Необходимость и случайность

Диалектическое понимание процесса развитияисходит из того, что при определенных условиях с необходимостью происходят те или иные события, в том числе возникновение, усложнение или распад структур. Так, если условия, какие были на Земле в период происхождения жизни, окажутся где-то на другой планете, при достаточном времени сохранения этих условий на этой планете также должна возникнуть жизнь. Однако где бы ни возникла жизнь, каждый такой процесс уникален, неповторим и в своей единичности выступает как нечто случайное. Строение Солнечной системы таково, что на нашей планете последовательно сменяются времена года. Это связано с приближением Земли к Солнцу или удалением от него. Т.е. здесь наблюдается проявление необходимости. А вот то, что данное время года не тождественно по температуре, количеству осадков и другим природным явлениям такому же времени года в прошлом, свидетельствует о единичности данного времени года, его случайности.

Таким образом, необходимостьесть то, что неизбежно происходит в данных условиях, но конкретная форма осуществления необходимости по отношению к основанию (сущности) процесса называется случайностью. Если бы все заранее было необходимо предопределено или наоборот, если бы события превращались в хаос случайностей, то целесообразная деятельность человека оказалась бы невозможной. В действительности люди в состоянии соотнести случайные события, обстоятельства с их общей основой, с необходимостью, понять явления как то, что обусловлено сущностью. Вскрыв в случайных связях явлений их необходимую основу, можно затем использовать эти знания для сознательного целенаправленного воздействия на природные и социальные процессы.

Сущность и явление

Под сущностью в философии понимается главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих событий. Сущность скрыта от глаз исследователя (наблюдателя). Она познается разумом, а не чувствами.

Явление – наблюдаемая сторона предмета, процесса, в которой проявляется сущность. Одна и та же сущность может проявляться в различных явлениях. Если бы совпадали сущность и явления, то никакое исследование не было нужным. Познание – это всегда стремление познать сущность. Но для этого необходимо найти правильный путь, выбрать наиболее эффективные средства. Об этом более подробно пойдет разговор в лекции, посвященной методам научного познания.

Причина и следствие

Важнейшей формой необходимой связи явлений служит причинность. Причина –это комплекс явлений, порождающий другой комплекс явлений, представляющий собой следствие данной причины. Причинно-следственные связи имеют место во всех формах движения материи.

Признание всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений характеризует философскую концепцию детерминизма. Противоположной концепции — индетерминизму, присуще отрицание причинности вообще или отрицание всеобщего характера причинности.

Диалектический детерминизм противостоит метафизическому детерминизму, наиболее известным проявлением которого является детерминизм Лапласа, допускавшего в классической механике принципиальную возможность однозначного определения любых прошедших или будущих состояний систем частиц в том случае, если для каждой частицы известно значение координат и импульсов в данный момент времени. Соотношение неопределенностей в квантовой механике опровергает представления об однозначной жесткой детерминации одних явлений другими. Определенность, объективная необходимость в общем случае диалектически дополняются моментами неопределенности и объективной случайности. Категории эти имеют большое теоретическое и практическое значение.

Единичное, особенное и всеобщее

Каждый познаваемый нами объект предстает как единичный, с присущими ему свойствами и признаками. Но если посмотреть на действительность более внимательно, то мы увидим, что некоторые предметы, принадлежащие к одному классу, имеют сходные, общие черты. Эти черты и представляют собой особенное. Но есть и черты, присущие всем без исключе-ния представителям данного класса. Вот их и рассматривают как всеобщие.

Так, каждый человек, выступающий как единичное существо, обладает вполне определенным кругом знаний, приобретенных им в процессе познания действительности. Конечно, этот круг во многом обусловлен спецификой жизнедеятельности человека, принадлежностью его к определенной социаль-ной группе, профессии, физическими и интеллектуальными способностями и другими факторами. Но подобные факторы могут быть условиями развития и других людей, что позволяет объединить их в определенные группы или классы. Это и будет особенным в их характеристике. Но то, что все мы принадлежим к отряду homo sapiens является для нас признаком всеобщим.

Содержание и форма

Содержание представляет собой определенным образом упорядочен-ную совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.

А способ существования и выражения этого содержания, внутренняя организация его называется формой. Т.е. эти философские категории отража-ют взаимосвязь двух сторон природной и социальной действительности. Фор-ма как внутренняя организация содержания находит свое дальнейшее развитие в категории структуры. В идеалистической философии форма сводилась к структуре, а содержание – к «материи» предмета, т.е. к его элементам и свойствам. В материалистической диалектике различаются понятия «содержание» и «материя» предмета. Структура, внутренняя упорядоченность – необходимый компонент содержания. С изменением струк-туры, организации чаще всего изменяется не только содержание объекта, но и его физические и химические свойства.

Форма тоже структурирована. Компоненты содержания и формы влияют друг на друга в процессе взаимодействия. Но при этом содержание представляет ведущую, определяющую сторону объекта, а форма – ту сторону, которая изменяется в зависимости от изменения содержания и условий его существования. Так, углерод в зависимости от условий его существования может приобретать как газообразную, так и твердую форму. Да и в твердом состоянии углерод может быть как углем, так и алмазом.

Взаимоотношения содержания и формы диалектически противоречивы.

Их единство относительно, преходяще, а в процессе развития возникают противоречия и конфликты между ними. Когда появляется несоответствие формы содержанию, то происходит «сбрасывание» старой формы и замена ее новой. Так каждому обществу соответствует определенный способ производства, состоящий из диалектически противоречивого единства производительных сил и производственных отношений. При этом производственные отношения выступают формой развития производительных сил. Важнейшими элементами последних являются люди (главная производительная сила) и орудия труда, используемые людьми для воздействия на предметы труда. Орудия и предметы труда составляют средства производства. Формой развития производительных сил выступают производственные отношения, которые могут как способствовать развитию производительных сил, так и тормозить их. Когда они становятся тормозом, мешают развитию производительных сил (содержание способа производства), последние возмущаются и заменяют старую форму на новую. Наступает эпоха социальной революции. Новые производственные отношения (форма) способствуют дальнейшему развитию производительных сил.

Наши рекомендации