Тат-тат-карма-правартана – разнообразная деятельность, благоприятная для преданного служения
Для тех, кто стремятся совершать преданное служение, Шрила Рупа Госвами предписал систему тат-тат-карма-правартана – действовать в соответствии с регулирующими принципами. В Нектаре Наставлений деятельность, благодаря которой культивируется чистое преданное служение, называется тат-тат-карма, предписанными обязанностями. Шри Кришна говорит Уддхаве в Шримад Бхагаватам (11.19.20-24):
«Твердая вера в исполненные блаженства повествования о Моих играх, постоянное воспевание Моей славы, неуклонная привязанность к поклонению Мне в храме, восхваление Меня прекрасными гимнами, огромное почтение преданному служению Мне, принесение поклонов всем телом, совершение первоклассного поклонения Моим преданным, осознание того, что Я пребываю во всех живых существах, превращение обыкновенной телесной деетельности в преданное служение Мне, посвящение слов описанию Моих качеств, посвящение Мне своего ума, отвержение всех материальных желаний, жертвование богатством ради преданного служения Мне, отрешенность от материальных чувственного наслаждения и счастья и совершение всевозможной желательной деятельности, такой как благотворительность, жертвоприношения, джапа, обеты и аскезы – с целью достижения Меня – все эти вещи сосоавляют настоящие религиозные принципы, благодаря которым люди, действительно принявшие прибежище у Меня, автоматически развивают любовь ко Мне. К какой иной цели может стремиться Мой преданный?»
Основываясь на этих наставлениях Господа, Шрила Рупа Госвами разделил эти виды деятельности на шестьдесят четыре компоненты бхакти в своей Бхакти-расамрита-синдху. Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами описал эти компоненты в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 22.115-129):
«На пути регулируемого преданного служения необходимо соблюдать следующие компоненты: 1) Необходимо принять истинного духовного учителя. 2) Принять у него посвящение. 3) Служить ему. 4) Получать наставления от духовного учителя и задавать вопросы, чтобы обучаться преданному служению. 5) следовать по стопам предшествующих ачарьев и следовать указаниям, данным духовным учителем.
Следующие шаги таковы: 6) Следует быть готовым пожертвовать всем ради удовлетворения Кришны, и также следует быть готовым принять все для удовлетворения Кришны. 7) Необходимо жить в месте, где присутствует Кришна – в городе, подобном Вриндавану или Матхуре, или в храме Кришны. 8) Следует зарабатывать лишь самое необходимое на жизнь. 9) Необходимо поститься в Экадаши.
10) Следует поклоняться деревьям дхатри, баньняну, коровам, брахманам и преданным Господа Вишну. 11) Следует избегать оскорблений в преданном служении и святого имени.
12) Оставить общество непреданных. 13) Не принимать учеников неограниченно. 14) не стремиться изучать множество священных писаний, просто чтобы ссылаться на них и давать подробные объяснения.
15) Преданный должен одинаково относиться и потерям и к приобретениям. 16) Преданный не должен предаваться скорби. 17) Преданному не следует ни поклоняться полубогам, ни относиться к ним непочтительно. Подобным образом, преданному не следует ни изучать иных писаний, ни критиковать их.
18) Преданный не должен слушать поношений в адрес Господа Вишну или Его преданных. 19) Преданный должен избегать чтения или слушания газет или мирских книг, содержащих описание любви между мужчинами и женщинами и тем, привлекательных для чувств. 20) Ни умом, ни словами преданный не должен причинять беспокойств ни одному живому существу, каким бы ничтожным оно ни было.
Утвердившись в преданном служении, человек совершает следующие виды деятельности: 1) слушание, 2) воспевание, 3) памятование, 4) поклонение, 5) вознесение молитв, 6) служение, 7) принятие роли слуги, 8) дружба и 9) полное вручение себя Господу.
Следует также: 10) танцевать перед Божествами, 11) петь перед Божествами, 12) раскрывать свои мысли Божествам, 13) приносить поклоны Божествам, 14) вставать перед Божествами и духовным учителем, выражая таким образом им почтение, 15) следовать за Божествами или духовным учителем и 16) посещать различные места паломничества или приходить увидеть Божества в храм.
Следует 17) обходить вокруг храма, 18) читать различные молитвы, 19) тихо читать мантры, 20) громко воспевать святые имена вместе с другими, 21) вдыхать аромат благовоний и цветочных гирлянд, предложенных Божествам и 22) есть остатки пищи, предложенной Божествам.
Следует 23) посещать арати и праздники, 24) смотреть на Божества, 25) дарить Божествам самое дорогое, что есть, 26) медитировать и 27) служить тем, кто связаны с Господом.
Тадийа означает листья туласи, преданных Кришны, место рождение Кришны, Матхуру, и Ведические произведения Шримад Бхагаватам. Кришне очень хочется, чтобы преданные служили туласи, Вайшнавам, Матхуре и Бхагаватам.
31) Следует посвящать все усилия ради Кришны. 32) Следует ожидать Его милости. 33) Следует принимать участие в различных церемониях с преданными, церемониям подобным дню явления Господу Кришны или Господа Рамачандры.
34) Следует вручить себя Кришне во всех отношениях. 35) Следует соблюдать обеты, подобные картика-врате. Это некоторые из шестидесяти четырех важных компонентов преданного служения.
Следует общаться с преданными, воспевать святое имя Господа, слушать Шримад Бхагаватам, жить в Матхуре и поклоняться Божествам с верой и почтением.
Эти пять компонентов преданного служения – самые лучшие. Даже небольшое совершение их пробуждает любовь к Кришне».
Стремящиеся стать преданными сперва должны принять прибежище лотосных стоп истинного гуру. Без принятия прибежища у гуру невозможно достичь ничего хорошего. Есть два вида людей – с развитым разумом и неразвитым. Те, чей разум неразвит, поглощены так-называемым счастьем этого мира. Если по воле случая они получат общение с махаджаном, то они также становятся разумными. Тогда они начинают думать: «Как я неудачлив! Я всегда занят чувственными наслаждениями. Я провожу свои дни, стремясь к материальным удовольствиям». Это первоначальнгое общение с великой душой также называется общение с гуру посредством слушания. Благодаря доброй удаче, в это время пробуждается вера. Когда пробуждается вра, человек начинает стремиться к преданному служению. И тогда становится важным принять прибежище лотосных стоп гуру. Таким образом, благодаря доброй удаче, люди с неразвитым разумом становятся разумными и принимают прибежище лотосных стоп гуру.
Что из себя представляет гуру, у которого следует принять прибежище, объяснено в шастрах. Тот, кто покорил шесть врагов, начиная с вожделения, тот, кто чист, тот, кто совершает преданное служение на пути раги, обладает брахманическими качествами, знает ясный путь Вед, кого садху почитают как гуру, кто может контроллировать чувства, кто милосерден ко всем живым существам и правдив – такой домохозяин достоин быть гуру. Все эти качества должны рассматриваться двояко. Главное качество гуру – это привязанность к Кришне и отрешенность от того, что не связано с Кришной. Все остальные качества являются второстепенными. Вот почему Шри Чайтанья Махапрабху сказал в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 8.127):
«Неважно, является ли человек брахманом, санььяси или шудрой – он может стать духовным учителем, если знает науку о Кришне».
Если человек обладает этим главным признаком гуру, тогда он достоинбыть гуру, даже если ему недостает одного или двух второстепенных признаков. Быть брахманом или быть домохозяином считается второстепенными признаками. Если человек обладает этими двумя второстепенными признаками наряду с главным качеством – это хорошо. Но те, кому не достает главного признака, недостойны быть гуру, даже если они обладают остальными двумя. Как утверждается в Шри Падма Пуране:
«Из всех людей брахмана, являющийся также маха-бхагаватой, или великим преданным, является самым возвышенным и достоин быть гуру. Ему следует поклоняться так же, как и Господу Хари. Не-Вайшнав никогда не достоин быть гуру, даже если родился в великой семье, совершил все жертвоприношения и изучил множество разделов Вед». Найдя достойного гуру, верный ученик должен служить ему с твердой убежденностью и без лицемерия. Удовлетворив гуру, следует принять посвящение и кришна-мантру. Те, кто не хотят принимать посвящение и просто устраивают представление псевдо-киртана, рекламируя себя Вайшнавами, несомненно, занимаются самообманом. В обязанности материалистичных людей не входит отрекаться от процесса инициации лишь потому что немногие великие души, такие как Джада Бхарата, не принимали посвящения. Послвященипе является неизменным предписанием для живого существа в каждом рождении. Если в жизни совершенной души мы не видим, что он принимал посвящение, это не должно рассматриваться как пример. Общие правила не изменяются, из-за того, что что-то случилось с когкретным человеком в конкретных обстоятельствах. Шри Дхрува Махараджа отправился на Дхрувалоку в своем материальном теле. Нужно ли, видя это, терять понапрасну время, надеясь на то же самое? Общее правило таково, что живое существо оставляет свое материальное тело и отправляется на Вайкунтху в своем духовном теле. Обычным людям следует принимать бщие правила. Случается лишь то, что пожелает Господь, исполненный непостижимых энергий, и лишь там, где Он этого пожелает. Поэтому мы никогда не должны преступать общие правила. Удовлетворив гуру, служа ему без лицемерия, следует получить от него наставления об Абсолютной Истине и посвящение в повторение святого имени Господа.
Получив посвящение и наставления от истинного гуру, удачливый ученик должен следовать по пути, проложенному предшествующими садху. Гордецы пренебрегадт предшествующими махаджанами и создают новые пути. В результате этого, идя по своему неблагоприятному пути, они в скорости встречают собственную погибель. В Сканда Пуране говорится:
«Следует строго следовать легкому пути, принятому предшествующими махаджанами. Этот путь дарует величайшее благо и лишен страданий». Обсуждая путь предшествующих садху, преданный обретает решимость, смелость и удовлетворение. Когда мы обсужюаем путь преданного служения, проявленный Шри Рупой, Шри Санатаной, Шри Рагхунатхой и Шри Харидасом Тхакуром, мы чувствуем такое счастье, что его невозможно описать. Когда негодяи мусульмане мучали Харидас Тхакура, он сказал:
«Даже если мое тело изрубят на куски, и я расстанусь с жизнью, я никогда не оставлю повторение святого имени Господа. О Кришна, пожалуйста, будь милостив к этим бедным душам, пожалуйста, прости их оскорбление, которое они совершают, мучая меня».
Обладать такой решимостью и быть сострадательным ко всем живым существам, всегда повторяя святое имя Кришны, – это путь преданного служения, показанный предшествующими махаджанами. Путь невозможно изобрести. Садху должны принимать тот путь, который есть. Гордецы, желающие славы, не покладая рук, пытаюися открывать новые пути. Те, кто обладают доброй удачей с прошлых жизней, оставляют гордость и с почтением относятся к установленному пути. Неудачливые люди идут по новому пути, и таким образом обманывают весь мир. Относительно таких людей Бхакти-расамрита-синдху (1.2.46-47) приводит цитату из Брахма-йамалы:
«Преданное служеине Господу, игнорирующее авторитетными Ведическими произведениями, такими как Упанишады, Пураны и Нарада-панчаратра – просто бесполезное беспокойство для общества. Такая деятельность выдумана и поэтому только поверхностно напоминает беспримесную преданность, поскольку она пренебрегает Ведическими наставлениями. Пренебрежение Ведическими наставлениями попадает в категорию атеизма. То, что пренебрегает священными писаниями, являющимися наставлениями Господа, не может быть преданным служением».
Смысл этого таков, что хотя путь преднного служения двоякий – вайдхи и рагануга – предшествующие махаджаны ясно прописали их для людей, обладающими соответствющей квалификацией. Эти пути объяснены в священных писаних, таких как шрути, смрити и панчаратра. Отвергая эти пути, новые пути, открытые Господом Буддой и Даттатрейей, в конце концов создают беспокойства. Вследствие неверного понимания эти новые пути рекламируются как беспримесное преданное служение Кришне, хотя и не являются таковым. Должный путь показан в Ведических произведениях. Сегдня открыто много новых путей, и они, в конце концов, исчезают вместе с их проповедниками.
Задавать вопросы о сад-дхарме, вечных религиозных принципах, – одна из обязанностей ученика в преданном служении. Поэтому Бхакти-расамрита-синдху (1.2.47) цитирует следующее утверждение из Шри Нарадийа Пураны:
«Те, кто стремятся пробудить свое духовное сознание, кто имеют стойкий разум и не отклоняютяс, несомненно обретают желанную цель жизни». Подобно тому как удачливые люди желают стать похожим в своем преданном служении на садху, они так же желают знать свои обязанности. Неудачливые гордецы представляют из себя прямо противоположное. Ища путей, отличных от путей садху, они пренебрегают их окончательными заключениями, предпочитая свои собственные. Вместо того, чтобы проповедовать людям этого мира учения Махапрабху, они проповедуют доктрины, противоречащие им. Обладающие качеством простоты стремятся должным оразом усвоить учения Господа из Шри Чайтанья-чаритамриты. Учение господа – наша единственная жизнь. Лишь в них заключается сад-дхарма. Истинный ученик в особенности старается понять сад-дхарму. Если он не может понятье ее сам, он молится у стоп своего шикша-гуру и узнает о ней от него. Те, кто обладают подобного рода решимостью познать сад-дхарму, быстро достигают желанной цели. Бхакти-расмрита-синдху (1.1.9) говорит:
«Следует нести трансцендентное любовное служение Всевышнему Господу Кришне с любовью и без желания материальной выгоды путем деятельности ради ее плодов или философских рассуждений. Это называется чистым преданным служением». До тех пор, пока этот признак чистого преданного служения в виде понимания сад-дахрмы ясно не проявился в сердце вопрошающего, егосердце продолжает оставаться во тмье, и он не сможет понять, что такое чпстое преданное служение. Если человек полагается на свои размышления, то беспримесное преданное служение не проявится в его сердце. Мы встречаемся со множеством так-называемых шпандитов, думающих, что они поняли природу бхакти с помощью своего знания и разума. Некоторые из них пришли к заключению, что преданное служение, смешанное с гьяной, – это чистое бхакти, а некоторые из них пришли к выводу, что преданное служение, смешанное с кармой, – это чистое бхакти. Они так гордятся, что если они слышат учение Шри Чайтанья-чаритамриты, они говорят: «Любой имеет право делать свои выводы. Какой смысл говорить о заключения Чайтанья-чаритамриты?» Эти люди никогда даже не коснутся сад-дхармы, потому что у них нет желания познать ее. Они могут следовать своему вымышленному новому методу преданного служения, но никогда не смогут насладиться чистой преданностью.
Садхака должен оставить личные удовольствия ради Кришны. Чувственные наслаждения называеются удовольствиями. Перенаправление своего вожделения на чувственные наслаждения в служении Кришне является отречением от наслаждением. Когда человек преобразует свой мир удовольствий в то, что благопритятно для преданного служения, таким образом оставив дух наслаждения этими объектами и принимая все как кришна-прасад, это называется отречением от нсалаждения.
Жить в святом месте, связанном с Кришной – это также компонента садханы. Если человек живет в Шри Двараке, Шри Матхуре, на берегу Ганги или в местах игр Господа, он естественным образом будет помнить Кришну. Какого же более великого блага можно желать?
На каждой стадии жизни следует принимать лишь столько богатства, сколько необходимо для практики преданного служения. Если желать больше, чем необходимо, бхакти исчезнет. Если, однако, богатства не хватает для удовлетворения потребностей, это пагубно скажется на практике преданного служения.
Следует прилежно почитать шри хари-васару, Экадаши. Соблюдая Экадаши, человек практикует все принципы преданного служения. Когда мы осталяем все наслаждения и практикуем преданное служение раз в две недели, садхана становится непрерывной.
Тот, кто поклоняется и медитирует на землю, баньяновые деревья, туласи, коров, брахманов и Вайшнавов, уменьшает все свои греховные реакции. Такой деятельностью можно удовлетворить Кришну, потому что эти объекты благоприятны для всего мира.
Эти десять компонентов преданного служения являются предварительной деятельностью, необходимой для поклонения господу. тем, кто пренебрегают этими десяти компонентами, очень трудно обрести преданное служение Кришне.
Поэтому те, кто стремятся к преданному служению, должны сперва принять прибежище у Шри Гуру, получить от него посвящение и наставления и служить ему. Они также должны следовать поведению садху и изучить заключения, проповедуемые садху. Для того, чтобы пропитать жизнь сознанием Кришны, следует жить в священном месте, связанном с Кришной и оставить чувственные наслаждения ради служени Кришне. В повседневной жизни следует принимать принимать лишь столько богатства, сколько благоприятно для поддержания преданного служения. В практике предаенного служения следует соблюдать посты, такие как Экадаши и Джанмаштами. Следует почтительно относиться к баньяновым деревьям, чтобы поддерживать славу этого мира, являющегося одним из достояний Господа. Необходимо следовать этим десяти правилам. А следующие десять правил – это то, что необходимо отвергнуть, а иначе практика преданного служения не сможет быть устойчивой.
Не следует общаться с людьми, питающим антипатию к служению Господу. В повседневной жизни с подобными людьми прийдется встречаться, но следует иметь с ними дело лишь столько, сколько требуется и не более. Те, в чьих сердцах не пробудилось любовное служение Кришне, всегда гордятся тем, что остаются под сенью гьяны и кармы. Поэтому их называют бхагавад-бахирмукха, отвернувшимися от Кришны. Поклоняющиеся многим богам, Майавади, стремящиеся к безличной гьяне и атеисты, отвергающие Ведические произведения – все они бхагавад-бахирмукха или отвернувшиеся от Кришны.
Человека, не развившего веру в чистое преданное служение, нельзя принимать учеником, иначе осквернится цепь ученической преемственности преданного служения. Следует оставить усилия начинать новые крупные проекты, потому что это уменьшает преданность Кришне.
Не следует читать или объяснять разнообразные книги, за исключением тех, что ведут к прогрессу в преданном служении. Следует обсуждать лишь те писания, где дается и объясняется преданное служение, такие как Ведыш, смрити, Пураны, Панчаратра и работы махаджан. Из книг, излагающих иные мнения, можно извлечь лишь бессмысленные логические аргументы.
Усилия ради обретения пищи и одежды будут оставаться всегда – будь тов жизни домохозяина или отреченного. Поэтому в таких делах необходимо быть великодушным. Согласно Падма Пуране:
Ум того, кто принял прибежище у святого имени не возбуждается даже если пищу и одежду трудно достать, или если после обретения они теряются. Оставив позади все материальные привязанности, он принимает полное прибежище у Говинды». Смысл таков, что неважно, живет ли садхака дома или в лесу, ему прийдется прилагать усилия ради пищи и одежды. Домохозяину следует доставать свою пищу, занимаясь сельским хозяйством или бизресом, защищая граждан или служа другим. Отреченный должен доставать свою, прося милостыню. В подобной деятельности преданный не должен приходить в возбуждение, если не получается достать пищу и одежду, или если они приходят, но затем терябются. Он должен мирно помнить о Кришне.
Домохозяева скорбят, если теряют жену, детей и т.д. Но практикующему преданное служение не следует поддерживать эту привязанность очень долго. Им следует быстро остаить скорбь и заняться культивированием сознания Кришны. Отреченный не должен сокрушаться, если у него нет чадара, горшка для воды или других необходимых пожертвованных вещей, или если эти вещи похищены человеком или животным. Практикующий Вайшнава должен оставить все возбуждения, такие как сожаления и гнев, иначе на пути его постоянного памятования Кришны будут препятствия. В Падма Пуране объясняется:
«В сердце того, кто исполнен гнева, гордости или сожаления из-за состояния его жены или сыновей, Кришне проявиться невозможно».
Те, кто стремятся к преданному служению, должны поклоняться только Кришне. Им не следует поклоняться различным полубогам. Но ни также не должны непочтительно относиться к полубогам или священным писаниям. Представая перед полубогом, следует выразить ему почтение, зная, что он слуга Кришны. В Падма Пуране говорится:
«Кришна, или Хари – повелитель всех полубогов, и поэтому Он всегда является объектом поклонения. Но это не означает, что не следует выражать почтение полубогам, возглавляемым Брахмой и Шивой». Смысл таков, что Верховный Господь один, а другие (Брахма и Шива) – воплощения Его стихий (гунаватары). Люди поклоняютяс тем или иным полубогам в соответствии со своим уровнем. Но Господь Вишну – единственный Господь и объект поклонения для людей, находящихся в стихии добродетели. После многих жизней поклонения различным полубогам жизнь человека станвоится благоприятной, когда он приходит к принятия Вишну как единственного Верховного Господа. Господь Шри Кришна – высочайшее проявление вишну-таттвы. Когда живое существо превосходит три стихии благодаря поклонению в стихии добродетели, оно обретает служение Господу Кришне.
Следует быть милосердным и не причинять беспокойств ни одному живому существу. Сердце всегда должно быть исполнено сострадания к другим. Показывать милость всем живым существам – это одна из компонент преданного служения. Человек, стремящийся к преданному служению, должен тщательно практиковать это качество.
Для стремящегося стать преданным исключительно важно оставить десять оскорблений святого имени и оскорбления при поклонении Господу. Обыкновенным преданным необходимо стараться избегать оскорбления при служении Божествам Господа. Не возможно оставить все оскорбления в поклонении Господу, но, прежде чем войти в алтарную комнату, необходимо оставить хотя бы некоторые. Десять оскорблений святого имени обсуждались уже во многих местах. Практикующий должен старательно оставить эти оскорбления. Для тех, кто пренебрегают этим, усилия в преданном служении становятся бесполезными. В Падма Пуране написано, что если человек принимает прибежище у Господа Хари, то все его оскорбления уничтожаются .Все оскорбления при поклонении Божествам разрушаются благодаря принятию прибежища у святых имен. Лишь святое имя освобождает Вайшнавов. Но те, кто приняли прибежище у святых имен обязаны оставить десять оскорблений святого имени. Иначи они несомненно падут, несмотря на то, что приняли прибежище у святых имен.
Поактикующий не должен позволять своим ушам слышать поношение Кришны или Вайшнавов. Всякий раз, когда это происходит, он должен уйти. Люди, слабце сердцем, которые, из-за правил общественного этикета слушают поношение в адрес Кришны или Вайшнавов, постепенно отходят от преданного служения.
Благодаря практике вышеупомянутох двадцати компонентов, в человеке пробуждается бхава или эмоции преданного. Коренной причиной пробуждения бхавы является милость Кришны. Без садху-санги невозможно обрести милости Кришны. Главные формы садху-санги – это принятие прибежища у лотосных стоп духовного учителя, принятие посвящения у него и служение ему.
Среди других компонент преданного служения, упонянутых после них, начиная с принятия Вайшанвских символов до медитации – попадают под категорию арчаны. Следует практиковать все эти компоненты бхакти насколько это возможно, получив их от духовного учителя. Служение, дружба и полное предание себя – это деятельность, предназначенная для пробуждения бхавы. В реальности, эти виды деятельности сами становятся бхавой. Только на стадии садханы они считаются садхана-бхакти.
Все, что человеку больше всего нравится в этом мире, и то, что ему дороже всего, следует предлагать Кришне – это утверждение имеет несколько значений. Смысл таков, что не следует наслаждаться чем-либо только потому, что это очень дорого человеку – следует предложить это Кришне и наслаждаться им как Его прасадом.
Какие бы обыкновенные и духовные усилия не совершались, когда они деляются ради Кришны, они становятся благоприятными. В Нарада Панчаратре говорится:
«Следует совершать лишь ту деятельность, будь то мирскую или предписанную Ведичискими правилами и предписаниями, которая благоприятна для культивирования сознания Кришны».
Брак и другие очистительные церемонии смарт – это вайдики, или предписанния, данные Ведами, а деятельность, совершаемая для поддержаиния тела или положения в обществе – это лаукики или мирская деятельность. Брак предназначен для создания семьи Кришны, рождение детей – для увеличения числа слуг Кришны, подношения предкам – для удовлетворения слуг Кришны, пиры – для удовлетворения живых существ Кришны – все эти виды деятельности должны быть сделаны благоприятными для служения Кришне. Тогда человек не падет жертвой неблагоприятной корыстной деятельнсти. Тело, дом и все остальное принадлежат Кришне – думая подобным образом, следует защищать тело, дом и свое окружение. Это называется семьей Кришны.
Вся жизнь практикующего должна быть украшена полным преданием. Шесть видов предания объяснены во многих местах священных писаний преданных. Жизнь живого существа бесполезна без предания. Живому существу следует всегда поклоняться Кришне с полным преданием себя.
Веща, связанные с Кришной, называются тадийа. Служение туласи – это главная форма тадийа-севы. В Сканда Пуране говорится:
«Туласи благоприятна во всех отношениях. Просто видя ее, касаясь ее, вспоминая о ней, молясь ей, склоняясь перед ней, слушая о ней, сажая ее, поливая ее или ппросто поклоняясь туласи, это создает благоприятную атмосферу. Каждый, кто соприкасается с деревом туласи, этими девяти путями, вечно живет в мире Вайкунтхи».
Произведения, описывающие преданность Кришне, считаются тадийа. Шримад Бхагаватам – высочайшее среди них. Подобным образом Шри Чайтанья-чаритамрита также заслуживает подобного почтения. Те, кто регулярно читают и слушают эти священные писания преданных, достойны прославления.
Святые места, связанные с Господом Кришной, такие как Матхура, являются подходящими местами жительства для практикующего. Среди всех подобных мест Матхура является самым возвышенным. Проживание в Шридхаме Навадвипе – на том же уровне. В Шри Брахманда Пуране написано:
«Тот, кто слышит о Матхуре, вспоминает ее, прославляет ее, желает достичь ее, приближается, прикасается, принимает своим прибежищем и служит ей, обретает исполнение всех желаний».
Преданные Кришны также считаются тадийа. В Ади Пуране напсисано:
«Господь Кришна сказал Арджуне: Те, кто являются Моими непосредственными преданными, в действительности – не Мои преданные, но те, кто являются преданными Моих преданных – те фактически Мои преданные».
В связи со служением преданным, Шрила Рупа Госвами процитировал в Бхакти-расамрита-синдху стих из Ади Пураны, в котором говорится, что почти все вышеупомянутые компоненты служения Кришне применимы и в служении Его преданным. Причина, по которй здесь используется слово «почти», заключается в том, что преданным следует поклоняться, предлагая им кришна-прасад. Все остольные компоненты, такие как принесение поклонов, остаются теми же самыми.
Практикующий должен устраивать праздники, в соответствии со своими средствами. Организация праздников в обществе преданных – это важная деятельность. Однако следует быть осторожным и не общаться в ходе таких праздников с непреданными.
Необходимо устраивать праздники по случаю дня явления Господа. Поклоняясь Божествам, следует делать это с любовью и преданностью. Привязанные к безличному аспекту Господа, глупые люди бездумно относятся к Божествам с пренебрежеинем. Но если они будут общаться с преданными и подумают хорошенько, они увидят необходимость служения Божествам.
Следует наслаждеться священными писаниями преданынх, таких как Шримад Бхагаватам с продвинутыми преданными. Если человек наслаждается священными писаниями преданных с рационалистами, людьми, любящими аргументы и сухими мыслителями, то его сердце иссушается, и в нем не пробуждается трансцендентая раса.
Необходимо общаться с преданными. Гьяни и карми не считаются в числе преданных из-за их недозволенных желаний. Практпкующему преданное служение следует общаться с более продвинутыми личностями, отнсящимися к нему с заботой и идущими по тому же пути. Иначе его сердце не примет прибежища в чистом преданном служении. В Хари-бхакти-судходайе (8.51) написано:
«Подобно тому, как качества близлежайшего обхекта отражаются в хрустале, человек принимет качества того, с кем он общается. Поэтму, чтобы увеличить свою преданность в том же настроении, мудрому человеку следует принять прибежище у тех, кто обадают тем же складом ума». Следет особенно тщательно отнестись к этому. Общение с сахаджийами и баулами приводит к неблагоприятным результатам. Но если общаться с чистыми Вайшнавами, следующими Рупе Госвами, это пробуждает чистую любовь к Кришне. Среди всех компонентов преданного служения, общение с преданными является одним из главных.
Среди вышеупомянутых компонет преданного служения следующие пять являются наилучшими: поклонение Божествам. наслаждение Шримад Бхагаватам с продвинутыми преданными, общение с более продвинутыми преданными, заботливыми и идущими по тому же пути, совместное воспевание святых имен и проживание в Матхуре. Если мы подведем итог далее, то воспевание святых имен и служение Вайшнавам является наивысшим. В Падма Пуране написано:
«О потомок Бхараты! Тот, кто в течение тысяч жизней поклонялся Божеству Господа, может всегда повторять святое имя Хари». Также Бхакти-расамрита-синдху цитирует другой отрывок из Падма Пураны:
«Святое имя Кришны исполнено трансцендентного блажетсва. Оно дарует все духовные благословения, ибо оно есть сам Кришна, источинк всего наслаждения. Имя Кришны полно и воплощает все трансцендентные наслаждения (расы). Оно не является материальным именем ни при каких обстоятельствах, и оно не менне могущественно, чем Сам Кришна. Поскольку имя Кришны не осквернено материальными качественынми, не может быть и речи, чтобы оно как то было связано с майей. Имя Кришны всегда освобождено и духовно, оно никогда не обуславливается законами материальной природы. Поэтому материальные чувства не могут оценить по достоинству святое имя, форму, качества и игры Кришны. Когда обусловленная душа пробуждается к сознания Кришны и несет служение, используя язык лля воспевания святого имени Господа и вкушения отатков пищи Господа, язык очищается, и человек постепенно приходит к пониманию, кто такой в действительности Кришна», Такова независимая милость Абсолютной Истины.
Шри Матхура-мандала, святые имена Господа, священные писания преданных, такие как Шримад Бхагаватам, чистые преданные и Божества – эти пять компонентов трансцендентны. Соприкасаясь с ними, преданный быстро обретает бхаву, трансцендентные эмоции, и Кришну.
Здесь были объяснены различные виды вайдхи-бхакти, принадлежащие к процессу садхана-бхакти. Как мы уже говорили, рагануга-садхана-бхакти является очень могущественным методом преданного служения. Когда человек практикует преданное служение, следуя по стопам обитателей Вриндвавана, это называется рагануга-бхакти. Люия, стремящиеся к преданному служению, должны следовать примеру Враджаваси своим телом, умом и речью. В зависимости от своих способностей, практикующий должен совершать деятельность, предписанную или для вайдхи-садхана-бхакти или для рагануга-садхана-бхакти.
Кто-то моежт обрести высочайший результат, практикуя один из этих компонентов, а кто-то, практикуя несколько компонент. Беспримесная преданность тем, кто исключительно приняли прибежище в служении святым именам и Вайшнавам, не находит вкуса в других компонентах. Поэтому практикующему следует действовать в преданности с полным самопожертвованием, энтузиазмом, твердой убежденностью и терпением.