Министерство образования Российской Федерации
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии и этики
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов заочного отделения
группа: 3201
Педагогическое образование: Филологическое образование (бакалавриат)
Блок дисциплин – Б1.Б.5
Объем дисциплины – 4 з.е.
Форма текущего контроля – контрольная работа.
Форма промежуточного контроля – экзамен.
6 ч лекции
4 ч семинары
контр.раб. – 1
экзамен
Составил: доцент кафедры философии и этики, канд. филос. н. Т.Е. Дудар
Сыктывкар
ВВЕДЕНИЕ
Философия есть учение о всеобщих характеристиках мира, месте человека в этом мире, его способностях и возможностях познавать мир и воздействовать на него. Философия – это знания, выходящие за пределы непосредственного жизненного опыта человека и человечества. В философии изначально много парадоксального. Будучи менее всех других наук привязанной к утилитарности, полезности, она, тем не менее, возникает ранее других, казалось бы гораздо более важных для человека наук: математики, экономики, химии и т.п. Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Изучение философии – это выверенная тысячелетиями школа разумного мышления человечества.
В нашей стране осуществляется формирование новой системы образования с учетом всех отечественных достижений и в соответствие с мировыми стандартами. Важное место в системе подготовки специалистов в университете занимает социально-гуманитарная подготовка. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Цель преподавания философии состоит в том, чтобы приобщить студентов к достижениям мировой философской мысли, познакомить с основными этапами истории философии, способствовать формированию и совершенствованию культуры мышления. Задача преподавания заключается в том, чтобы систематизировать изучение философских проблем с учетом историко-философского материала и современного состояния философии.
В области философии студент должен:
- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мира, сущности и назначении, смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значение в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формирования личности.
В настоящих Методических указаниях Вы найдете несколько разделов. Программа курса представляет основное содержание курса философии. Раздел Литература по курсу содержит список рекомендуемых к использованию учебников и учебных пособий, а также перечень энциклопедий и справочных изданий, которые могут быть использованы студентами как вспомогательный источник при изучении курса. В связи с тем, что интернетовские информационные массивы становятся все более доступными и востребованными студентами, в разделе также представлен список сайтов, которые можно порекомендовать по курсу "Философия" как дополнительный источник информации.
Семинарские занятия призваны не только закрепить или более глубоко изучить тот материал, который был рассмотрен в лекционном курсе, но и помочь студентам организовать самостоятельную работу по накоплению и систематизации знаний по курсу философии, помочь сформировать и аргументировано представить свое собственное мнение по проблемам, предложенным к обсуждению на семинарских занятиях. При подготовке к семинарским занятиям необходимо обращаться к соответствующим методическим рекомендациям, которые призваны помочь студентам правильно расставить акценты при подготовке, уделить внимание наиболее важным моментам. Следует внимательно изучить лекционный материал, который также поможет сориентироваться в проблеме, вынесенной на обсуждение. Обязательно продумайте логику вашего ответа. Необходимо ознакомиться как с соответствующей учебной литературой, так и с монографической литературой, указанной в библиографическом списке к каждой теме. Попытайтесь сформулировать собственное мнение по обсуждаемой проблеме.
Словарь терминов призван помочь студентам в усвоении специальных терминов дисциплины.
Содержание дисциплины
Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
Понятие мировоззрения. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – функции мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрения. Философия как систематическое и рационализованное мировоззрение. Взаимосвязь философии с другими формами духовного освоения мира (мифологией, религией, наукой).
Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Общий характер и содержание философских проблем. Проблема первоосновы мира. Проблема развития и познаваемости мира. Проблема сущности человека и его места в мире. Общие закономерности общественной жизни и смысл истории.
Место и роль философии в культуре.