П. 1. Мир Богато Украшенный

В этом разделе две части: 1) общее описание мира Богато Укра­шенный и 2) описание отличительных черт миров внутри Богато Украшенного.

II. 1.1. Описание Богато Украшенного

Мир Непревзойденный свободен от привнесенного загрязнения и лежит за пределами переживаний трех миров — это нераздельная исконная мудрость. В этом самопроявленном, самовозникшем [мире] Богато Украшенный пребывает Вайрочана, Великое Ледниковое Озеро Мудрости; в каждой его поре заключен миллиард миров.

Просветление обретают тогда, когда по природе чистое дхармадхату [ума] свободно от привнесенного загрязнения и становится неотдели­мым от исконной мудрости. Место, где это происходит, называется Непревзойденным [106]. Оно не ограничено каким-то одним местом или направлением, как образы сновидения, которые появляются везде, где бы ты ни заснул.

«Непревзойденное» место просветления не принадлежит к за­блуждающемуся, кармическому видению непросветленных существ, но лежит за пределами [всего воспринимаемого] в трех мирах. Это естественное проявление [просветления] есть чистая страна, и в ней находится небесный дворец исконной мудрости без направлений и разделений, убранный бесконечно разнообразными украшениями. Облака подношений и украшений полного наслаждения появляются сами собой и заполняют все пространство.

В этом месте, столь «богато украшенном», пребывает олицетво­рение свободного от усилий полного блаженства всех будд, именуе­мый Вайрочана, Всеозаряющий, Великое Ледниковое Озеро Мудро­сти. В каждой поре его тела содержатся сотни миллиардов миров, не говоря уже о бесконечных океанах миров, существующих во всем его теле. Кроме того, внутри каждого атома [каждого из миров] прояв­ляются миры, бесчисленные, как атомы [всего] этого мира. Внутри одного образа [Вайрочаны] проявляются бесконечные океаны его образов. Каждый образ проявляется так, словно он объемлет все бесконечные океаны его образов и миров. Все это существует благодаря великому чуду, выходящему за рамки [обычного] восприя­тия. [В «Молитве о превосходном» [107] ] говорится:

В [пространстве] столь малом, как кончик волоса, повсюду без исключе­ния, пребывают океаны будд и океаны миров, несметные и существую­щие на протяжении всех времен. Океан кальп практикуя [превосходное] поведение, я намерен посетить их все!

II. 1.2. Отличительные черты миров внутри Богато Украшенного

Их местоположение, очертания, размеры, долговечностьи строение непостижимы.

Во-первых, касательно отличий в местоположении [или строении], в сутре «Украшение из цветов» [108] говорится:

Одни океаны миров чистого света пребывают в бесконечности простран­ства; другие имеют природу света и пребывают в океанах драгоценностей.

Далее:

Многие океаны миров выходят за все границы и пребывают в обширном море лотосов.

Далее:

Обширные океаны миров пребывают в благодати будд.

Жизнь этих миров зависит от четырех элементов, действий живых существ, благодати будд и тому подобного. Эти миры возникают во всем разнообразии их строения, например: пересекающиеся, перевер­нутые, лежачие.

Во-вторых, касательно отличий по очертаниям [109]:

Одни миры круглые, другие треугольные, третьи кажутся квадратными, четвертые [в форме] колес с восемью спицами, драгоценностей или лото­сов; все они созданы океанами действий [существ].

В-третьих, [касательно отличий в] размерах:

Каждая из десяти мировых систем, начиная с Шафранового Знамени и заканчивая Сверкающим Лотосом, размерами и качествами превос­ходит следующую в десять раз. [Некоторые миры] проявляющиеся ныне, такие как Восхитительный [110] и Блаженный [111], очень обширны, а наш мир, мир Претерпевания, и тем более мир Размером с Большой Палец [112] (мир будды по имени Наслаждение Звездами), а также дру­гие [миры] чрезвычайно малы. Чистое Скопление, мир Всевидящего Наставника, который проявится в грядущем, будет безмерно велик. Подобных [описаний] очень много.

В-четвертых, [касательно отличий в] долговечности [113]:

Одни миры [существуют] только одну кальпу, другие — несколько кальп. Третьи, говорят, [существуют] столько десятков миллионов кальп, сколько содержится в них частиц.

В-пятых, касательно отличий в убранстве [114]:

Некоторые миры богато убраны миллионами украшений миров. Эти мно­гообразные украшения проявляются как мириады зрительных иллюзий.

Некоторые отличия в присутствии будд указаны в следующих словах [115]:

В одних мирах будд нет; в других будды есть; в третьих есть один будда; в четвертых — много будд.

[Касательно отличий в] свете [116]:

В некоторых мирах света нет.

Вслед за этим упоминанием о мирах темных, страшных и мрачных дальше говорится так [117]:

В некоторых — свет богов.

Точно так же, [118][некоторые миры освещены]

...светом дворцов, ...светом солнца и луны, ...естественным светом, све­том деревьев, ...светом гор, ...светом драгоценностей, ...светом светиль­ников, ...светом будд.

Далее [119]:

В некоторых мирах есть свет лотосов.

Далее:

В [иных] — свет благовонных вод.

Далее:

Эти миры очищены силой обетов бодхисаттв.

Другое отличие заключается в том, состоит ли [мировая система] из четырех континентов. Наша миллиардная мировая система [120]подраз­деляется на множество четырехконтинентных [мировых систем], тогда как Блаженный, а также некоторые другие миры — плоские, как ладонь. Среди тех, которые состоят [из четырех континентов], есть множество разных размеров [континентов].

Кроме того, есть отличия в наслаждениях. Например, в мире Истинно Радостном боги желают быть людьми. Огромная гора [образующая ось четырехконтинентной мировой системы] может быть разной [в разных мирах]. Есть различия и в особенностях существ: одни обладают клешами, другие же воплощают чистоту и т. д. Миры существуют в непостижимом многообразии.

Наши рекомендации