Исходные предпосылки для успешного освоения курса

Заочный Курс Вайшнавского Образования

(Учебное пособие)

Часть I. Вайшнавская Философия

Яшомати-нандана дас

Яшомати-нандана дас (Паршиков Юрий Алексеевич)

Заочный Курс Вайшнавского Образования (учебное пособие).
Часть I. Вайшнавская философия.

Настоящая книга является первой частью трехтомного учебного пособия по фундаментальным основам философии, практики и культуре Вайшнавизма, составленного по поручению Российского Национального Совета Международного Общества Сознания Кришны. Книга адресована в первую очередь последователям Движения Сознания Кришны, желающих углубить свое понимание этой древней духовной традиции. Кроме того, будучи своего рода энциклопедией сознания Кришны, она также будет интересна исследователям в областях философии и религиоведения, а также всем интересующимся философией, практикой и культурой Вайшнавизма.

E-Mail: [email protected]

© Яшомати-нандана дас, 2000

Среднее Ваишнавское Образование – заочный курс

Учебное пособие для «продолжающих»

Предисловие

Дорогой друг,

Пожалуйста, примите наши почтительные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

Где-то в начале 1994 года после многих лет стихийного и довольно-таки «самодеятельного» развития сознания Кришны в стране все почувствовали необходимость делать это более профессиональным, систематическим образом. Среди многих вещей, которые предстояло сделать в Российском ИСККОН[1] одно из первых мест занимало создание системы духовного образования для преданных. Примерно к тому же времени группа европейских преданных разработала целостную концепцию таких образовательных программ, назвав ее VTE – «Vaisnava Training and Education» или «Обучение и Подготовка Преданных». В рамках этой концепции была детально разработана так называемая «Программа обучения Бхакт» – курс, дающий начинающему преданному овладеть основами философии, практики и системы ценностей сознания Кришны.

Программа курса была переведена на русский язык и в принципе можно было уже начинать ее вводить. Но, к сожалению, выяснилось, что на русском языке доступно слишком мало исходных материалов – большинство книг Шрилы Прабхупады еще не переведены, что уж говорить о другой Ваишнавской литературе. Совместными усилиями нам удалось подготовить около 350 страниц материалов, который можно было использовать для подготовки занятий. Что-то переводилось с английского, где-то мы писали собственные небольшие комментарии и рекомендации по проведению занятий. Таким образом во многих храмах начались систематические курсы по «Программе обучения Бхакт». К настоящему времени через этот курс «среднего» образования прошло уже несколько сотен преданных.

В феврале 1997 года Российским Национальным Советом ИСККОН[2] было принято решение, что для получения духовного посвящения преданному необходимо пройти и успешно сдать экзамены по курсу «Программы обучения Бхакт». Это создало определенные трудности, в первую очередь для прихожан, поскольку не все имеют возможность посещать занятия в полном объеме – 4-5 раз в неделю по полтора часа занятий в храме плюс домашние задания и плюс экзамены. Кроме этого не во всех проповеднических центрах или центрах Нама-хатта имелись квалифицированные преподаватели.

В октябре 1997 года Национальный Совет принял решение о необходимости разработке заочного курса Ваишнавского Среднего Образования. С благословения и при помощи и поддержке многих преданных мы приступили к разработке учебного пособия, системы аттестации для «студентов», а также методических рекомендаций для преподавателей. Поэтому мы молим о милости Шри Шри Гуру и Гауранги, чтобы Они дали нам разум сделать что-нибудь полезное для служения Их миссии. Шрила Прабхупада пишет в «Чаитанья-чаритамрите», что преданный не должен беспокоиться, будет ли его работа принята и опубликована – он делает это просто ради собственного очищения. Поэтому мы просто смиренно следуем по его стопам, и если из этой работы что-нибудь получится, то это не имеет никакого отношения к нам – это лишь проявление милости Шрилы Прабхупады и его дорогих преданных, наших духовных учителей. Вместе с тем все несовершенства, которые Вы обнаружите здесь – это результат нашего собственного невежества, и мы будем очень признательны Вам за все Ваши замечания и предложения в наш адрес.

ом агьяна-тимирандхасйа гьянанджана-шалакайа
чакшутр унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

шри-чаитанья-мано ‘бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне глаза и рассеял тьму лучами знания. Я склоняюсь перед ним в глубоком почтении.

Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупада, принявший на себя в этом материальном мире миссию Господа Чаитаньи, чтобы выполнить Его сокровенные желания, даст мне приют у своих лотосных стоп?

ванде’хам шри-гурох шри йута-пада
камалам шри-гурун ваишнавамш ча
шри-рупам саграджатам саха-гана-
рагхунатханвитам там са-дживам

садваитам савадхутам париджана-
сахитам кришна-чаитанья-девам
шри-радха-кришна-падан саха-гана-
лалита-шри вишакханвитамш ча

Я припадаю к лотосным стопам моего духовного учителя и стопам всех Ваишнавов и выражаю им свое глубокое почтение. Я припадаю к лотосным стопам Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатаны Госвами, а также Рагхунатхи Дасы и Рагхунатхи Бхатты, гопалы Бхатты и Шрилы Дживы Госвами и выражаю им свое глубокое почтение. Я выражаю свое глубокое почтение Господу Кришне Чаитанье и Господу Нитьянянде, а также Адваите Ачарье, Гададхаре, Шривасе и другим их сподвижникам. Я выражаю свое глубокое почтение Шримати Радхарани и Шри Кришне, а также их спутницам Шри Лалите и Вишакхе.

хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намо ‘сту те

О мой дорогой Кришна, Ты друг бедствующих и источник творения. Ты повелитель гопи и возлюбленный Радхарани. Я склоняюсь перед Тобой в глубоком почтении.

тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прийе

Я почтительно склоняюсь перед Радхарани, царицей Вриндавана, чье тело цветом подобно расплавленному золоту. Ты дочь царя Вришабхану, и Ты очень дорога Господу Кришне.

ванчха-калпатарубйаш ча крипа-синдхубхйа ева ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

Я выражаю свое глубокое почтение всем Ваишнавам, преданным слугам Господа Кришны. Они могут выполнить желания каждого, подобно древу желания, и полны сострадания к падшим душам.

шри кришна чаитанья прабху нитйананда
шри адваита гададхара шривасади-гаура бхакта вринда

Я выражаю свое глубокое почтение Шри Кришне Чаитанье, Прабху Нитйананде, Шри Адваите, Гададхаре, Шривасе и всем остальным, следующим путем преданного служения.

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Ваш слуга

Яшоматинандана д.

Введение

Программа настоящего курса построена на основе «Базового курса обучения для преданных» системы VTE. Изменения и добавления, которые мы сделали, обусловлены тремя причинами:

1. Необходимость адаптировать курс к заочной схеме образования, ориентированной главным образом на прихожан

2. Учет специфики развития движения сознания Кришны в России

3. Учет современных глобальных тенденции развития Международного Общества Сознания Кришны

В Главе 1 Вы познакомитесь с организационными принципами функционирования ИСККОН. Глава 2 представляет древнюю историю ведической культуры и место в ней ИСККОН. В Главах с 3-й по 5-ю излагаются основы философии сознания Кришны.

Глава 6 в деталях и подробностях отвечает нам на вопросы, касающиеся повседневной практики преданного служения – как привнести сознание Кришны в свой повседневный образ жизни. Глава 7 описывает возвышенные правила этикета взаимоотношений для преданных, правила для «истинных леди и джентльменов», как говорил Шрила Прабхупада. Глава 8 описывает ведическое социальное устройство общества – варнашрама-дхарму – и дает множество практических рекомендаций и советов по внедрению принципов варнашрамы в своей жизни. Глава 9 описывает роль Храма в жизни преданного

Вечную свежесть Ваишнавской традиции мы сможем ощутить, знакомясь в Главе 10 с историей движения Сознания Кришны и жизнеописаниями выдающихся преданных со времен Шри Чаитаньи Махапрабху.

В Главе 12 мы подробно знакомимся с различными проповедническими программами ИСККОН и тем, каким образом мы можем принять в них участие. Глава 13 описывает нам программы в рамках еще одного чрезвычайно важного аспекта проповеднической деятельности ИСККОН – «Ваишнава-севы» или служение преданным (в рамках которого, например, и составлен настоящий курс).

Глава 14 позволяет нам увидеть ИСККОН как неотъемлемую часть окружающего нас общества, понять какой практический вклад мы можем сделать в решение реальных проблем нынешнего времени. Глава 15 поможет нам заглянуть в будущее, связанное со строительством легендарного «чудо-храма» в Майапуре и понять, как мы можем стать частью этого будущего. И, наконец, после того, как мы увидели, услышали и ощутили «мир ИСККОН», в Главе 16 мы узнаем, как принять прибежище у истинного духовного учителя, который даст нам ключ к дверям этой трансцендентной реальности.

Курс составлен так, что материал излагается параллельно по двум линиям. Первая – это структурированная информация в виде определений и разъяснений к ним, вопросов и ответов, практических рекомендаций, таблиц, схем и т.д. Такое изложение материала способствует лучшему его запоминанию, облегчает подготовку к экзаменам и помогает пользоваться учебником как справочной литературой. Наряду с этим читатель найдет в книге множество историй, пояснений и рисунков, которые не только иллюстрируют материал, но и делают процесс обучения живым и увлекательным. В тексте учебника Вы найдете множество заданий, выполнение которых поможет Вам закрепить изученный материал. Успешно справившись с этими заданиями, Вы получаете зачет по прохождению заочного курса среднего Ваишнавского образования, что является необходимым условием для получения рекомендации на первое посвящение. Итак, в добрый путь!

Исходные предпосылки для успешного освоения курса

Предполагается, что:

1. Вы прошли курс начального образования в сознании Кришны[3] и имеете базовые понятия о философии, практики и системе ценностей сознания Кришны:

1.1. Философия: Положение Верховной Личности Бога, живого существа, материальной природы; временные циклы, закон кармы

1.2. Практика: повторение святого имени, проведение служб, общение с преданными, предложение пищи

1.3. Ценности: искренность, бескорыстие, уважение к преданным, уважение к авторитету духовного учителя, святых личностей и священных писаний

2. Вы практикуете сознание Кришны по крайней мере на уровне «Кришна-Садхак», что подразумевает:

2.1. повторение по меньшей мере 8 кругов Харе Кришна мантры на четках

2.2. отказ от употребления в пищу мяса, рыбы, яиц,

2.3. отказ от употребления одурманивающих веществ (спиртное, сигареты, наркотики),

2.4. азартных игр,

2.5. внебрачных связей с представителями противоположного пола

3. Вы поставили для себя цель (постепенно) готовиться к принятию духовного учителя и посвящения у него

4. У Вас есть духовный наставник (куратор), который помогает Вам:

4.1. Создать в своем окружении среду, благоприятную для развития сознания Кришны

4.2. Продвигаться в следовании стандартам садхана-бхакти

4.3. В постижении духовного знания (в частности этого курса) и применения его на практике

4.4. Культивировать ценности сознания Кришны

4.5. Овладевать принципами Ваишнавского поведения

4.6. Заняться практическим служением в движении сознания Кришны

Наши рекомендации