Философские искания мыслителей средневековья
ФИЛОСОФИЯ
Планы семинарских занятий
для студентов 1 курса института подготовки
муниципальных и государственных служащих
Квалификация (степень) выпускника – специалист
Факультет: юридический
Категория обучаемых: студенты
Курс: 1-й (очная форма обучения)
Рязань, 2012
Ф56
Автор-составитель:И.А. Гагин,кандидат исторических наук, доцент.
Философия:Планы семинарских занятий / авт.-сост. И.А. Гагин. – Рязань : Академия ФСИН России, 2011. – 32 с. Планы семинарских занятий составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031001.65 – Правоохранительная, утвержденного приказом Минобрнауки от 17 января 2011 г. № 67. Обсуждены и одобрена на заседании кафедры философии и истории октября 2011 г., протокол № , |
Начальник обеспечивающей кафедры
Кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов
Учебно-методическое издание
ГАГИН Игорь Анатольевич
ФИЛОСОФИЯ
Планы семинарских занятий
Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 1,5. Тираж 30 экз. Заказ № _____. | Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
ББК Ю.р30 © Гагин И.А., 2011 © Академия ФСИН России, 2011 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Процесс обучения в высшем учебном заведении предусматривает семинарские занятия. Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Они должны обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач практических ситуаций и т. п.).
Основной формой контроля знаний студентов являются экзамен при завершении курса «Философии». Экзамен проводится по вопросам, утвержденным учебным отделом заведения.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов проводится с целью получения необходимой информации о выполнении ими учебного плана, графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, стимулирования самостоятельной работы обучаемых.
В качестве основной литературы для подготовки к занятиям кафедра рекомендует труды представителей классической, современной западной и русской философии. Кроме этого, слушатели могут использовать любые монографии, сборники, философские и общественно-политические журналы, такие как «Вопросы философии», «Философские науки», «Полис» и др. Разъяснение философских терминов находится в словарях: Философский словарь. М., 2000; Философский энциклопедический словарь. М., 2008; Современная западная философия: Словарь. М., 2005. Краткий философский словарь:под ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб.и доп. - М. : Проспект : ТК Велби, 2009, 2005.Новая философская энциклопедия. Т. I – IV. М., 2000–2001.
Подготовка студентов к семинарскому занятию фиксироваться в рабочей тетради, изучаться не менее трех источников по выбору общим объемом 30-40 страниц. Вопросы для подготовки к каждому занятию даются в развернутом виде, то есть каждый вопрос имеет несколько подвопросов, что должно помочь более детально, полно и продуманно подготовиться к ответу на весь поставленный вопрос. На каждом семинарском занятии прослушиваются несколько предложенных вопросов в виде докладов (сообщений). Докладчики на предшествующем занятии выбираются по желанию, готовятся индивидуально и излагают предложенный материал с последующим обсуждением
Необходимую консультацию во время самоподготовки студенты могут получить у дежурного преподавателя (каб. 303, 304, 310, 411) и методиста кафедры (каб. 316).
Тематический план
(1 курс, бакалавриат, внебюджет)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Аудиторных часов | лекций | практические | Самостоятельная подготовка | |
1. | Философия, ее предмет и роль в обществе | ||||||
2. | История философии как составная часть философии: | ||||||
2.1 | Философия Древнего Мира | ||||||
2.2 | Философские искания мыслителей средневековья | ||||||
2.3 | Философия эпохи Возрождения и Нового времени. | ||||||
2.4 | Западноевропейская философия в XIX – XX вв. | ||||||
2.5 | Русская философия | ||||||
3. | Проблема бытия и сознания в философии | ||||||
4. | Диалектика познания в философии | ||||||
5. | Проблема человека в философии | ||||||
6. | Общество: основные сферы жизни | ||||||
Форма контроля (экзамен) | |||||||
Всего часов по дисциплине: | |||||||
РАЗДЕЛ 1
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
План
1. Смысл понятия «философия»: предмет, объект и определение философии
2. «Основной вопрос философии»: вопрос об отношении мышления к бытию как мировоззренческая проблема
3. Структура и функции философии, ее место в духовной жизни общества
4. Роль философии в современной жизни человека и общества.
Вопросы для закрепления материала
1. В чем состоит специфика философского знания и как оно соотносится со знанием научным?
2. В чем состоит предназначение и смысл философии?
3. Каковы основные понятия философии?
4. Как развивается философия и каковы ее исторические типы?
Литература [1; 2; 3; 6; 10, 12; 16; 34; 35; 36; 40; 45-65].
РАЗДЕЛ 2.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИИ
2.1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
Семинар 1. Досократовская философия Древней Греции
План
1. Раннегреческая натурфилософия. Первые философские школы.
2. Проблема бытия в учении элеатов: зарождение рационализма и сущность апорий Зенона.
3. Линия Демокрита: древнегреческий атомизм
4. Софисты и софистика.
Темы докладов
· Логос Гераклита.
· Пифагор и пифагорейцы.
· Проблема бесконечности в философии элеатов.
· Эмпедокл.
· Демокрит о душе.
· Протагор: «человек есть мера всех вещей».
· Софисты и софистика: философский анализ.
Вопросы для закрепления материала
1. В чем заключается своеобразие античной философии, каковы ее фундаментальные проблемы и основные школы?
2. Кто такие досократики и в чем состоит особенность их философствования?
Литература [1-12; 15-17; 24; 28; 37; 42; 44-65].
Семинар 2. Классический период древнегреческой философии
Ролевая игра
Цель игры: необходимо выяснить сущностные различия между сформировавшимися классическими позициями в философии: ЛИНИЕЙ ДЕМОКРИТА и ЛИНИЕЙ ПЛАТОНА. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет Демокрита, второй – Платона. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку.
План
1. Сократ и сократические школы.
2. Платон: учение об идеях
3. Аристотель - систематизатор древнегреческой философии.
Темы докладов
1. Сущность диалектического метода Сократа.
2. Киники их учение.
3. Платон о душе.
4. Платон о государстве.
5. Аристотелевская логика.
6. Сравнительный анализ философских взглядов Платона и Аристотеля.
Вопросы для закрепления материала
1. Чем различаются позиции софистов и Сократа о человеке, его добродетелях и познании?
2. В чем суть учения Платона об эйдосах и душе?
3. Чем определяется учение Платона об «идеальном государстве»?
4. Чем онтологические идеи Аристотеля отличались от идеализма Платона?
5. Какие новые идеи были выдвинуты в рамках кинизма, эпикуреизма, стоицизма?
6. Что было характерно для неоплатонизма и каково его влияние на дальнейшее развитие философии?
Литература [1-12; 15-17; 24; 25; 29; 37; 42; 44-65].
Семинар 3. Позднеантичный идеал мудреца
План
1. Основные идеи скептицизма.
2. Праздник жизни или поиск истины: философия эпикурейцев
3. Стоицизм на страже нравственности.
Темы докладов
1. Пиррон – основоположник скептицизма.
2. Эпикур – философ-моралист эпохи эллинизма.
3. Зенон из Китиона – основатель стоицизма.
Деловая игра
Студентам предлагается разбиться на небольшие группы (по два-три человека) с целью создания деловых кроссвордов, раскрывающих сущность основных понятий и терминов античной философии. В кроссворде должно быть не менее 15 понятий (только существительных в именительном падеже, например: «реинкарнация», «материя», «релятивизм» и т.п.). На работу отводится 20-25 минут, после чего производится обмен готовыми материалами. Первые, кто сумеет правильно разгадать кроссворд своих коллег, оцениваются по пятибальной шкале, исходя из сложности, актуальности и компитентативности представленного в кроссворде материала.
Литература [1-12; 15-17; 24; 25; 29; 37; 42; 44-65].
Философские искания мыслителей средневековья
Семинар 1. Теоцентризм средневековой философии
Цель занятия:
-основной задачей семинарского занятия является выявление основных особенностей формирования средневековой философии, становления и развития основных идей и принципов как в христианской, так и в арабской философских системах.
План
1. Идейные истоки формирования христианской философии (этика стоицизма и учение Филона Александрийского). Христианская апологетика: идейные истоки.
2. Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения
3. Средневековый мистицизм и его последователи (Августин, Дионисий, Макарий Египетский).
4. Спор номинализма и реализма в средневековой схоластике (Росцелин, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Пьер Абеляр, Оккам)
Темы докладов
· Сущность патристики.
· Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского.
· Принцип креационизма и его роль в средневековой философии.
· Материализм в арабской средневековой философии.
· Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики.
· Мир исламского мистицизма.
Вопросы для закрепления материала
1. Какое место занимала проблема соотношения разума, веры и авторитета в средневековой философии?
2. Что означает высказывание Тертуллиана «верую ибо абсурдно»?
3. Что было характерно для схоластического учения Фомы Аквинского?
4. Что такое реализм, номинализм и концептуализм в средневековой философии
Ролевая игра
Цель игры: выяснить сущностные различия между двумя основными позициями в схоластической философии: НОМИНАЛИЗМОМ и РЕАЛИЗМОМ. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет умеренного реалиста Фому Аквинского, второй – умеренного номиналиста – Иоанна Дунса Скота. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку своим лидерам.
Литература [1-12; 15-18; 24; 25; 27; 34; 36-40; 44-65].