Развитие диалектики Марксом
Во второй половине 50-х годов Маркс занимается интенсивными научными исследованиями в политической экономии. Наряду с этим большое место в его творчестве занимают работы публицистического характера статьи по международной политике, экономическому положению в разных странах Европы, памфлеты. В 60--70-е годы большое место в творческой работе Маркса занимает теоретическое руководство деятельностью Международного Товарищества Рабочих (I Интернационал) и помощь развивающимся рабочим партиям Германии, Франции, Англии и др. Среди статей, памфлетов, манифестов и партийных программ, написанных Марксом в эти годы, многие вносят серьезный вклад в развитие социально-философских оснований марксизма: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1851 -1852); статьи о британской колонизации Индии (1853), «Господин Фогг» (I860) и др. Следует также отметить теоретическое значение переписки Маркса с Энгельсом, Ф. Лассалем, Л. Кугельманом и др. Особый интерес в творчество Маркса вызывают его размышления о России, о перспективах ее дальнейшего исторического развития. В текстах Маркса тема России постепенно усиливается, что соответствует развитию русского революционного движения. Чрезвычайно важна и полемика с М. Л. Бакуниным.
Затем письмо Маркса в редакции журнала «Отечественные записки», переписка с Н. Ф. Даниельсоном, известное письмо В. И. Засулич и дp. Среди программных документов I Интернационала, написанных Марксом, теоретически наиболее значимы материалы о франко-прусской войне 1870 года и Парижской коммуне. В последние годы в связи с полемикой о сущности социализма резко возрос интерес, к знаменитой работе Маркса «Критика Готской программы». Среди документов I Интернационала огромное значение имеют работы Маркса о Парижской коммуне и др. Результаты исследования законов внутренней жизни, «анатомии и физиологии» капиталистического общества были наиболее полно изложены Марксом в первом томе «Капитала» (1867). «Капитал» сделался главным теоретическим источником понимания пролетариатом своего исторического призвания, смысла своей борьбы.
Природа товара и денег, труда и капитала, образование прибавочной стоимости и природа эксплуатации, значение разделения труда, влияние машинной индустрии на положение рабочего и развитие производства, природа товара «рабочая сила», особенности заработной платы, закона накопления и расширения капитала, его исторические тенденции - решение всех этих проблем стало основанием, для выводов Маркса о неизбежности превращения частнокапиталистического производства в общественное, самоуничтожения капиталистического строя и капитала и перехода общества к социалистическим общественным отношениям.
Изложенная в первом томе «Капитала» экономическая теория была результатом всесторонней критической переработки предшествующей политико-экономической науки. В ходе исследований, по мере приближения к фундаментальным теоретическим обобщениям, Маркс все более задумывался над проблемами метода. Серьезные и принципиальные обобщения были сделаны в неоконченном «Введении» к «Экономическим рукописям 1857-1859 годов» (первоначальный вариант «Капитала»).
Размышления о важнейших положениях гегелевской диалектической методологии были изложены Энгельсом в рецензии на первый выпуск работы Маркса «К критике политической экономии», вышедшей в 1858 году. В 60-е годы об отношении к диалектике Гегеля неоднократно пишет сам Маркс- -- в первом томе «Капитала», письмах и рукописях того времени.
Размышления о методе не нашли выражения в особой работе (хотя Маркс и собирался ее написать, и Энгельс после его смерти искал рукопись под названием «Диалектика» в его архиве). Однако Маркс сознательно и полно применил свое понимание диалектики в работе над «Капиталом» и оставил ряд точных указаний относительно этого понимания. Под влиянием Маркса большое внимание разработке диалектического метода уделил в зрелые годы и Энгельс.
Новации, внесенные марксизмом в материализм, заключаются в применении материализованной гегелевской диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи -- мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика -- это отражение -- верное или неверное -- в головах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма -- в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.
Слабости марксизма достаточно известны и доказаны, особенно практикой его воплощения в нашей стране. Тезис «практика -- критерий истины» сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости -- в преувеличении роли экономики и политики и недооценке духовности, настрое на революционное изменение (при очевидной закономерности эволюционного развития мира), игнорировании человека как личности и индивидуальности.