Самосовершенство основы проявляется как восемь врат
Исходная основа изначально чистого (внутреннего) дхармадхату [называется] юным телом-сосудом. Когда печать на нем сломана, ветер-энергия исконной мудрости приходит в движение. Вследствие движения ветра-энергии мудрости из основы бытия проявляется ригпа. Это ригпа предстает как восемь врат самосовершенства бытия. Одновременно наверху, словно безоблачное небо, проявляется изначально чистая дхармакая. Прямо напротив возникает проявление заполняющих пространство миров ясного света самбхогакаи. Из созидательной энергии ригпа внизу возникает великое проявление основы. Еще ниже, из созидательной энергии ригпа возникает проявление самбхогакаи, а [вокруг него] в главных и промежуточных направлениях появляются миры природной нирманакаи. Еще ниже через врата круговорота бытия появляются неисчислимые миры — личные восприятия шести разрядов существ.
Все возникает само собой из проявления восьми врат самосовершенства бытия, а потому называется великим одновременным проявлением сансары и нирваны. Когда внутренняя ясность проявляется как внешняя ясность [т. е. проявление сансары и нирваны], нескончаемое пространство природы [этого проявления] — это врожденная ясность; проявление природы — это пять светов, изначальное сияние; а проявление ее энергии — это естественное качество пустоты, подобной безоблачному небу.
Восемь врат проявления описываются в«Тантре великой красоты и счастья»:[299]
Нескончаемое пространство — это [врата, через которые основа бытия] проявляется как энергия.
Нескончаемое видение — это [основа], проявляющаяся как света.
Нескончаемое наслаждение — это [основа], проявляющаяся как исконная мудрость.[300]
Нескончаемая сущность — это [основа], проявляющаяся как каи.
Нескончаемое воззрение — это [основа], проявляющаяся как недвойственность.
Нескончаемый метод — это [основа], проявляющаяся как свобода от ограничений.
Чистота исконной мудрости — это врата к совершенству.
Нескончаемая энергия — это [врата] к нечистой [сансаре].
Эти [восемь] — драгоценности, исполняющие желания.[301]
Если объяснить подробнее, то [миры] самбхогакаи проявляются из созидательного движения сущности [основы]. Природные миры нирманакаи проявляются из созидательного движения способностей [составляющих природу основы]. Врата сансары проявляются из созидательной способности энергии как подобное сновидению личное восприятие. Хотя проявления основы происходят именно так, заблуждение и свобода от заблуждения не обладают реальностью по отношению к сущности проявлений основы. Врата самосовершенства основы неотъемлемы от проявления основы: это фактор, который делает возможным восприятие чистых миров и нечистых иллюзорных види-мостей.
[Проявление основы] — это опора свободы, а изначальная чистота — это место свободы; таково ключевое различие. Иными словами, если происходит узнавание сущности проявления, то проявление служит условием освобождения а следовательно, рассматривается как опора освобождения. Если же узнавания не происходит, то проявление служит условием заблуждения, а следовательно, считается опорой заблуждения. Например, белая раковина может служить условием для ошибочного [восприятия ее] как желтой. На самом деле [проявление основы] — не заблуждение, но считается таковым,[302] если служит условием заблуждения.
Освобождение как [<обретение состояния> изначального будды] происходит следующим образом. В то мгновение, когда возникают проявления основы, человек воспринимает их как свое собственное внутреннее сияние, а не как нечто иное. Вследствие этого движение [умопостроений] прекращается само собой: в первое мгновение [движения] узнавание того, что проявления есть внутреннее сияние, влечет за собой постижение. Это постижение и определяет разницу [между свободой и заблуждением].
Сразу после этого заблуждение рассеивается и проявляется исконная мудрость. В это время основа полностью развивается в плод [т. е. пробуждение]. Это возврат к просветлению, постижение изначального просветления в собственной природе. Когда самопроявления растворяются в изначальной чистоте, плодом становится пробуждение в самой основе бытия, прежде чем [из основы] проявится что-либо еще. [Олицетворение] этого пробуждения — просветленный учитель, именуемый Всеблагим.
II. 2.3.2.2.2.2. Почему существа не узнают основу бытия
В этом разделе две части: 1) общее описание возникновения заблуждения и 2) подробное описание формирования тела.
II. 2.3.2.2.2.2.1. Общее описание возникновения заблуждения
Когда возникают шесть видов познавания, три причины и четыре условия [создают заблуждение]: <если> нет понимания природы проявлений основы, [возникают] совокупности из пяти факторов, основанные на <представлении> о субъекте и объекте. Вследствие процесса двенадцатичленного взаимозависимого возникновения [колесо] вращается.
Как возникает заблуждение? [Если обрисовать кратко]: вследствие причины (трех неведений) и четырех условий (нечистого представления об объекте) сознание ошибочно понимает видимости [основы] из-за [двойственного] восприятия субъекта и объекта. Когда это происходит, ничем не сдерживаемое действие шести [видов] хватающегося познавания вызывает возникновение шести клеш [303], проявляющихся как скрытые кармические следы, которые сковывают ригпа. В этот момент наступает заблуждение относительно видимостей шести объектов [304], выражающееся в неузнавании, что такие видимости по своей сути есть [исконная мудрость — ригпа], то есть основа их проявления.
По мере того как кармические следы усиливаются, вследствие [двойственного восприятия] субъекта и объекта возникают различные факторы, такие как скандхи, объекты чувств и прочее (объединенные в группы по пять). Двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения развертываются в своей последовательности и побуждают вращаться подобный сновидению круговорот бытия.
Объясню подробно: когда из основы проявляются [видимости], созидательное движение энергии естественно проявляется как познание, то есть ясность и ригпа, способные различать объекты. Вследствие неузнавания сущности [видимостей], вместе с видимостями проявляются три аспекта неведения. Неведение, по природе тождественное [ригпа] [305], причина [заблуждения], — это неспособность постичь, что познание и есть само [ригпа]. Вместерожденное неведение — это одновременное возникновение познания и неузнавания его истинной природы. Неведение как следствие представлений — это восприятие собственных проявлений как чего-то «другого».
Далее заблуждение усугубляется из-за четырех условий: условие-причина — это неузнавание того, что проявление основы возникает из себя самого; объективное условие — это проявление [основы] как [внешних] объектов; господствующее условие — это восприятие [объектов] как «я» и «мое»; а непосредственное условие — это сочетание трех предшествующих условий.
В общем, неведение служит причиной заблуждения, а явление объектов познанию служит дополнительным условием.
Шесть омрачений проистекают из аспекта сущности неведений. В тантре «Самопроявленное ригпа» [306] говорится:
Неведение-ум — корень всего круговорота бытия;
Неведение, пронизывающее область объектов, которое ведет к заблуждению;
Неведение внутри своей основы — опора заблуждения;
Неведение умопостроений — хватающегося субъекта;
Неведение, следующее по пути, им же искусственно сотворенному;
Неведение заблуждения — неузнавание.
Из-за этих шести родов неведения [природа] самопроявления не видна.[307]
Неведение порождает возникновение шести хватающихся познавании: это 1) ум и его движения; 2) сознание, познающее само себя; 3) восприятие объектов; 4) распознавание объектов; 5) отвлечение на объекты; 6) грубые клеши. Все это разновидности настойчивого схватывания, и все вместе они составляют шесть омрачений.
Эти факторы заблуждения гонят живых существ через двенадцать звеньев зависимого возникновения. Взаимосвязь между двенадцатилетним [циклом] и двенадцатью месяцами [года] с внешней стороны и двенадцатью клешами с внутренней стороны делает возможной работу двенадцати опор чувств [308]. Таким образом, двенадцать звеньев зависимого возникновения развиваются из нечистого [фактора неведения] в такой последовательности.
Когда возникают проявления основы, благодаря созидательной способности ригпа появляется познавание, вместерожденное с неузнаванием [собственной природы как проявления основы], — это и есть неведение. Проистекающие от него заблуждения, или «формирующие действия», приводят к исследованию внешнего объекта, то есть к сознанию. Сознание влечет за собой различение объектов, обозначая их как «это объект», «это видимое» и т. д. Природа объекта различения воспринимается как «форма». Это составляет первичное заблуждение бытия — «имя и форму». Имя и форма порождают шесть чувств, благодаря которым появляются и развиваются познавания, соответствующие шести разновидностям объектов. Это приводит к восприятию объектов, то есть к «соприкосновению» [объекта, чувств и сознания]. Соприкосновение влечет за собой переживания влечения, неприязни или безразличия, то есть «чувство». Вследствие этого развивается привязанность к объектам, то есть «вожделение». Затем происходит «схватывание», «присвоение», что подразумевает того, кто присваивает, и соответствующее действие присвоения объекта. Развитие непредсказуемых переживаний, связанных с различными иллюзорными видимостями, — это «становление». В итоге человек рождается в мире без форм, в мире форм или в мире желания — это «рождение». Далее в этом процессе следуют старость и немощь и, наконец, смерть [т. е. звенья «старость» и «смерть»]. Эта последовательность повторяется снова и снова. Так из проявления основы разворачивается последовательность из двенадцати звеньев взаимозависимого возникновения, порождающая круговорот бытия.
Подчиняясь последовательным звеньям зависимого возникновения, человек [блуждает из одной жизни в другую], проходя через различные миры круговорота бытия. Когда минует [проявление] дхарматы [309] [и перед тем как возникнет бардо бытия], неведение природы [ригпа] порождает формирующие действия для следующей жизни. Сознание стремится обрести воплощенное бытие; после того как оно войдет во чрево, на протяжении этапов внутриутробного развития развиваются имя и форма. Появляются шесть чувств, а схождение содействующих факторов [т. е. объекта, чувства и сознания] создает соприкосновение. Затем [возникает] ощущение удовольствия или боли, что приводит к жажде переживания [удовольствия]. За присвоением объектов и актом присвоения следует усиленное присвоение [т. е. вхождение в новую жизнь], что представляет собой «становление». Человек рождается из чрева и постепенно претерпевает изменения, сопровождающие переход от юности к старости и, наконец, к смерти. Все эти звенья возникают во взаимозависимости друг от друга.
Вследствие неузнавания пяти светов как собственных проявлений и восприятия их как [внешних] объектов, во время переживания круговорота бытия возникают пять объектов (например форма). Вследствие неузнавания природы пяти исконных мудростей возникают пять клеш. Вследствие нечистоты [т. е. неузнавания] природного ясного света дхарматы возникают пять [совокупностей] (такие как тело, ум и т. д.), представляющие собой собрания составляющих их частей. Вследствие нечистоты [неузнавания] пяти ветров-энергий возникают пять [психических явлений] (например вечно ищущее познавание). Поскольку движения [умопостроений] не прекращаются сами собой, возникают пять представлений о своем «я» (мышление и память воспринимаются как «я»; многообразие объектов воспринимается как «я»; различные потоки мыслей воспринимаются как «я»; основной аспект сознания воспринимается как «я»; явления и различение явлений воспринимаются как «я»).
Если подытожить, то нечистые явления круговорота бытия возникают в непрерывном ригпа, пребывают в ригпа и есть просто игра ригпа. Они никогда не существовали вне ригпа, как сновидения никогда не бывают нигде, кроме сна. Различные описания круговорота бытия учат, что, по сути, [явления] — это пустые формы, просто чудесная игра ярких видимостей, которые на самом деле не существуют.
II. 2.3.2.2.2.2.2. Образование тела
В этом разделе четыре части: 1) общее описание образования тела в каждом из трех миров; 2) развитие тела в чреве; 3) взаимосвязь между относительными и абсолютными [элементами] и 4) разъяснение, касающееся присутствия всепроникающих элементов.
II. 2.3.2.2.2.2.2.1. Образование тела в каждом из трех миров
Объект, тело и ум возникают из трех основ заблуждения. Психическое, лучистое и материальное тела становятся тремя мирами.
Причина заблуждения — это вместерожденное неведение, неспособность узнать во всем, что проявляется из основы бытия, собственное проявление самого ригпа. Условие, способствующее [заблуждению] — это неведение относительно иллюзорности явлений: восприятие как «другого» [видимостей], которые представляют собой [ригпа] являющее себя самому себе. Опора заблуждения — это проявление ясного света, [которое тоже является] самопроявлением. Другими словами, три вида заблуждения — касательно объектов, тела и ума — возникают вследствие [этой причины, условия и опоры]. Поскольку сущность [основы] — пустота, она дает пространство, и таким образом дхармата становится опорой для объективного заблуждения. Природа основы — [ясность, проявляющаяся как] пять светов — становится опорой для заблуждения относительно объективных проявлений материального тела и внешнего окружения. Ригпа, созидательная способность и излучение энергии — это опоры для заблуждения относительно ума.
Начальная стадия заблуждения в трех мирах — появление существ в мире без форм. Опорой их потоку сознания служат психические тела созерцания, состоящие из четырех скандх, которые представляют собой всего лишь наименования [310]. Затем появляются существа мира форм, для которых опорой их потока сознания служат тела из пяти сияющих светов. Последними появляются существа мира желания, для которых опорой потока сознания служат материальные тела из плоти и крови.
II. 2.3.2.2.2.2.2.2. Развитие тела в чреве
Рождение из чрева: из [способностей] элементов проникать, распространяться и уравнивать [образуются] каналы, слоги, ветры-энергии и жизненные сущности, а также развиваются относительные и абсолютные элементы.
Чтобы существо родилось из чрева, сначала происходит развитие ваджрного тела. Клеши способствуют созданию элементов земля, вода, огонь и ветер. Эти элементы выполняют задачу развития тела: благодаря трем их действиям — проникновению, распространению и уравниванию — эти четыре элемента собираются, распределяются и смешиваются.
Сначала, в течение первой недели развития зародыша, в четырех направлениях образуются тонкие каналы четырех элементов вместе с четырьмя семенными слогами. Затем, во вторую и следующие недели, в узле пупочного канала образуются две пары маленьких глаз — материальные глаза и «глаза светоча». Образуясь в четырех сердечных каналах, тончайшие сущности плоти, крови, тепла и дыхания являют опоры чувств восьми сознаний. Постепенно образуются четыре чакры, и у каждой есть два глаза. На трех главных каналах — опорах пяти способностей чувств — покоятся три семенных слога, которые служат опорами трех врат [тела, речи и ума] и трех ядов нечистого состояния, а также опорами трех кай чистого состояния. На пяти чакрах покоятся пять семенных слогов [311] героев [312]. От этих [пяти чакр] отходят четыреста семьдесят два тонких канала. Затем образуются главные и второстепенные ветры-энергии, принадлежащие к трем разрядам (внешние, внутренние и тайные) пяти ветров-энергий. [Эти ветры-энергии] относятся или к ветрам-энергиям исконной мудрости, или к ветрам-энергиям кармических действий. Относительная жизненная сущность пребывает в правом канале, абсолютная жизненная сущность — в левом, а природная жизненная сущность — в центральном. Таким образом, в итоге развития четырех абсолютных и четырех относительных элементов образуется завершенное тело.
II. 2.3.2.2.2.2.2.3. Взаимосвязь между относительными и абсолютными элементами