Пон. общественного произ-ва. Материальное- произ-во и его структруры

Процесс общественного производства включает в себя две сферы: материальное и нематериальное (духовное) производство.
Истоки данного разграничения сфер общественного производства коренятся в двойственной природе человека. Человек - не просто биологическое, но и социальное существо. Таковым его делает сознание - способность к активному отражению реальности. В отличие от животного человек для удовлетворения своих потребностей не приспосабливается к природе, а активно воздействует на нее. Для удовлетворения материальных потребностей служит материальное производство, для духовных - духовное.

Духовное производство осуществляется не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это производство духовных идей, теорий, духовных ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, который представляет собой отражение реального мира.

Материальное производство - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Результатом материального производства являются материальные вещи. Без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии.

Материализм подчеркивает, что в конечном счете именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. История общества рассматривается в первую очередь как история способов производства. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а как производится, какими средствами труда.

Духовная жизнь об-ва. Общественное сознание.

Духовная жизнь общества – это та сфера бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

Традиция изучения «духа» была заложена еще Платоном, который и самою философию понимал как учение об идеях.

Общественное сознание - это совокупность взглядов, представлений, настроений, чувств, традиций, идей, теорий, отражающих общественное бытие в целом или его отдельные стороны в сознании людей. Общественное сознание составляет

духовную культуру общества и человечества.

О.С. можно разделить по след. признакам:

· по степени отражения бытья:

1. Обыденное; 2. Теоретическое; 3. Общественная психология.

С точки зрения материальных его носителей: 1. Общественное; 2. Индивидуальное.

Сознание бывает: 1. Политическое; 2. Экономическое; 3. Правовое; 4. Нравственное (нравы, обычаи); 5. Религиозное; 6.Эстетическое (взгляды, идеалы, вкусы); 7. Естественно научное; 8. Экологическое.

Соц.структура об-ва

Любое общество - это не просто группа отдельных индивидов, а определенная система социальных связей, отношений, тенденций и закономерностей развития.

Социальная структура объединяет прежде всего социально-классовые элементы (классы и общественные слои) К ней относятся также такие структуры, как социально-этническая (род, племя, народность, нация) социально-демографическая, связанная с делением людей на группы по возрасту, полу и другим демографическим признакам (молодежь, женщины, пенсионеры) К важным элементам социальной структуры общества относятся также трудовые коллективы, население и население села, работники физического и работники умственного труда, семьи'я.

зависимости от количественного состава социальные общности подразделяются на:

- большие (классы, нации, профессиональные и отраслевые группы и т.п.);

- средние (территориальные общности, производственные коллективы и т.д.);

- малые (семья и другие).

Социальная структура общества - понятие историческое Каждый тип общества в зависимости от характера и способа производства имеет определенную социальную структуруу.

Основным критерием при дифференциации классовых общностей является их отношение к собственности (владения, пользования, распоряжения).

Историческими формами общности людей принято счи­тать: род, племя, народность, нацию. Это - исторически восходя­щие формы объединения людей. Род - это коллектив кровных родственников, осуществляющий совместное производство, по­требление, самозащиту и воспитание подрастающего поколения. Племя - это совокуп­ность родов. Родоплеменному строю свойственна неполитиче­ская организация общественной жизни.

Народность формируется как союз племен, но на основе разложения родоплеменной организации общественной жизни. Центр хозяйственной жизни перемещается в семью, выделив­шуюся из рода, а власть становится политической, ибо возникает государство, призванное гармонизировать интересы различных групп населения и отдельных людей, отстаивать территориаль­ную целостность и охранять границы проживания народа. На основе народности или народностей образуется нация. Нация - это социокультурная общность людей. По определению М. Вебера, нация - это человеческое сообщество, объединенное общностью языка, религии, обычаев или судьбы и стремящееся к созданию собственного государства.

Наши рекомендации