Иррационализация фил. в творчестве А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше. «фил. жизни»

Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Он отвергает логические связи в природе, понимание мира как целостной закономерной системы. Окружающий мир с точки зрения иррационализма – это разрозненный хаос, он не подконтролен разуму, а подчиняется слепым, бессознательным силам. Такую силу, Шопенгауэр называет “волей” (а именно “волей к жизни”). Воля - слепая, бессознательная жизненная сила, которой придается космический характер. Весь мир предстает как бесконечная цепь объективизаций мировой воли; на стадии органической природы она проявляет себя как "воля к жизни"; индивидуализируясь, в человеке реализуется как "личность". 1831 – смерть Гегеля. Его начинают критиковать, и появляется иррациональная (неразумная, недоказуемая) философия.

Иррационализм (со 2 п. 19 в.)– философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления, непостижимым характере бытия и признающая основными видами познания инстинкты: интуицию, озарение, чувства. Иррационализм как философское направление в 20 в. становится ведущим философским течением, отразив тем самым разочарование в разумности поведения человека и человечества. В центре внимания человек. Маркс полагал, что общество развивается как природа, его движущая сила развития – способ производства материальных благ. Производительные силы определяют характер общественных отношений. Марксизм впервые придал философии революционный характер. Причины всех проблем – частная собственность. К. 19 – н. 20 в. возникают новые направления философии: Артур Шопенгауэр, сущность мира = подлинная реальность – это воля, воля к жизни. В мире нет разумности, прогресса; жизнь – мучение. В природе и обществе нет закономерности, следовательно, нет возможности научного познания мира. Он отрицал исторический прогресс – это все относят к волюнтаризму. Сёрен Кьеркегор – «Страх и трепет», «Или-или», «Болезнь к смерти». Противопоставляет себя рационалистической традиции. Постижение мира с помощью переживаний, экзистенции, существования. Экзистенциональное мышление связано с внутренней жизнью человека. Неустойчивость, текучесть существования, обречённость на смерть, страх, сомнения, страдание. В моменты выбора (или-или) индивид встречается со своим «Я». Способность к свободному выбору – черта свободного существа. «Диалектическая лирика». Фридрих Ницше – «Воля к власти» - центральное понятие. Жизнь есть становление. Осмеивал нормы и правила, разумность мира; в истории нет ни цели, ни прогресса, только вечная борьба сильных и слабых. Считал, что человек должен стать нигилистом, перестать верить в счастье и победу добра. Он прославляет сверхчеловека: без слабостей, иллюзий, творящего мир по своему усмотрению, он относится к человеку так же, как человек к обезьяне, должен быть вне рамок. Возникает экзистенциализм (философия существования), основатель немец Хайдеггер. Основоположники Сартр, Ясперс, Камю, Ортега-и-Гассет. Мир абсурден, задача философии – человек должен научиться жить в этом мире. Человек всегда и везде одинок, все люди чужды ему в его горе. Смысл жизни и бытия человек познает только на грани смерти. Это направление разрабатывает вопрос о свободе: человек должен сам формировать себя и отвечать за свою жизнь не ссылаясь ни на что и ни на кого.

15- Основные черты фил. марксизма и феномен постмарксизма.Источники марксизма – немецкая классическая философия (взята диалектика, материалистические позиции), классическая английская политэкономия, французский утопический идеализм.

Марксистская философия сост. из 2 частей:

· Исторический материализм. Экономические отношения – фундаментальная основа всех общественных отношений. Идея о производственных отношениях. Базис и надстройка взаимодействуют друг с другом. 6 общественных формаций в зависимости от развитости производительных сил, отношений:

Первобытно-общинный строй (общ-ная собст.)

Рабовладельческий (ч.с. на людей)

Феодализм (ч.с. на землю)

Капитализм (ч.с. на средства производства)

Коммунизм/социалистическое общество (общественная собственность)

· Диалектический материализм.«Бытие определяет сознание». Сознание – свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения действительности. Материя – объективна, сознание – субъективно. Человек стремится преобразовать материю. Ленин: «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». «Не сознание определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Задача – изменить мир; эта философия носит революционный характер. Идеальное общество – общество без частной собственности (согласно социализму). Частная собственность делает общество антагонистическим. История общества – история борьбы.

Маркс: «Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство – лишь особые формы производства и подчиняются всеобщему закону».

Основные принципы марксизма:

- материалистическая

- диалектическая

- классовая борьба

Постмарксизм —социофил-оетечение, основывающееся на трудах и идеях, предложенных Карлом Марксом, однако ставящее под критическое рассмотрение ключевые элементы марксистскойтеории. Свое развитие постмарксизм начинает от событий «красного мая» 1968 г., когда «официальный марксизм» традиционных левыхбыл дискредитирован и появилась необходимость поиска новых путей развития.

Наши рекомендации