и деревни, умств. и физич. труда, классовому неравенству; форми­рование подлинной коллективности, взаимопомощь и сотрудничество свободных от эксплуатации людей на основе обществ. собственности; закон складывания со­циальной однородности при одновременном всестороннем развитии личности; рост активности, самодеятельности u инициативы масс; закон социальной эволюции, про­исходящей без политич. революций, и др. Теоретич. работы КПСС, братских партий др. социалистич. стран позволили также установить осн. закономерности стро­ительства развитого социализма.

В отличие от категорий и законов диалектич. и ис-торич. материализма, особенность категорий и законов Н. к. состоит в том, что они связаны с возникновением, становлением и развитием одной - коммунистич. — формации. При этом, в отличие от др. наук, изучающих коммунистич. общество, категории Н. к. отражают об­щие процессы развития коммунистич. формации, а также конкретные формы их проявления. Тем самым законы и категории Н. к. выполняют по отношению к конкретным наукам о социализме и коммунизме мето­дология, функцию. Наиболее общей категорией Н. к. является коммунистич. формация, затем идут такие категории, как эпоха перехода от капитализма к ком­мунизму, социалистич. революция, диктатура пролета­риата, переходный период от капитализма к социализму, социализм, развитое социалистич. общество, коммунизм.

Н. к., как и марксизм-ленинизм в целом, по самой своей природе носит интернац. характер. Он является результатом обобщения не только опыта революц. дви­жения в той или иной отд. стране, но и опыта мирового рабочего и коммунистич. движения в целом, раскрывает общие закономерности и специфику строительства со­циализма и коммунизма во всех странах, совершаю­щих переход к коммунизму.

На различных ступенях развития общества в зависи­мости от конкретно-историч. обстановки те или иные стороны, проблемы Н. к. выдвигаются на первый план. В странах, осуществляющих социалистич. преобразо­вания, гл. объектом изучения выступают проблемы переходного периода от капитализма к социализму; там, где социалистич. революция ещё не совершилась, в центре Н. к. стоят проблемы борьбы за установление политич. власти рабочего класса в союзе со всеми тру­дящимися.

Различие проблем на том или ином этапе вовсе не означает, что каждая страна должна иметь свою теорию Н. к. Нет и не может быть разновидностей Н. к. по географич., нац. и др. признакам, как не может быть нац. наук — математики, физики, химии и т. д. Учёт специфич. особенностей развития отд. стран входит в само содержание единой теории Н. к. Лишь сочетание интернац. и нац. задач трудящихся в борьбе за торже­ство социализма и коммунизма — непременное условие успеха междунар. революц. движения.

В совр. историч. условиях необходимость творч. развития науки о коммунизме выдвигается на одно из первых мест, ибо Н. к. призван теоретически обобщить новые явления, дать практич. рекомендации в осуще­ствлении задач коммунистич. строительства, весги иде-ологич. борьбу против буржуазных и ревизионистских теорий.

На совр. этапе важнейшее значение имеет всесто­ронний анализ развитого социалистич. общества, его критериев и историч. места в развитии коммунистич. формации, закономерностей, лежащих в основе пере­растания социализма в коммунизм, выявления движу­щих сил этого процесса, реальных противоречий и трудностей строительства нового общества. Значит. актуальность в условиях развитого социалистич. об­щества приобретает и проблема возрастания руководя­щей роли рабочего класса и коммунистич. партии, рас­крытие сущности новой историч. общности — советско­го народа, путей становления бесклассовой структуры и утверждения полной социальной однородности об­щества. Важным аспектом Н. к. является изучение закономерностей становления и развития духовной культуры социалистич. общества, путей формирования нового человека и коммунистич. образа жизни. Исклю­чит. значение приобретает науч. разработка проблем уп­равления социальными процессами, путей соединения достижений науч.-технич. революции с преимущества­ми социализма. В междунар. плане важное значение имеют проблемы укрепления всестороннего сотрудни­чества братских партий и стран социализма, проблема социалистич. ориентации и некапиталистич. пути раз­вития освободившихся стран, изучение особенностей совр. этапа общего кризиса капитализма и освободит. борьбы рабочего класса, решение проблем достижения прочного междунар. мира и мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

А. М. Ковалёв.

«НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ»,материалистич. на­правление в совр. бурж. философии, сформировавшееся в кон. 50-х гг. в США и Австралии. Осн. представите­ли — Г. Фейгл, Дж. Старт, Д. Армстронг, Дж. Корн-мен, Т. Нагель, Р. Рорти, П. Фейерабенд, Дж. Шаффер и др. Идейные истоки «Н. м.» — логический позитивизм и аналитич. бихевиоризм, его развитие стимулировали достижения биохимии, физиологии, психологии, ки­бернетики. «Н. м.» реабилитирует онтологич. пробле­матику и фиксирует внимание на классич. психофизич. проблеме, объявлявшейся логич. позитивизмом «псев­допроблемой».

Центр. тезис «Н. м.» состоит в том, что человек в принципе ничем не отличается от остальной природы, сознание сводимо к состояниям центр. нервной системы, к функционирующему мозгу, следовательно, методы естествознания, в частности физики, способны дать ис­черпывающее описание человеч. существа. Духовные явления, по мнению «науч. материалистов», тождест­венны физическим, составляют их подкласс. Возмож­ность полной редукции духовного к физическому долж­на быть строго доказана науч. исследованиями, что ока­зывается необходимым условием создания монистич. онтологич. концепции. Название «Н. м.» подчёркивает, что обоснование материализма полностью зависит от науки и производится её средствами. Расхождения в трактовке таких понятий, как «ментальное» и «физиче­ское», а также в построениях моделей редукции пси­хического к физическому порождают разные формы «Н. м,». «Элиминативный материализм» предполагает, что с развитием науки возможна элиминация всех «мен­тальных» терминов и замена их точными науч. терми­нами (Фейерабенд, Рорти и др.). «Теоретич. материа­листы» утверждают, что тождество «ментального» и «физического» возможно лишь как «теоретич.» редук-

НАУЧНЫЙ 413

ция, вследствие к-рой наблюдаемый объект сводится к теоретич. объекту (Корнмен и др.). Особое место в рам­ках «Н. м.» занимает кибернетизированный, или «функ­циональный материализм» (X. Патнэм, Дж. Фодор н др.), согласно к-рому психич. процессы эквивалентны

не физич. процессам, а определ. функциональным сос­тояниям живой системы; функциональные свойства нередуцируемы к известным физич. свойствам. «Функ­циональный материализм» свидетельствует о кризисе радикально-физикалистских концепций «духовного» и «телесного». В русле «Н. м.» стала усиливаться тенден­ция к «эмерджентистскому материализму» (Дж. Марго-лис, Н. Свартц, Р. Сперри и др.), защищающему мате-риалистич. принципы, выступающему против ради­кального физикализма и апеллирующему к диалектике. Явления жизни, психики, культуры определяются в ка­честве эмерджгнтных свойств высокоразвитых матери­альных систем, образующих новое качество, целост­ность и не сводимых к свойствам отд. элементов или подсистем той системы, которая обладает данным каче-

ством.

Последовательно редукционистские формы «П. м.» не выходят за пределы домарксистского метафизич. материализма, подменяя понятие материи понятием фи­зического и интерпретируя материализм в духе физи-кализма. Вне круга рассмотрения «науч. материалис­тов» остаются объекты, к-рые не могут быть редуци­рованы к «физическому» (напр., экономич. отношения, социальная революция, классовая борьба, человеч. культура). Отождествляя ментальное с физическим, «Н. м.» устраняет проблему идеального, отдавая дань вульгарному материализму. Узко сциентистское пони­мание сознания но учитывает содержательно-ценност­ных его аспектов.

Вместе с тем «Н. м.» сыграл известную положит. роль, стимулируя исследования в области психологии и нейрофизиологии и способствуя изучению естеств.-науч. аспекта проблемы сознания. Для него характер­ны опора на науку, атеистич. направленность, критика идеализма, дуализма, спиритуалистич. трактовок ду­ховной деятельности.

• Юлина Н. С., Проблема метафизики n амер. философии 20 и., М., 1078, гл. 5, § 3; Д у б p о в он и и Д. И., «Н. м.» и психофизиологии, проблема, «ФН», 1975, № 6, 1977, № 2; Б у н-ге М., Несостоятельность психофизич. дуализма, там же, 1979, № 2; А г m s t r o n g D. M., A materialist theory of the niind, L.— Ν. Υ., 1968; Materialism and the mind-body problem, Englcwood Cliffs (N. J.), 1971; M a r g o l i s J., Persons and minds, Boston, 1978; L с v i n M. E., Metaphysics and the mind-body problem, Oxf., 1979.

НАЦИОНАЛИЗМ,бурж. и мелкобурж. идеология и политика, а также психология в национальном вопросе. Н. трактует нацию как высшую внеисторич. и надклас­совую форму обществ. единства, как гармонич. целое с тождественными осн. интересами всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенац. интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-историч. условиях носителем и проводником националистич. идеологии и политики — буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи нац. превосходства и нац. исключи­тельности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от историч. обстановки, от взаимоотно­шений данной нации с другими. Широкое развитие Н. связано с зарождением и развитием капитализма. Бур­жуазия использует Н. в качестве орудия создания и завоевания общепац. рынка, установления своего гос­подства в нац. рамках в борьбе против феод.сил и чу­жеземной буржуазии, закрепления и расширения это­го господства путём порабощения др. наций. Н. ис­пользуется буржуазией с целью добиться «классового мира» внутри нации, отвлечь пролетариат от его клас­совых задач, посеять между трудящимися разных на­ций нац. рознь, подорвать интернац. единство революц.

НАЦИОНАЛИЗМ

движения. Условия бурж. общества ведут к распрост­ранению националистических взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом буржуазного государства, его политикой и пропаган­дой.

Марксизм-ленинизм показал экономич. и социальные корни Н., его классовую сущность; он рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную обществ. роль в зависимости от историч. этапа разви­тия капитализма, от обществ. роли буржуазии и харак­тера её связей с нар. массами, от положения данной нации в системе межнац. отношений. В период форми­рования наций, напр. в Зап. Европе и США, Н. наряду с лозунгами демократии являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнёта, поднимая и нар. массы на эту борьбу. Это придало Н. в данный период определ. прогрессивное содержание (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 24, с. 131—32). Монополистич. капитал выступает носителем самого грубого и жестокого нац. и колон. гнёта, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалис-тич. и колон. политики и сближается с расизмом (напр., гитлеризм с его изуверской расовой теорией). В усло­виях существования двух мировых систем империа-листич. буржуазия стремится придать Н. прежде всего антикоммунистич. и антисов. направленность. Импери­ализм делает ставку на оживление u социалистич. стра­нах националистич. тенденций.

Иной характер в совр. эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политич. и экономич, независимость, против империализма. В Н. в этих странах в огранич. форме выражается идея нац. освобождения и нац. неза­висимости, и он часто служит знаменем нац.-освободит.

движения. В Н. в подобных случаях находят из­вестное отражение демократизм и протест против им-периалистич. гнёта той части масс, к-рая ещё не под­нялась до классового сознания. У значит. слоев кре­стьянства Н. выступает как первонач. форма антиим-периалистич. сознания. Вместе с тем наряду с этими прогрессивными сторонами Н. в бывших колон. и за­висимых странах имеет реакц. черты, к-рые усилива­ются с ростом узкоклассовых тенденций в политике нац. буржуазии, с развёртыванием в освободившихся стра­нах борьбы за социальный прогресс, с поправением нек-рых мелкобурж. групп. В условиях борьбы по проблемам ориентации обществ. развития освободив­шихся стран идея «надклассового» нац. единства всё больше приходит в острое столкновение с потребно­стями социального прогресса, классовыми интересами трудящихся. Идеи Н. становятся орудием в руках тех сил, к-рые выступают за капиталистич. путь развития, стремятся помешать росту политич. сознания масс. Нередко всё сильнее начинают сказываться — как во внутреннем, так и с междунар. плане - тенденции нац. эгоизма, нац. превосходства и исключительности.

Наши рекомендации