Сознание человека как предмет

ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Проблема сознания и основные философские традиции его анализа.Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных, так как сознание – сложнейший комплекс мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно невидимо, оно не существует как отдельный предмет или процесс, и поэтому познать и описать его с помощью научных приборов невозможно. Носителем сознания является человеческий мозг – самый сложнорганизованный материальный объект. Сознание –это высшая функциячеловеческого мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.

В философии сознание рассматривается через целый ряд взаимосвязанных проблем: 1) как существует сознание; 2) каковы его основные свойства; 3) как возникло сознание; 4) какова структура (устройство) сознания. Решение первой из этих проблем связано с основным вопросом философии об отношения сознания к бытию, с определением места и роли сознания в мире. Философия дала ряд вариантов ответа:

–субстанциализм(объективные идеалисты и дуалисты, представлявшие сознание в виде вечной самостоятельной субстанции – Бога, мирового разума, космической души; человеческое сознание –бессмертная частица или продукт этого мирового разума);

– функционализм (во-первых, материалисты XVIII-XIX вв., считавшие сознание особым веществом, автоматически выделяемым человеческим мозгом, во-вторых, диалектические материалисты XIX- XX вв., считавшие сознание не веществом, а функцией мозга, то есть сложной связью его нервных клеток, образующей формы мышления на основе чувственного отражения нашего опыта);

– субъективизм (феноменологи и экзистенциалисты, считавшие, что поскольку индивидуальное сознание человека всегда проявляется во внутренних образах, то мы только предполагаем, что вокруг нас есть внешний предметный мир; достоверно мы знаем только мир, созданный нашим собственным сознанием);

– психоаналитическая традиция (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, по­ставившая перед философией проблему бессознательного, т. е. существования психических явлений, влияющих на сознание, но не контролируемых им.)

Каждая из этих тради­ций делает акцент на определенных свойствах сознания. Так, субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознания от природных, материальных струк­тур (от мозга и чувственного опы­та человека). Психоаналитический подход открыл феномен бессознательного, а субъективистский обра­тил внимание на особую значимость самосознания. Современное представление о сознании должно синтезировать эти различные аспекты анализа проблемы сознания.

Основные свойства сознания.Диалектико-материалистический функционализм к основным свойствам сознания относит:

– общественно-исторический характер формирования сознания (пример Маугли доказывает, что у ребенка, выросшего среди животных, сознание не возникает);

– его интенциональность, т.е. направленность на объект;

– внутренняя активность, опережающий характер мысленного отражения ситуации, способность к творчеству и фантазии;

– его несубстанциональность, т.е. сознание не может существовать вне своего материального носителя – мозга, и не может действовать на мир само по себе, без речи и поступков людей (отсюда невозможны бессмертие души, телепатия, телекинез, экстрасенсорное воздействие, ясновидение, привидения и другие мистические явления);

– его идеальность – внутренние образы сознания не сводятся к группам возбужденных клеток мозга или группировкам молекул (непосредственно рассмотреть мысль или распознать какое-то чувство невозможно).

Функции сознания. К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, ценностная, творческая. Сознание человека позво­ляет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осу­ществлять акты самопознания, ставить цели и разрабатывать планы деятельности, ре­гулировать и контролировать отношения с действитель­ностью, давать оценки различным явлениям и формировать жизненные ценности, творчески изменять условия своей жизни.

Проблема генезиса (возникновения) сознания. Сознание и эволюция форм отражения.В процессе развития филосо­фии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством – оставлять следы взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов XVIII в., это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимо­действия отражение не существует. Основой возникновения сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе. Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле, как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с взаимодействием материальных тел, и 2) информационные взаимодействияв живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации). В неживой природе след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Например, когда солнце нагревает камень, это не вызывает какой-то внутренней активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения объекта (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня может уйти в тень).

В живой природе выделяют следующие формы эволюции информационного взаимодействия:

– раздражимость – ответная реакция организма на воздействие окружающей среды (появляется у растений и одноклеточных живых организмов);

– чувствительность – способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений (появляется у низших беспозвоночных животных);

– нейрофизиологическое отражение – соединение ощущений в чувственный образ объекта, или представление (появляется у позвоночных животных, имеющих нервную систему и головной мозг);

– высшая психическая деятельность – развитие комплексов сложных услов­ных рефлексов, игровой и орудийной деятельности, памяти и эмоций (у млекопитающих с развитым головным мозгом);

– человеческое сознание.

Отличие сознания от психики живот­ных. Основными отличительными признаками сознания являются:

– абстрактно-логическое мышление, связанное с умением вос­производить сущностные характеристики и связи действительно­сти, не данные непосредственно в восприятии;

– целеполагание как способность идеально конструировать жела­емый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;

– самосознание, определяющее возможность выделения себя извнешней среды;

– язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

Сознание и язык. Сознание человека связано с языком как способом своего существования. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. У человека формируется речевое мышление – внутреннее проговаривание ситуации или текста, который он читает. Внутренняя речь имеет сокращенный вид по сравнению с внешней. В ней упускаются неосновные слова, восстанавливаемые по контексту, проговариваются лишь главные слова и темы. Таким образом, чтобы осознать собственные мысли, мы переводим их в слова. Тем самым идеальные образы сознания передаются нам посредством материального носителя – звуков речи и знаков письма. Развитие сознания и языка идут одновременно. Совершенствуя свой язык, человек одновременно совершенствует собственное сознание.

Структура сознания. Анализ структуры сознания первоначально строился на дан­ных психологии, которая вы­деляла следующие элементы сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление включает целый комплекс разных способностей: понятийное отражение свойств и взаимосвязей вещей и явлений, ориентация в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), творческое воображение, нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Философия чаще всего рассматривает структуру сознания и психики человека как трехуровневую, состоящую из сфер бессознательного (к нему примыкает подсознание), сознания и сверхсознания. Бессознательное – это врожденные инстинкты, а также неосознаваемые нами, глубоко спрятанные в памяти мысли и чувства. Подсознание – это автоматическое выведение ранее заученной информации (например, таблицы умножения, стихов, навыков плавания или езды на велосипеде). Сверхсознание понимается как высший этап творческого процесса отражения мира – интуиция (догадка, озарение). В отличие от подсознания деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях, осознаются лишь ее результаты. Интуиция представляет собой эмоционально-рациональный процесс догадки или «прямого усмотрения» истины, не требующий специального логического обоснования.

Психоаналитическая философия выделяет три сферы человеческой психики: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, цен­ности и нормы культуры); «Я» (сознание); «Оно» (совокупность бессознательных инстинк­тов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. З. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем самым расширить сферу их свободы, избавить от власти «Оно». Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное «Сверх-Я».

Контрольные вопросы и задания

1. В чем трудности изучения проблемы сознания?

2. Назовите основные философские традиции анализа проблемы сознания.

3. В чем особенности отражения в живой природе?

4. Каковы отличия сознания людей от психики животных?

5. Как соотносятся сознание и язык?

6. В чем отличие понятий: «бессознательное», «подсознание», «сверхсознание»?

Основные понятия

Бессознательное– это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, и неподдающихся в данный момент контролю.

Внимание–сосредоточенность и направленность сознания на определенный объект.

Воля–способность к выбору цели деятельности и к внутренним усилиям, необходимым для ее достижения.

Воображение–способность людей создавать в представлениях (в фантазии) мысленные образы ситуаций, не встре­чавшихся им в жизни.

Интуиция – неосознаваемый эмоционально-рациональный процесс догадки или «прямого усмотрения» истины, не требующий специального логического обоснования.

Информационное отражение–способность материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности.

Мышление–высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

Отражение– это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов.

Ощущение–непосредственное отражение свойств предметов, возникающее в результате их воздействия на органы чувств.

Память – способность длительно хранить и выводить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма.

Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Психика–свойство высокоорганизованных живых существ актив­но отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации.

Сознание – это высшая функциячеловеческого мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.

Эмоции -субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям и к самому себе, включающее чувства, аффекты, настроения.

Язык –система знаков, служащая средством общения, мышления и выражения чувств.

Наши рекомендации