На юге малой страны Джамбу находится страна Возвышенных. К северу последовательно располагаются Тибет, Хотан, Китай, Шамбала и хребет Великие Снега

Три южных континента в совокупности называются малой страной Джамбу, страной кармических действий. Срединный южный конти­нент делится на шесть областей. Первая — это страна Возвышенных (Индия), в которой есть шесть городов: Магадха [208] (где находится трон просветления и где бодхисаттвы обретают ваджрное созерцание[209]), Вайшали [210], Шравасти [211], Кормоджиг [212], Сакета [213] и Чампака [214] — а также множество окружающих провинций, таких как Бан-гала, Каушамби и Кашмир.

К северу от страны Возвышенных расположен ряд других стран. Самая ближняя — Тибет, страна, которую сделал своими владениями бодхисаттва Локешвара [215]. Затем идет Хотан [216], страна арьев Шари-путры и Вайшраваны[217], созданная освобожденными [водами] озера, где находится ступа[218] Гомасалаканда. Далее идет Китай, страна, возвышающаяся четырьмя великими горами, такими как Пятиглавая гора (Утайшань), где живет Арья Манджушри, являющий себя в облике юноши. Затем идет страна Шамбала, которую защищают тридцать два вождя [219] буддийских царя, — воплощения бодхисаттв и гневных бо­жеств. В этой стране девятьсот семьдесят миллионов городов, главный из которых — Калапа [220]. [Дальше всего от страны Возвышенных] лежит горный хребет Великие Снега, что соединяет северные снежные горы Шамбалы и расположен на самой крайней северной оконечности континента Джамбу.

I.1.6. Виды существ

В этих [странах] живет тридцать одна разновидность существ: одиннадцать - <мира> желания, шестнадцать - <мира> форм и четыре [<мира> без форм].

В тантре [Калачакры] живые существа, обитатели этой мировой системы, не перечисляются в обычном порядке. В ней говорится, что тридцать один [вид] существ — одиннадцать в мире желания, шест­надцать в мире форм и четыре в мире без форм — живут в космологи-ческих условиях, описанных выше ([т. е.] там, где есть гора Меру и окружающие ее области).

Во-первых, одиннадцать [видов существ] живут в мире желания. Кратко об этом сказано так:

Существа ада, голодные духи, животные, люди, полубоги и шесть разря­дов богов в мире желания.

Ад находится в каждой половине (измерения толщины) четырех <по-лу>сферических опор этой мировой системы, начиная с нижней поло­вины <полу>сферической опоры-земли. В этих семи частях, в нисхо­дящем порядке, располагаются следующие ады:

Камни, Песок, Трясина, Дым, Огонь, Великая Тьма и Великие Стена­ния — семь [адов].

Восьмой, Нерушимый Огненный ад, не располагается вне седьмого ада, но считается отдельным, поскольку для него свойственно иное переживание страдания.

Две части верхней половины <полу>сферической опоры-земли вмещают миры полубогов и нагов, полубоги населяют верхнюю часть, а наги — нижнюю.

Люди [живут] на разных континентах. Одни — это места, где испытывают только последствия прошлых действий, а другие — ме­ста, где можно совершать новые кармические действия. В этих же местах живут голодные духи и животные. Другие места обитания этих разновидностей существ в данной тантре не уточняются.

Есть шесть [разрядов] богов мира желания. Небеса Четырех Групп Великих Царей расположены между уровнем «плеч» горы Меру и подножием [где гора Меру соприкасается с <полу> сферичес­кой опорой-землей]. Небеса Тридцати Трех опираются на вершину горы Меру. Над ними расположены четыре небесные обители: Свободная от Раздоров, Радостная, Наслаждающиеся Творениями и [Владеющие Творениями] Других. Каждая занимает четверть нижней трети шеи горы Меру.

Во-вторых, шестнадцать состояний бытия мира форм [расположе­ны следующим образом]. На четырех частях чела горы Меру находят­ся четыре [обители] ветра: Непревзойденная, Благое Видение, Беспе­чальная и Не Превышающая. На [четырех частях] носа горы Меру расположены четыре [обители] огня: Великие Плоды, Рожденная Заслугой, Безоблачная, и Процветающее Благо. В области подбород­ка расположены четыре [обители] воды: Безграничное Благо, Малое Благо, Ясный Свет и Безмерный Свет. На двух [остальных] третях шеи [горы Меру] находятся четыре [обители] земли: Малый Свет, Великие Чистые, Жрецы [Брахмы] и Группа Чистых.

В-третьих, в мире без форм есть четыре вида существ. Считается, что живые существа, погруженные в четыре [состояния]: Бесконечное Пространство, Бесконечное Сознание, Полное Ничто и Ни Различе­ние, Ни Неразличение, — живут на уровнях от венчающей выпукло­сти горы Меру и до лба.

Три мира, вмещающие тридцать одну разновидность существ нашей мировой системы, образуются в определенной временной по­следовательности. Поскольку три мира обладают природой просвет­ленных ума, речи и тела, их развитие происходит в соответствующем порядке: сначала рождается мир без форм [просветленный ум], за ним — мир форм и мир желания. В пределах мира желания жизнь тоже зарождается в такой же последовательности: сначала под зем­лей, затем — на ней, а потом — над ней.

1.1.7. Небесная сфера и мерила времени

Небесная сфера заполняет пространство между горой Меру и Огненной горой. Это полоса ветра, внутри которой сначала обра­зовались двенадцать домов и двадцать восемь созвездий.

Небесная сфера заполняет пространство между внешней окружнос­тью, где [самая дальняя непроницаемая] граница горы Меру соприка­сается с горным хребтом Прохлада, и внутренней окружностью ог­ромного огненного [кольца, т. е. Огня с Ликом Коня]. Небесная сфе­ра [221] — это круглый пояс, обладающий природой ветра, поддержива­ющего [все] небесные дворцы богов. Поскольку близ горы Меру она немного выше, то имеет изогнутую форму лука. Близ огромного ог­ненного [кольца] она немного ниже и напоминает лепесток лотоса. Она образует замкнутый круг [вокруг горы Меру].

Что касается смысла выражения < «небесная сфера»>:

[Санскритское] слово гола (небесная сфера) можно перевести как нечто полое, вогнутое и выпуклое, круглое, тяжелое и легкое и так далее. Его точный перевод — «то, что поддерживает небеса».

У разных ученых форма [небесной сферы] описана по-разному: как напоминающая спицы колеса; как поднимающаяся вверх или распро­страняющаяся наружу; как напоминающая груду шлемов, цепь или щит. [Эти описания] основаны на здравом смысле и указаниях свя­щенных текстов. В последнее время наиболее распространенным стало представление о том, что небесная сфера имеет форму скопления ло­док. Восьмой владыка [Кармапа] Микьё Дордже не без доли юмора дал ее ясное описание в книге «Океан ума».

Слово «дом», от [санскритского] раши (rasi), означает собрание или скопление. В «Коренной тантре Манджушри» [222] говорится, что существует тридцать шесть домов; другие источники дают иные циф­ры. Но, сколько бы домов ни образовалось в небесной сфере, самое явное влияние — как положительное, так и отрицательное — на [со­бытия] этого мира оказывают двенадцать домов. Вот они:

Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог [223], Водолей, Рыбы. (Существует следующий перечень соответствующих тибетских названий до­мов: нагпа (nag pa), сага (sa ga), нрон (snron), чуто (chu stod), дрожин (gro bzhin), трум (khrums), югу (dbyu gu), минтруг (smin grug), го (mgo), гъял (rgyal), чу (mchu), во (dbo). Однако началом цикла обычно считается чу (Водо­лей, январь — февраль). — Прим. перев.)

Бесчисленное количество звезд заключено в этих домах, служащих полем их вращения. Мудрец Джьотирама утверждал:

Знай, что число звезд равно двумстам восьмидесяти пяти миллионам.

Далее:

В некоторых текстах, связанных с Абхидхармой, говорится, что в небе шести пустых сфер нага видит глазами число звезд.[224]

Таким образом, есть [множество точек зрения], таких как [эта, утвер­ждающая], что [звезд] двадцать восемь миллионов. В центре всех звезд находятся Полярная звезда и звезда Агасти, которые имеют форму украшения-навершия и окружающего его балдахина. Кроме того, считается, что при астрологических вычислениях исход тех или иных действий предсказывают двадцать семь созвездий:

[I] Ашвини [15] Свати
[2] Бхарани [16] Вишакха
[3] Криттика [17] Анурадха
[4] Рохини [18] Джьештха
[5] Мригашира [19] Мула

[6] Ардра [20] Пурвашадха

[7] Пунарвасу [21] Уттарашадха

[8] Пушья [22] Сравана и Абхиджит

[9] Ашлеша [23] Шатабхишадж

[10] Магха [24] Дхаништха

[11]Пурвапхальгуни [25] Пурвабхадрапада
[12] Уттарапхальгуни [26] Уттарабхадрапада
[13] Хаста [27] Ревати

[14] Читра

Созвездия, называемые Абхиджит и Сравана, расположены в одном звездном скоплении, однако их можно считать отдельно, чтобы полу­чилось двадцать восемь созвездий. Если быть кратким, дома, двад­цать восемь созвездий и прочее образовались [раньше планет].

[Дома] расположены по часовой стрелке. Над ними восходят плане­ты, в том числе Солнце и Луна. [Восемь] движутся против часовой стрелки; Раху [движется] по часовой стрелке.

Каждое созвездие разделяется на четыре четверти, и в каждом доме находится девять таких четвертей. Таким образом, Ашвини, Бхарани и одна четверть Плеяд расположены в доме Читра и т. д. [Дома и созвездия] располагаются по часовой стрелке. Первый из домов — Читра, а первое созвездие — Ашвини, поскольку именно оттуда на­чинается движение солнца [в начале года].

Над звездами [225], расположенными в своих домах, восходят плане­ты. Среди них — Солнце в последней четверти Пунарвасу [226], Луна в первой [четверти] Ашвини [227] и т. д. Эти планеты, как правители, управляют домами и созвездиями.

Десять планет: Солнце, Луна, Ангарака, Будха, Брихаспати, Шукра, Шанайшчара, Кету, Раху и Калагни. [228]

Восемь планет, начиная с Солнца и заканчивая Кету, начинают свое естественное движение вокруг горы Меру против часовой стрелки, а Раху и Калагни — против часовой стрелки. Четыре из них: Солнце, Анга­рака, Брихаспати и Шанайшчара — называются пагубными, потому что это правые ветви; а другие четыре: Луна, Будха, Шукра и Кету — называются благотворными, потому что это левые ветви.

I. 2. Время

В этом разделе две части: 1) три разновидности дней и 2) разные способы объяснения четырех эпох.

I. 2.1. Три разновидности дней

Мера продолжительности солнечного дня — шесть дыханий и ше­стьдесят малых мер водяных часов, составляющих одну большую меру водяных часов. Дни луны, солнца и дома определяются по движению луны, солнца и созвездий.

Под одним дыханием подразумевается одно полное дыхание — вдох, пауза и выдох — здорового молодого человека. Шесть дыханий [рав­няются] одной малой мере водяных часов [24 секундам]; шестьдесят малых мер водяных часов равняются одной большой мере водяных часов [24 минутам] [229]; а время [истечения] шестидесяти больших мер водяных часов равняется одному солнечному дню [24 часам]. В сол­нечном дне укладывается двадцать одна тысяча шестьсот дыханий. [За один солнечный день] проходит двенадцать перемещений [230], или мерил времени, причем каждое мерило времени равняется тысяче восьмистам дыханиям, или пяти большим мерам водяных часов. Ме­рило времени — основа всех вычислений времени. Три вида дней — лунный день, солнечный день и день дома [231] — определяются по дви­жению луны, солнца и созвездий.

[Эти три разновидности] дней равняются одной пятнадцатой фазы луны, одному обращению солнца вокруг континентов и одной тридцатой части времени, [требующегося для того, чтобы солнце] прошло через дом. Каждый последующий длиннее предыдущего. Четыре времени года, основанные на лунных месяцах и годах домов, естественным образом сменяют друг друга на земле.

Лунный день равен одной пятнадцатой части времени растущей или убывающей фазы луны; этот период времени немного длиннее, чем пятьдесят девять больших мер времени водяных часов. Солнечный день равен одному [полному] обращению солнца вокруг четырех кон­тинентов — от восхода одного дня до восхода следующего — или одному полному циклу больших мер водяных часов в течение одного дня недели; этот период времени равен шестидесяти большим мерам водяных часов, день дома равен одной тридцатой части времени, за которое солнце проходит через один из двенадцати домов. Этот пери­од времени немного длиннее, чем шестьдесят больших мер водяных часов. Следовательно, солнечный день длиннее лунного дня, а день дома длиннее солнечного.

Одна из этих трех [разновидностей дней] используется как основ­ная единица для вычисления месяца или года [в зависимости] от от­носительной продолжительности времени [которое нужно опреде­лить]. Для периода до месяца главная [используемая мера] — солнеч­ный день, потому что и лунный день, и день дома вычисляются по отношению к солнечному дню. Для месяца главная мера — лунный день. Хотя тридцать лунных дней не равняются тридцати солнечным дням, луна за этот период завершает свой цикл. Следовательно, как основную меру для месяца нужно использовать лунный день.

[С другой стороны] лунный день не используют в качестве меры для года. Причина в том, что если вычесть триста шестьдесят пять солнечных дней из трехсот семидесяти одного лунного дня [составля­ющего год], то получится остаток в шесть дней. Из-за этой разницы [лунный день] не равняется дню года. По этому поводу в «Коммен­тарии к Абхидхармакоше»[232]говорится:

После того как закончатся две половины каждого месяца зимы, весны и лета, в месяце остается лишняя половина дня. Поскольку лунный день не равен дню года, сведущие не признают [лунный день в качестве меры для года].

Как основная единица измерения года используется день дома. При­чина в том, что полный год равняется времени одного полного цикла из четырех сезонов, имеющих равную продолжительность. Для завер­шения такого цикла солнце должно пройти полный круг через двенад­цать месяцев дома, каждый из которых состоит их тридцати дней дома. В тантре Ваджра-дака[233]говорится:

Путешествие солнца, его уход и возвращение, называют годом.

Таким образом, год состоит не более и не менее чем из трехсот шес­тидесяти дней дома или двенадцати месяцев дома.

Период из двенадцати [солнечных или лунных] месяцев, каждый из которых состоит из тридцати солнечных или тридцати лунных дней, не равняется году дома. Чтобы соблюсти такое равенство, необ­ходимо [к году из трехсот шестидесяти лунных дней] добавить еще одиннадцать дней. Точно так же [к году из трехсот шестидесяти сол­нечных дней] нужно добавить чуть больше пяти солнечных дней, что­бы он был равен году дома.

Полный период, за который луна пятнадцать [дней] возрастает и пятнадцать [дней] убывает, составляет лунный месяц. Один год, опре­деляемый полным [циклом, состоящим из] лета, осени, зимы и весны, называется годом дома.

Звездные дома — это места прохождения девяти планет. След­ствие их прохождений для земли — смена четырех времен года. Когда в трех южных скоплениях суши весна, на восточных континентах — лето, на северных — осень, а на западных — зима. [Иными словами, четыре времени года на четырех континентах] сменяют друг друга в направлении против часовой стрелки. Однако в каждом из скоплений суши смена времен года происходит в естественной последовательно­сти (т. е. по часовой стрелке): сначала весна, потом лето, осень и зима. В пространстве присутствуют двенадцать мерил времени. Одно такое мерило определяется как время, за которое планета проходит один дом. [Как упоминалось выше, в каждом созвездии есть четыре четверти] и один дом состоит из девяти таких четвертей. В итоге все планеты проходят двенадцать мерил времени. Однако утверждение, что все дома двенадцати мерил времени планеты проходят [точно] за один год, верно только для движения солнца. [234] Точно так же только солнце проходит двенадцать мерил времени, тогда как дома появляют­ся целиком один раз каждый день.

Наши рекомендации