Кришна – Верховная Личность Бога
Трансцендентное тело Господа идеально сложено. Говорят, что лицо Кришны прекрасно как луна, Его бедра сильны как хобот слона, руки подобны двум колоннам, Его ладони по форме напоминают лотосы, Его грудь подобна порталу, Его бока похожи на пещеры, а средняя часть Его тела – на террасу.
Кроме этого, знатоки хиромантии, физиогномии и других подобных наук отмечают, что Его тело олицетворяет в себе все признаки маха-пуруши, или великой личности. Семь мест на Его теле излучают красноватое сияние: глаза, кончики пальцев на руках и ногах, небо, губы, язык и ногти. Три части Его тела очень широки: талия, лоб и грудь. Три части Его тела коротки: шея, бедра и гениталии. Три части Его тела очень глубоки: голос, разум и пупок. Пять частей Его тела удлиненны: нос, руки, уши, лоб и бедра. А пять частей Его тела изящны: кожа, волосы на голове и теле, зубы и кончики пальцев.
Черты Его облика столь прекрасны, что приковывают к себе взгляд любого человека помимо его воли. Гопи и другие жители Вриндавана говорят, что восемь частей трансцендентного тела Господа Кришны напоминают цветки лотоса: Его лицо, глаза, руки, пупок и стопы, а сияние, которое источают эти «лотосы», затмевает сияние солнца, луны и мириадов звезд на небе вместе взятых.
Кришна обладает огромной физической силой. Когда Он убил демона-быка Ариштасуру, одна из гопи в восторге сказала: «Подруги, посмотрите, как Кришна убил Ариштасуру! Тот был сильнее горы, но Кришна поднял его в воздух, как пушинку, и с легкостью швырнул!»
Кришна прекрасен в любом возрасте: в младенчестве, детстве и юности. Из них юность – пора наслаждений, в котором служение Ему проявляется в наибольшем разнообразии. Сила юности Кришны столь же чудесна, как и Его улыбка, своей красотой затмевающая полную луну. В этом возрасте Он все время великолепно одет, по красоте превосходя самого бога любви, Так Он всегда притягивает к Себе умы гопи, наполняя их сердца блаженством.
Кришна блестяще владеет всеми мыслимыми и немыслимыми языками, усиливая таким образом восторг Его юных поклонниц – гопи Вриндавана. С ними Он говорит на языке Враджабхуми, на санскрите – с полубогами, а на языке животных – даже с коровами и буйволами!
Кришна никогда не нарушает Своего слова. Однажды Кришна пообещал Кунти, матери Пандавов, что все ее пять сыновей останутся в живых после битвы на Курукшетре. Когда битва закончилась, и все Пандавы вернулись домой, Кунти возблагодарила Кришну за то, что Он сдержал Свое слово. Она сказхала: «Даже солнечные лучи могут остыть, а лунные – стать теплыми, но что бы ни случилось, Ты никогда не нарушишь Своего обещания». Уезжая из Вриндавана в Матхуру, Кришна вселил жизнь в готовых умереть от боли разлуки с Ним обитателей Вриндавана, пообещав: «Я вернусь». И ачарьи рассказывают нам, что Кришна сдержал Свое слово. После битвы с Шалвой Он вернулся во Вриндаван, и, проведя с его обитателями несколько месяцев, на цветочных кораблях отправил их всех обратно на Голоку-Вриндавану.
Кришна очень дружелюбен, даже к своим врагам. Одержав победу над Своим врагом змеем Калией в водах реки Ямуны, Он сказал: «О царь змей, хотя Я и причинил тебе столько страданий, пожалуйста, не сердись на меня. Мой долг – охранять этих коров, которым поклоняются даже полубоги. Я должен был изгнать тебя из этого места, чтобы оградить их от опасности, которой они подвергаются в твоем присутствии». Слова Кришны обладают такой притягательной силой, что способны изменять сердце даже Его недруга. Его слова могут мгновенно разрешить все вопросы и проблемы этого мира. Он немногословен, но каждое слово, слетающее с Его уст, исполнено глубочайшего смысла. Многочисленные примеры этому мы находим на страницах Шримад Бхагаватам, где Кришна появляется перед Своими преданными, и Своими нектарными речами мгновенно избавляет их из затруднительных ситуаций.
Кришна сведущ во всех отраслях знания, и наряду с этим Он поступает в соответствии с высшими моральным принципами. Кришне, Верховной Личности Бога, не нужно никакого образования, но Он позволяет богине знания служить Ему и поэтому поступает в школу Сандипани Муни, чтобы учиться там Ведической науке. Что же касается моральных принципов, то в Шримад Бхагаватам говорится, что, правя во Вриндаване, Кришна был для воров олицетворением смерти, для праведных – воплощенным блаженством, для юных девушек – неотразимо прекрасным богом любви, а для бедных – самым щедрым из людей. Для Своих друзей Он освежающ как полная луна, а для противников подобен смертоносному огню, извергаемому Господом Шивой. Таким образом, в Своих отношениях с разными людьми Кришна проявляет Свое совершенное знание моральных принципов. Даже Его отношение к преданным и к непреданным, хотя и различно, одинаково благотворно для них. Кришна дарует только благо, и что бы Он ни делал с человеком – все к лучшему.
Кришна обладает непревзойденной памятью, очень разумен и может найти выход из любой затруднительной ситуации. Благодаря Своему остроумию Он может «выкрутиться» из любой ситуации, и в любовных перебранках со Шримати Радхарани Своими лукавыми ответами на Ее придирчивые вопросы Он неизменно веселит и смягчает сердце самой любимой из Его подруг-гопи.
Кришна всегда говорит и одевается с необычайным артистизмом. Вот что говорит об этом Шримати Радхарани: «Дорогая подруга, только помотри, как замечательно Кришна сочиняет песни, как Он танцует, шутит и играет на флейте, украшая Себя чудесными гирляндами. Сейчас Он нарядился таким франтом, как будто Он переиграл всех шахматистов мира и торжествует победу. И вообще, вся Его жизнь – это высшее проявление артистического вкуса».
Кришна может одновременно заниматься разными делами. Учитывая масштабы Его бескрайнего творения, можно понять, что какой-нибудь Наполеон, который, говорят, мог делать девять дел одновременно, Кришне и в подметки не годится. Восхищаясь ловкостью Кришны, одна гопи сказала как-то: «Дорогие подруги, только посмотрите, как ловко Кришна все делает! Он сочиняет прекрасные песни о мальчиках-пастушках и доставляет удовольствие коровам. Движением Своих глаз Он радует гопи и в то же время сражается с демонами вроде Ариштасуры. Так Он по-разному ведет Себя с разными живыми существами и получает от этого полное наслаждение».
Кришна очень искусен в делах. Это качество Кришны проявилось, например, во время танца раса. Каждая из шестнадцати тысяч гопи обратилась к Кришне с просьбой быть только ее партнером. Кришна тут же распространил Себя во множество экспансий, чтобы составить пару всем гопи. В результате каждая гопи видела Кришну рядом с собой. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур замечает, что в действительности это был один Кришна, но во время танца Он умудрялся так быстро бегать от одной гопи к другой, что каждой из них казалось, что Кришна танцует только с ней. Вот это мастерство!
Кришна – самый верный и благодарный друг на свете. В «Махабхарате» Кришна говорит: «Когда Я был вдалеке от Драупади, она со слезами на глазах воскликнула: "Хе Говинда!" Ее зов сделал Меня ее должником, и этот долг все время растет в Моем сердце!» Харе Кришна маха-мантра – это тоже обращение к Господу и Его энергии. Поэтому тот, кто повторяет маха-мантру, тотчас обращает на себя Его внимание, делая Господа своим вечным должником. Кришна – самый честный из всех людей. Поэтому, как Он может забыть Свой долг по отношению к тем, кто Ему служит или принял у Него прибежище!
Кришна всегда подтверждает Свое слово делом. В Бхагавад-гите Кришна говорит, что никто не сможет одолеть Его преданного, и искренний преданный, постоянно занятый трансцендентным любовным служением Господу, все время уверен в том, что Кришна не нарушит Своего обещания. Всегда, в любых обстоятельствах Он защитит Своего преданного. Так Кришна сокрушил всех полубогов во главе с Индрой, чтобы исполнить обещание, данное Им своей любимой супруге Сатьябхаме, которая попросила Его достать ей небесный цветок париджата. До этого Кришна еще раз сокрушил гордость Индры, укрыв весь Вриндаван под зонтиком поднятого Им холма Говардхана. Чтобы защитить от неминуемой гибели Арджуну во время битвы на Курукшетре, нарушив предварительную договоренность, Кришна схватил в руки колесо от колесницы и в ярости бросился на Бхишмадеву. Поэтому на Кришну всегда можно положиться.
Кришна в совершенстве владеет искусством делать все в соответствии с обстоятельствами, страной, временем и окружением. Судите сами по Его словам, с которыми Он обратился как-то к Удхаве: «Самое подходящее время для танца раса – осенняя ночь в полнолуние, как сегодня. Лучшее место во вселенной – Вриндаван, а самые прекрасные девушки – гопи. Поэтому, Мой друг Уддхава, Я думаю, что должен воспользоваться этими обстоятельствами и устроить сегодня танец раса».
Будучи верховным законодателем и составителем священных писаний, чтобы подать пример людям, Кришна постоянно ссылается на их авторитет. Все Его деяния: будь то творения и уничтожения материального мира, расправа с демонами или игры с мальчиками-пастушками и гопи Вриндавана – безукоризненны с точки зрения вердикта священных писаний. Кришна в высшей степени чист. Он не только не совершает поступков, могущих осквернить Его, но и способен освободить все падшие обусловленные души. Святое имя Кришны неотлично от Него Самого, поэтому, когда человек повторяет Его святое имя, оно восходит в его сердце подобно яркому солнцу и мгновенно рассеивает мрак неведения.
Кришна в совершенстве владеет собой. Когда Кришна проявлял Свои игры в Двараке, все его шестнадцать тысяч жен отличались такой исключительной красотой, что их улыбки и застенчивость могли пленить даже великих полубогов, таких как Господь Шива. Но даже они при всей своей неотразимой женственности не могли вывести из равновесия Кришну. Каждая из тысяч жен Кришны думала, что Он пленен ее женской красотой, но на самом деле это было не так.
Кришна обладает исключительной решимостью. Он не прекращает усилий, пока не достигнет поставленной цели. Однажды Кришна сражался с царем Джамбаваном, чтобы отобрать у него драгоценный камень Сьямантака. Царь попытался скрыться от Кришны в лесу, но и это не остановило Кришну. Он с великой решимостью отправился на поиски царя и, в конце концов, заполучил драгоценный камень.
Кришна обладает безграничным терпением. Только представьте себе, каким терпением обладает Кришна, снося все наши бесчисленные оскорбления, которые мы уже совершили и которые нам предстоит еще совершить, пока мы, наконец, не научимся служить Ему как следует. Уже бесчисленные миллиарды лет мы пытаемся действовать независимо от Него, и все это время Он как Сверхдуша терпеливо ждет, когда же мы обернемся к Нему, и всегда готов дать нам добрый совет.
Кришна не только терпелив, но и снисходителен ко всевозможным оскорблениям своих недругов. Царь Шишупала правил царством Чеди и, хотя приходился Кришне двоюродным братом, всегда враждебно относился к Нему. При каждой их встрече Шишупала старался оскорбить Кришну и всячески поносил Его. Когда на арене, где Махараджа Юдхиштхира устроил жертвоприношение Раджасуя, Шишупала стал поносить Господа Кришну, Кришна не обратил на это никакого внимания и молчаливо сносил все его оскорбления. Среди присутствовавших нашлись люди, готовые убить Шишупалу на месте, но Кришна остановил их. Его снисходительности не было предела. Говорится, что когда в тучах гремит гром, могучий лев отзывается на его раскаты громовым рыком. Но на тявканье глупых шакалов он не обращает никакого внимания.
Кришна непостижимо серьезен: никто не может понять, что у Него на уме, и что Он планирует совершить в следующий момент. Однажды Брахма, нанеся оскорбление Господу Кришне, стал молить Его о прощении. Но сколько Брахма ни возносил Ему чудесных молитв, он никак не мог понять, умилостивил он Кришну или нет. Подобным образом Кришна никому не рассказывает о Своих отношениях с Шримати Радхарани, и даже Его старший брат Баларама, неразлучный с Ним, не может понять, что творится в сердце Кришны – настолько Он загадочен.
Кришна полностью самодостаточен. Он черпает удовлетворение в Самом Себе, не имея никаких желаний, и не расстраивается, даже когда есть серьезные причины для огорчения. Все в той же истории с Шишупалой, все цари и брахманы, собравшиеся на церемонии жертвоприношения, были возмущены и хотели было умилостивить Кришну своими молитвами, но никто из них не заметил в Нем ни малейшего признака волнения.
Кришна свободен от всех привязанностей и зависти. В одной из молитв говорится: «Дорогой Господь Кришна, лучший из рода Куру, Ты так беспристрастен, что если Твой враг заслужит награду, Ты вознаградишь его, а если один из Твоих сыновей окажется преступником, Ты накажешь его. Это Твой долг, ибо Ты – творец и владыка всех вселенных. Ты не пристрастен ни к кому. Тот, кому Ты кажешься пристрастным, безусловно, ошибается».
Кришна щедр и великодушен. Когда Он правил в Двараке, Его пожертвованиям не было конца. Он раздавал богатства с такой щедростью, что Дварака затмила даже духовное царство со всеми его богатствами, философским камнем чинтамани, деревьями желаний и коровами сурабхи.
Кришна религиозен. Хотя Он – творец принципов религии, тем не менее, Он сам живет в соответствии с религиозными заповедями священных писаний и учит этому других. Пок Кришна находился на этой планете, никто не нарушал законов религии. Однажды даже Нарада Муни в шутку сказал Ему: «О мой Господь, которого чтут все мальчики-пастушки, Твои быки (быки олицетворяют собой религию), бродящие на четырех ногах по пастбищам, съели всю траву безверия!»
Кришна очень любит сражаться и в совершенстве владеет разными видами оружия. Например, когда Джарасандха вместе с тринадцатью фалангами воинов напал на армию Кришны, они не смогли даже ранить ни одного солдата из Его войска – с таким совершенством Кришна владел искусством ведения боя. История военного искусства не знает другого такого случая.
Кришна безгранично сострадателен. Это проявилось, например, когда дед Бхишма возлежал на ложе из стрел, пронзивших его тело. При этом единственным желанием Бхишмы было увидеть Кришну, и потому Кришна пришел к нему. Увидев Бхишму в этом жалком состоянии, Кришна заговорил с ним, и на глаза Его навернулись слезы. Он не только плакал от сострадания к Бхишме, Он чуть не потерял сознание. Поэтому преданные всегда обращаются к Шримати Радхарани, которая олицетворяет Собой Его сострадание. Они молятся Ей о том, чтобы Кришна проявил к ним Свое сострадание.
Кришна всегда оказывает почтение старшим: духовному учителю, брахманам и пожилым людям. Он очень учтив, никогда не дерзит и не ведет Себя заносчиво. Он обладает врожденной мягкостью. Даже если Его слуга сильно провинится перед Ним, Он не обращает на это внимания. Кришна принимает в расчет только услуги, которые оказал Ему Его преданный.
Будучи верховным повелителем, Кришна очень застенчив, как это проявилось, например, когда мизинцем левой руки Он поднял холм Говардхана. Все гопи видели замечательный подвиг Кришны, и Он улыбался, глядя на них. Но затем Он подумал, что окружающие могут догадаться о происходящем, и это привело Его в сильное смущение.
Кришна – защитник всех предавшихся Ему душ. Один из врагов Кришны успокаивал себя мыслью о том, что ему не к чему бояться Кришну, потому что стоит ему предаться Кришне, как Тот защитит его от всех опасностей. Кришну иногда сравнивают с полной луной, которая без колебаний проливает свои успокаивающие лучи даже на дома чандалов и неприкасаемых.
Кришна всегда радостен и не знает горя. Обращаясь к женам ягья-брахманов, одна из гопи сказала: «Дорогие жены брахманов, вам должно быть известно, что даже тень горя не может омрачить существование Кришны. Ему неведомы утраты и горечь клеветы. Он не знает ни страха, ни тревог, и Ему неведома скорбь. Его окружают танцовщицы Враджа, и Он наслаждается их обществом в танце раса».
Кришна бесконечно добр к своим преданным. Говорится, что если кто-то с преданностью предложит Господу Вишну даже немного воды или листочек туласи, этого достаточно, чтобы Господь Вишну по Своей доброте отдал им в обмен на это Себя. Кришну обязывает любовь преданного к Нему, а не служение как таковое. Он настолько совершенен и самодостаточен, что не нуждается ни в чьем служении. Только любовь преданного и его привязанность к Кришне делают Кришну обязанным ему. Какой признательностью Кришна может отплатить за любовь Своего преданного, Он показал, когда к Нему во дворец пришел брахман Судама. Судама был школьным товарищем Кришны. Он был очень беден, и жена убедила его отправиться к Кришне и попросить Его о помощи. Когда Судама добрался до дворца, Кришна принял его со всеми почестями, какие полагается оказывать брахманам, и вместе со Своей супругой омыл его стопы. При воспоминании о том, как они с Судамой были привязаны друг к другу в детстве, у Кришны на глаза навернулись слезы.
Кришну называют всеблагим. Когда Кришна был на этой планете, своими замечательными играми Он доставил удовлетворение всем великим мудрецам. Он положил конец демонической деятельности безжалостных царей, защитил праведных и уничтожил в бою всех жестоких воинов. Таким образом, Он всем приносит только благо.
Кришна – самый славный и могущественный. Говорится, что слава Кришны распространяется подобно лунному сиянию, превращающему тьму в свет. Иначе говоря, если проповедовать сознание Кришны по всему миру, тьма невежества и тревог материального существования превратится в свет чистоты, спокойствия и процветания. Рассказывают, что как-то, когда великий мудрец Нарада воспевал славу Господа, голубоватый след на шее Господа Шивы исчез. Увидев это, его супруга Гаури заподозрила, что кто-то другой принял облик ее мужа, и недолго думая, покинула его. При звуках имени Кришны одежда Господа Баларамы, которая обычно была синей, побелела, а девушки-пастушки увидели, что черная вода реки Ямуны превратилась в молоко, и принялись пахтать ее. Иначе говоря, благодаря распространению сознания Кришны, то есть славы Кришны, все становится белоснежно чистым.
Кришна – всеобщий любимец. Например, во время отсутствия в Двараке, когда Он участвовал в битве на Курукшетре, все жители Двараки ходили угрюмыми. Когда же Он вернулся, горожане радостно приветствовали Его: «О наш Господь, пока Тебя не было в городе, наши дни были погружены во мрак. Как во мраке ночи каждое мгновение тянется очень долго, так и в Твое отсутствие каждый миг тянулся для нас миллионы лет. Разлука с Тобой нестерпима для нас». Эти слова показывают, как любим был Кришна в Своей стране.
Кришна – Верховная Личность Бога и потому ни к кому не питает пристрастия, и тем не менее в «Бхагавад-гите» говорится, что преданные, с любовью поклоняющиеся Его имени, особенно дороги Ему. Кришна всегда является заклятым врагом всех демонов, хотя враждебность к ним Кришны по сути дела мало чем отличается от Его благосклонности к преданным, так как любой демон, убитый Кришной, тотчас получает освобождение.
Кришна обладает столь неотразимыми достоинствами, что Он притягивает умы всех женщин. Один преданный так сказал о царицах Двараки: «Какими словами описать славу цариц Двараки, непосредственно служащих Господу? Господь столь велик, что всем великим мудрецам, таким как Нарада, один звук Его имени приносит трансцендентное блаженство. Что же можно тогда сказать об этих царицах, которые постоянно видели Господа и служили Ему лично?» В Двараке у Кришны было 16 108 жен и каждую из них Кришна притягивал, как магнит.
Кришна – объект всеобщего поклонения. Ему поклоняются не только все живые существа, включая даже таких великих полубогов, как Господь Шива и Господь Брахма, но и экспансии Вишну, в частности, Баладева и Шеша. Баладева – перваая непосредственная экспансия Кришны, но даже Он поклоняется Кришне. Когда Кришна взошел на арену жертвоприношения Раджасуя, устроенного Махараджей Юдхиштхирой, все присутствовавшие при этом, включая великих полубогов и мудрецов, не могли оторвать от Него глаз, и каждый выразил Ему свое почтение.
Кришна исполнен всех достояний: силы, богатства, славы, красоты, знания и отрешенности. Один великий преданный, обращаясь к Кришне, говорит: «О мой Господь, что сказать о богатстве Твоего Вриндавана? Простые украшения на ногах девушек Вриндавана ценней философского камня чинтамани, а их платья подобны райским цветам париджата. Коровы во Вриндаване напоминают коров сурабхи, обитающих в трансцендентном царстве. Поэтому богатство Твое так же велико, как необозримый океан».
Кришна – объект всеобщего уважения. Когда Кришна жил в Двараке, Его посещали такие полубоги, как Господь Шива, Господь Брахма, царь рая Индра и многие другие. Привратник, впускавший этих полубогов, в один из очень напряженных дней сказал: «Дорогие Господь Брахма и Господь Шива, я прошу вас подождать на той скамейке. Дорогой Индра, будь добр, воздержись от своих молитв, это вносит беспокойство. Прошу тебя, дожидайся своей очереди молча. Дорогой Варуна, пожалуйста, отправляйся восвояси. И вообще, дорогие полубоги, не тратьте своего времени даром. Кришна очень занят, Ему не до вас!»
Кришна абсолютно независим, и никто не может пренебречь Его приказами. Вся природа подчиняется Его воле, и вместе с тем законодатель не подвластен законам, которые сам издает. Например, несмотря на то, что змей Калия был великим преступником, Кришна все же оказал ему милость, оставив на его голове следы Своих лотосных стоп, тогда как Господь Брахма, вознесший Кришне столько прекрасных молитв, так и не смог привлечь к себе Его внимание. Но преданных это ничуть не смущает. В Своей Шикшаштаке Господь Чайтаньия говорит: «Мой дорогой Кришна, ты можешь крепко обнять Меня или разбить Мое сердце, не показываясь Мне на глаза. Ты волен делать все, что угодно, но все равно останешься господином Моего сердца».
Кришна не меняет Своего положения даже тогда, когда Он приходит в материальный мир. Практическим доказательством этому служит то, что влияние материальной природы не распространяется даже на преданных, находящихся под покровительством Господа. Преодолеть влияние материи чрезвычайно трудно, но преданные и святые, принявшие покровительство Господа, находятся вне него. Что же тогда говорить о Самом Господе?
Кришна всеведущ. Он способен понимать чувства всех людей и знает, что происходит везде и в любое время. Его трансцендентное тело вечно, исполнено знания и блаженства.
Кришна – вечно обновляющийся. Все царицы Двараки были богинями удачи. Говорится, что богини удачи очень переменчивы и непостоянны, так что никто не в силах удержать их. Удача рано или поздно изменяет человеку. И, тем не менее, живя с Кришной в Двараке, они не в силах были расстаться с Ним даже на мгновение. Это значит, что привлекательность Кришны никогда не увядает. Даже богини удачи не в силах покинуть Его общество. Поэтому миллионы преданных постоянно помнят о Кришне и повторяют Его имя, но никогда не пресыщаются этим. У них не только не пропадает интерес к размышлениям о Кришне и повторению Его святого имени, но все время появляются новые стимулы, чтобы продолжать это делать.
Кришна обладает всеми мистическими совершенствами и непостижимыми энергиями. Из Его тела исходят бесчисленные вселенные. Он изначальный источник всех воплощений. Он дает освобождение даже своим врагам, которых Он убивает.
Кришна привлекает Собой даже освобожденные души. В связи с этим можно привести слова четверых Кумар: «Разве не удивительно, что мы – освобожденные души, не имеющие никаких желаний и достигшие стадии парамахамсы, тем не менее, жаждем вкусить сладость игр Радхи и Кришны?»
Во Вриндаване Кришна являет Свои чудесные игры в окружении Своих любящих преданных. Любовь, которую питают к Кришне Его преданные, еще более непостижима, чем Сам Кришна. В Десятой Песне Шримад Бхагаватам гопи жалуются: «Дорогой Кришна, днем, когда Ты уходишь в лес Вриндавана со Своими коровами, каждое мгновение тянется для нас как двенадцать лет. Нам невыносимо трудно пережить это время. А когда в конце дня Ты возвращаешься, то при взгляде на Твое прекрасное лицо нас охватывает такое влечение, что мы не в силах оторвать от Тебя глаз. И если в это время мы случайно моргаем, то обрушиваем свои проклятия на создавшего нас Господа Брахму, называя его бестолковым за то, что он не умеет создавать совершенные глаза!» Любовь гопи к Кришне столь велика и непостижима, что, не видя Его даже мгновение, они начинали волноваться. А когда они видели Кришну, то тоже, как это ни парадоксально, приходили в волнение.
И, конечно же, сладость привлекательных звуков флейты Кришны и Его несравненной красоты затмевает все на свете. Однажды подруги сказали маме Яшоде: «Когда твой сын играет на флейте, ее звуки приводят в смятение Господа Шиву, Господа Брахму и Индру, хотя в этой вселенной нет никого мудрее и ученее, чем они. Стоит им услышать звуки флейты Кришны, как они, забыв о своем высоком положении, в смирении склоняются перед Ним и, внимая этим звукам, становятся серьезными».
В знаменитой беседе с Видурой Уддхава поделился с ним своими переживаниями: «Мой господин, когда Кришна пришел на эту планету и проявил волшебство Своей внутренней энергии, самым чудесным из всего был Его облик. Все время, пока длились Его игры на этой планете, мы имели возможность созерцать Его красоту, перед которой никто не мог устоять. С помощью Своей внутренней энергии Он явил такое великолепие, которое повергло в изумление всех. Он был так прекрасен, что не нуждался ни в каких украшениях. На самом деле не украшения придавали красоту Кришне, а Его красота, отражаясь в них, делала их прекрасными».
Подобным образом, вот что говорят о привлекательности красоты Кришны и звуков Его флейты гопи: «Дорогой Кришна, хотя наши отношения с Тобой и напоминают любовный роман, мы не можем не удивляться, что ни одна женщина, услышав звуки Твоей флейты, не в силах сохранить свое целомудрие. Да что говорить о женщинах, даже суровые мужчины забывают обо всем на свете при звуках Твоей флейты. Более того, мы видели, как коровы, олени, птицы и деревья Вриндавана – словом, все – были зачарованы нежными звуками Твоей флейты и Твоей пленительной красотой».
Многие из этих качеств мы можем наблюдать в окружающих нас людях. И не случайно: ведь все, что проявляется здесь, в материальном мире, является лишь ограниченным и искаженным отражением духовной реальности. Вместе с тем некоторые из качеств Кришны уникальны и присущи только Ему одному. Более того, Кришна прекрасно совмещает в Себе самые противоречивые черты Своей личности.
Иногда Он проявляет себя очень серьезным, деликатным, снисходительным, решительным, скромным, искусным и отважным, как, например, в истории с поднятием холма Говардхана. Это подтверждает царь Индра в своих молитвах: «О мой Господь, я признаюсь, что нанес тебе тяжкое оскорбление. У меня нет слов, чтобы выразить, какое сожаление охватило меня, когда я убедился в Твоей необыкновенной отваге, готовности защитить Своих преданных и решимости. Когда я увидел, как невозмутимо Ты держишь огромный холм Говардхана, как прекрасно Ты сложен, и понял, что Тебя одинаково могут умилостивить своими молитвами и Твои преданные, и те, кто Тебя оскорбляет, это очень смутило меня и заставило горько раскаиваться».
Во взаимоотношениях с гопи Кришна обычно проявляется как очень смешливый от природы, исполненный юношеской живости, любящий пошутить и никогда ни о чем не беспокоящийся. Вот как описыавет супруга одного из ягья-брахманов эту грань личности Кришны своим подругам: «Шримати Радхарани в окружении Своих спутниц отдыхала в саду, когда туда пришел Господь Шри Кришна. Усевшись, Он стал очень откровенно рассказывать о Своих играх с Радхарани минувшей ночью. Его слова смутили Радхарани. От стыда Она не знала, куда Себя деть, и погрузилась в задумчивость, а Кришна воспользовался этим и стал разукрашивать ее различными видами тилака. Кришна доказал, что великолепно владеет этим искусством». Всевозможные забавные истории о Кришне и гопи, которые так любят преданные, отражают именно эту сторону Его личности.
В Своих отношениях со старшими Кришна проявляет себя как «человек» очень спокойный, терпеливый, рассудительный и обязательный. Подобные качества Он проявлял в отношениях с Пандавами. Искренняя преданность Пандавов заставляла Его становиться то их возничим, то советником, то другом, то посланником, а порой и телохранителем. Это один из примеров того, что приносит человеку преданное служение Вишну. Беседуя с Махараджей Юдхиштхирой о принципах религии, Кришна продемонстрировал Свои огромные познания в этой области, однако, играя роль младшего двоюродного брата Юдхиштхиры, Он разговаривал с ним очень почтительно, что делало Его еще прекраснее. Движения Его глаз и тон Его речи доказывали, что Он может блестяще давать моральные наставления».
При встрече с демонами Кришна иногда являет Себя очень злым, гордым, гневливым, беспокойным и самодовольным. Эти качества, например, проявились в Его характере, когда Он писал письмо Калаяване. В этом письме Кришна называл Калаявану греховной лягушкой и советовал ему немедля отправляться на поиски темного колодца, чтобы спрятаться там, потому что черной змее по имени Кришна не терпится проглотить всех таких лягушек. Кришна напомнил Калаяване, что одним Своим взглядом способен испепелить все вселенные.