Семинарские (практические) занятия
Общие рекомендации по подготовке к семинарам:
Семинарские (практические) занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по юридической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в методических рекомендациях по подготовке к семинарским занятиям. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.
Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал и рабочую тетрадь текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.
Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений.Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения - достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников по праву, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять педагогические знания на практике при анализе актуальных социальных и педагогических проблем. Рекомендуемое время сообщения – 7 - 10 минут.
В процессе работы студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Место и время консультаций указано в деканате и на кафедре социально-гуманитарных дисциплин.
Составной частью процесса обучения является проведение практических занятий с активным использование инновационных образовательных методик, основанных на индивидуально-деятельностном подходе. Практические занятия проводятся в форме деловых игр, ролевых игр, решения ситуативных задач и казусов и их последующим обсуждением. На занятиях отдельные вопросы обсуждаются с применением таких методик активного обучения, как «мозговой штурм», «займи и обоснуй позицию», работа в малых группах. По отдельным темам студенты дают правовую оценку ситуации, возможные варианты ее решения с применением правовых норм, квалифицируют юридически значимые деяния. Также студенты составляют схемы, сравнительно-правовые таблицы, систематизируют действующее законодательство и практику его применения.
Применение интерактивных методов работы на семинарских занятиях представлено выше, применительно к планам семинарских (практических) занятий.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Понятие и предмет философии права
Семинар 1
1. Основные направления взаимовлияния философии и правовой теории и практики.
2. Понятие предмета науки. Предмет философии права.
3. Цель и функции философии права в системе научного знания.
4. Проблема структуры философско-правового знания. Предметный и проблемный подходы.
5. Специфика философских проблем права. Их постановка и разрешение.
Основная литература[1]:
1. де Мадариага Исабель. Философия права – М.: Гардарики, 2007 – 303с.
2. Золкин А.Л. Философия права – М.: Юнити-Дана, 2012 – 383с.
3. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права: учебник 2. изд., перераб. – М.: ЮРАЙТ, 2010 – 351с.
4. *Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для ВУЗов 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 208 – 848с.
5. *Палеха Р.Р. Современное отечественное правопонимание: состояние и перспективы развития: Монография – М.: РАП, 2010 – 230с.
Дополнительная литература:
1. Алексеев С. С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. - Москва: Статут, 1999. - 712 с.
2. Алексеев С. С. Собрание сочинений. Т.6. Восхождение к праву: В 10 т. (+ справоч. том) / С. С. Алексеев. - М.: Статут, 2010. - 558 с.
3. Алексеев С. С. Собрание сочинений. Т.7. Философия права и теория права: В 10 т. (+ справоч. том) / С. С. Алексеев. - М.: Статут, 2010. – 520 с.
4. Алексеев Н.А. Русский народ и государство. - СПб., 2000.
5. МалаховВ.П. Философия права: Учебное пособие / В. П. Малахов. - М.: Акад.Проект, 2002. - 448 с.
6. Мальков Б.Н.Основы философии права. Курс лекций (+ CD-диск) / Б. Н. Мальков. - М.: РАП, 2003. - 354 с.
7. Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). - Екатеринбург, 1995.
8. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. - М.: Норма, 2003. - 646 с.
9. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник / В. С. Нерсесянц. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 848 с.
10. О свободе. Антология западно-европейской классической либеральной мысли. - М., 1995.
11. Палеха Р. Р. Современное отечественное правопонимание: состояние и перспективы развития: Монография / Р. Р. Палеха. - М.: РАП, 2010. - 230 с.