Сознание человека как предмет
ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Проблема сознания и основные философские традиции его анализа.Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных, так как сознание – сложнейший комплекс мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно невидимо, оно не существует как отдельный предмет или процесс, и поэтому познать и описать его с помощью научных приборов невозможно. Носителем сознания является человеческий мозг – самый сложнорганизованный материальный объект. Сознание –это высшая функциячеловеческого мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.
В философии сознание рассматривается через целый ряд взаимосвязанных проблем: 1) как существует сознание; 2) каковы его основные свойства; 3) как возникло сознание; 4) какова структура (устройство) сознания. Решение первой из этих проблем связано с основным вопросом философии об отношения сознания к бытию, с определением места и роли сознания в мире. Философия дала ряд вариантов ответа:
–субстанциализм(объективные идеалисты и дуалисты, представлявшие сознание в виде вечной самостоятельной субстанции – Бога, мирового разума, космической души; человеческое сознание –бессмертная частица или продукт этого мирового разума);
– функционализм (во-первых, материалисты XVIII-XIX вв., считавшие сознание особым веществом, автоматически выделяемым человеческим мозгом, во-вторых, диалектические материалисты XIX- XX вв., считавшие сознание не веществом, а функцией мозга, то есть сложной связью его нервных клеток, образующей формы мышления на основе чувственного отражения нашего опыта);
– субъективизм (феноменологи и экзистенциалисты, считавшие, что поскольку индивидуальное сознание человека всегда проявляется во внутренних образах, то мы только предполагаем, что вокруг нас есть внешний предметный мир; достоверно мы знаем только мир, созданный нашим собственным сознанием);
– психоаналитическая традиция (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, поставившая перед философией проблему бессознательного, т. е. существования психических явлений, влияющих на сознание, но не контролируемых им.)
Каждая из этих традиций делает акцент на определенных свойствах сознания. Так, субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознания от природных, материальных структур (от мозга и чувственного опыта человека). Психоаналитический подход открыл феномен бессознательного, а субъективистский обратил внимание на особую значимость самосознания. Современное представление о сознании должно синтезировать эти различные аспекты анализа проблемы сознания.
Основные свойства сознания.Диалектико-материалистический функционализм к основным свойствам сознания относит:
– общественно-исторический характер формирования сознания (пример Маугли доказывает, что у ребенка, выросшего среди животных, сознание не возникает);
– его интенциональность, т.е. направленность на объект;
– внутренняя активность, опережающий характер мысленного отражения ситуации, способность к творчеству и фантазии;
– его несубстанциональность, т.е. сознание не может существовать вне своего материального носителя – мозга, и не может действовать на мир само по себе, без речи и поступков людей (отсюда невозможны бессмертие души, телепатия, телекинез, экстрасенсорное воздействие, ясновидение, привидения и другие мистические явления);
– его идеальность – внутренние образы сознания не сводятся к группам возбужденных клеток мозга или группировкам молекул (непосредственно рассмотреть мысль или распознать какое-то чувство невозможно).
Функции сознания. К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, ценностная, творческая. Сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осуществлять акты самопознания, ставить цели и разрабатывать планы деятельности, регулировать и контролировать отношения с действительностью, давать оценки различным явлениям и формировать жизненные ценности, творчески изменять условия своей жизни.
Проблема генезиса (возникновения) сознания. Сознание и эволюция форм отражения.В процессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством – оставлять следы взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов XVIII в., это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Основой возникновения сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе. Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле, как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с взаимодействием материальных тел, и 2) информационные взаимодействияв живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации). В неживой природе след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Например, когда солнце нагревает камень, это не вызывает какой-то внутренней активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения объекта (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня может уйти в тень).
В живой природе выделяют следующие формы эволюции информационного взаимодействия:
– раздражимость – ответная реакция организма на воздействие окружающей среды (появляется у растений и одноклеточных живых организмов);
– чувствительность – способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений (появляется у низших беспозвоночных животных);
– нейрофизиологическое отражение – соединение ощущений в чувственный образ объекта, или представление (появляется у позвоночных животных, имеющих нервную систему и головной мозг);
– высшая психическая деятельность – развитие комплексов сложных условных рефлексов, игровой и орудийной деятельности, памяти и эмоций (у млекопитающих с развитым головным мозгом);
– человеческое сознание.
Отличие сознания от психики животных. Основными отличительными признаками сознания являются:
– абстрактно-логическое мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии;
– целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
– самосознание, определяющее возможность выделения себя извнешней среды;
– язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.
Сознание и язык. Сознание человека связано с языком как способом своего существования. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. У человека формируется речевое мышление – внутреннее проговаривание ситуации или текста, который он читает. Внутренняя речь имеет сокращенный вид по сравнению с внешней. В ней упускаются неосновные слова, восстанавливаемые по контексту, проговариваются лишь главные слова и темы. Таким образом, чтобы осознать собственные мысли, мы переводим их в слова. Тем самым идеальные образы сознания передаются нам посредством материального носителя – звуков речи и знаков письма. Развитие сознания и языка идут одновременно. Совершенствуя свой язык, человек одновременно совершенствует собственное сознание.
Структура сознания. Анализ структуры сознания первоначально строился на данных психологии, которая выделяла следующие элементы сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление включает целый комплекс разных способностей: понятийное отражение свойств и взаимосвязей вещей и явлений, ориентация в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), творческое воображение, нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.
Философия чаще всего рассматривает структуру сознания и психики человека как трехуровневую, состоящую из сфер бессознательного (к нему примыкает подсознание), сознания и сверхсознания. Бессознательное – это врожденные инстинкты, а также неосознаваемые нами, глубоко спрятанные в памяти мысли и чувства. Подсознание – это автоматическое выведение ранее заученной информации (например, таблицы умножения, стихов, навыков плавания или езды на велосипеде). Сверхсознание понимается как высший этап творческого процесса отражения мира – интуиция (догадка, озарение). В отличие от подсознания деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях, осознаются лишь ее результаты. Интуиция представляет собой эмоционально-рациональный процесс догадки или «прямого усмотрения» истины, не требующий специального логического обоснования.
Психоаналитическая философия выделяет три сферы человеческой психики: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, ценности и нормы культуры); «Я» (сознание); «Оно» (совокупность бессознательных инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. З. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем самым расширить сферу их свободы, избавить от власти «Оно». Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное «Сверх-Я».
Контрольные вопросы и задания
1. В чем трудности изучения проблемы сознания?
2. Назовите основные философские традиции анализа проблемы сознания.
3. В чем особенности отражения в живой природе?
4. Каковы отличия сознания людей от психики животных?
5. Как соотносятся сознание и язык?
6. В чем отличие понятий: «бессознательное», «подсознание», «сверхсознание»?
Основные понятия
Бессознательное– это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, и неподдающихся в данный момент контролю.
Внимание–сосредоточенность и направленность сознания на определенный объект.
Воля–способность к выбору цели деятельности и к внутренним усилиям, необходимым для ее достижения.
Воображение–способность людей создавать в представлениях (в фантазии) мысленные образы ситуаций, не встречавшихся им в жизни.
Интуиция – неосознаваемый эмоционально-рациональный процесс догадки или «прямого усмотрения» истины, не требующий специального логического обоснования.
Информационное отражение–способность материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности.
Мышление–высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.
Отражение– это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов.
Ощущение–непосредственное отражение свойств предметов, возникающее в результате их воздействия на органы чувств.
Память – способность длительно хранить и выводить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма.
Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.
Психика–свойство высокоорганизованных живых существ активно отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации.
Сознание – это высшая функциячеловеческого мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.
Эмоции -субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям и к самому себе, включающее чувства, аффекты, настроения.
Язык –система знаков, служащая средством общения, мышления и выражения чувств.