Самостоятельная работа студентов

Международная

«Лига развития науки и образования» (Россия)

Международная ассоциация развития науки,

Образования и культуры России (Италия)

НОУ ВПО «Институт управления»
(г. Архангельск)

----------------------------------------------------

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

Учебно-методические материалы для студентов

Дисциплины «ФИЛОСОФИЯ»

для студентов направлений:

080200.62 Менеджмент,

080100.62 Экономика,

230700.62 Прикладная информатика

030900.62 Юриспруденция

профили подготовки:

«Финансовый менеджмент,

«Финансы и кредит»,

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

«Прикладная информатика в экономике»

«Гражданское право»,

«Уголовное право»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Ярославль

филиал «Института управления»

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Самостоятельная работа студентов………………………………….
2. Методические рекомендации для студентов………………………..
3. Рекомендуемая литература……………………………………………
4. Примерная тематика контрольных работ……………………………
5. Программные вопросы для подготовки к экзамену…………………
6. Примерные варианты тестов по дисциплине………………………..

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу по направлению подготовки «Менеджмент» отводится 85,64% учебного времени, по направлениям подготовки «Прикладная информатика», «Экономика», «Юриспруденция» – 84,02%.

Самостоятельная работа студентов представляет собой осознанную познавательную деятельность студентов, направленную на решение задач, определенных преподавателем.

В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:

– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методические материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала (Института) в помощь студенту;

– изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях;

– осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи;

– самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины;

– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса;

– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;

– развивает навыки научно-исследовательской работы.

Аудиторные и самостоятельные формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им системы знаний по дисциплине «философия». Используя рекомендуемую учебную, учебно-методическую, научно-популярную и научную литературу, конспекты лекций, дополнительную литературу, в том числе периодические издания, проявляя творческий подход к подбору и изучению большого количества информации, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как закрепление, углубление и систематизацию своих теоретических знаний, важный этап формирование умения анализировать и усваивать новейшие естественно-научные знания и противостоять антинаучным их толкованиям.

Самостоятельная работа начинается с внимательного ознакомления студента с содержанием каждой темой курса. Вопросы темы ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме, позволяют выбрать наиболее подходящий учебник или учебное пособие. Вопросы, составляющие содержание темы, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область естествознания. Все эти вопросы необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.

В то же время любая наука, в том числе и «философия», имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия – это та основа, на которой строится любая наука. Понятия – узловые, этапные моменты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности. Без ясного понимания сути научных понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится расплывчатым, поверхностным, а, значит, и трудно излагаемым как на практических занятиях, так и на итоговом зачете.

Следует помнить, что «понятия» в науке имеют узкий и широкий смысл. Понятие в узком понимании – это определение того или иного факта, явления, предмета. Такие определения составляют категориально-понятийный аппарат. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела. Такие определения важно понять, осмыслить и запомнить. Когда вам встретятся новые понятия и категории, не пропускайте их без внимания. Обязательно выясните, что они означают. Если ответа в используемом вами учебнике или учебном пособии нет, то обратитесь к словарю. Дальнейшая самостоятельная работа без выяснения смысла новых понятий и категорий будет затруднена или в достаточной степени формальна.

Понятия в широком смысле есть обобщенная концептуальная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы, параграфа вносится слово «понятие», это первый признак того, что в данном случае речь идет не об определении, а о сжатой, обобщенной концептуальной характеристике изучаемого явления.

Каждый учебник или учебное пособие имеют свою логику построения, которая, естественно, не совсем совпадает с логикой предлагаемой учебно-методическим комплексом Программы учебного курса. Одни авторы более широко, а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. Один выделяет ее в отдельную главу, а другие включают в состав главы. Учебник или учебное пособие, во всяком случае, основные, постоянно используемые в работе источники, целесообразно изучать последовательно, глава за главой, как это сделано в них. При этом, постоянно обращаясь к программе курса, следует отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной логической последовательности) рассмотрены в данной главе учебника, учебного пособия достаточно хорошо, а какие опущены. По завершении работы над учебником у студента должна быть ясность в том, какие вопросы Программы он уже изучил, а какие ему предстоит изучить по другим источникам.

Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя не является озвученным учебником, а представляет плод его творчества. Он читает авторский курс со своей логикой, со своими теоретическими и методическими подходами, с использованием личного научного и практического опыта. В своих лекциях преподаватель стремится преодолеть отдельные недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение в первую очередь наиболее сложные и узловые вопросы, которые вызывают наибольшие затруднения у студентов.

Сетка часов, отведенная для лекционного курса, не позволяет реализовать в лекциях всей учебной программы. Исходя из этого, каждый лектор создает свою тематику лекций, которые в устной или письменной форме представляет студентам при первой встрече. Кафедра не допускает стандартизации лекционных курсов. Именно поэтому в учебно-методическом комплексе отсутствует подробный план лекционного курса, а дана лишь его тематика, носящая для лекторов рекомендательный характер. Кафедра рассматривает и утверждает планы авторских лекционных курсов каждого преподавателя.

Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости.

К текстуальной (стенографической) записи лекции не надо стремиться. Важно зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. Пока еще лекция в памяти надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с программой и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обратиться и к учебнику. Лекции и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

Особое внимание следует обратить на изучение тех тем и вопросов курса, которые так или иначе связаны с осваиваемой студентом специальностью и могут быть востребованы в будущей практической деятельности специалиста.

В качестве видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов предусмотрены:

· подготовка к лекциям и другим видам занятий;

· самостоятельная работа студентов по изучению тем (разделов) дисциплины, определенные для самостоятельной работы студентов;

· подготовка к сдаче экзамена.

Наши рекомендации