Единство структуры Первоначального Образа
До сих пор мы обсуждали структуру Первоначального образа формально, а именно с точки зрения времени и пространства. Это, однако, не значит, что в действительности внутри Бога существуют пространственное распределение или временная последовательность (то есть структура). На самом деле Первоначальный образ существует в абсолютном единстве, как с точки зрения времени, так и с точки зрения пространства. Именно этот смысл заложен в понятии "единство структуры Первоначального образа".
Отсутствие пространства у Первоначального Образа означает, что в отношении Бога неприменимы понятия впереди или позади, справа или слева, вверху или внизу, далеко или близко. То, что имеется в Боге, — это неопределенное здесь, то есть все в Боге находится здесь. Аналогично отсутствие времени в Первоначальном образе означает, что в отношении Бога неприменимы понятия прошлое, настоящее, будущее, до или после. В мире Бога все существует в бесконечном "сейчас", то есть "сейчас" сохраняется всегда. Таким образом, структура Первоначального образа существует в абсолютной тождественности, как во времени, так и в пространстве.
Она существует в состоянии единства, выходящем за рамки времени и пространства. Это можно сравнить с кинолентой. Можно сказать, что на пленке кинофильма запечатлены события, выходящие за временные и пространственные рамки. При проецировании на пространство экрана изображения появляются согласно заданной временной последовательности и события разворачиваются, как в действительности. Так же можно рассматривать и процесс творения. Когда идея Бога развернулась на экране времени и пространства, возникла Вселенная, постепенно на Земле появились растения, затем животные и, наконец, человек.
До сих пор мы использовали временные и пространственные термины для удобства объяснения нашего понимания Бога. И хотя в действительности в Боге не существует такой дифференцированной структуры, действие отдавания-и-принятия внутри Бога в феноменальном мире проявляет себя через время и пространство в форме четырехпозиционного основания и действия "начало-разделение-единство". Соответственно, эти структуры можно рассматривать как находящиеся в единстве с Первоначальным Образом и являющиеся прототипами аналогичных структур в мире творения.
Традиционные онтологии и Философия Объединения
Рассмотрение вопроса о происхождении Вселенной составляет основу любой системы философских взглядов. Этот вопрос является предметом онтологии. В соответствии с этим подход к проблемам реального мира обычно определяется содержанием используемой онтологии. Поясним эту мысль несколькими примерами.
Взгляды на Бога Блаженного Августина и Фомы Аквинского
Блаженный Августин утверждал, что Бог — есть дух, который создал материю и сотворил мир из ничего. Фома Аквинский, преемник учения Аристотеля о материи и форме, рассматривал Бога как чистую форму, не имеющую материи. Как и блаженный Августин, Фома Аквинский утверждал, что Бог создал мир из ничего.
Как такое понимание Бога соотносится с реальными проблемами? Распространение представлений о том, что дух первичен, а материя вторична, вызвало тенденцию к пренебрежению реальным физическим миром и повышенному вниманию к ментальному и духовному миру. Это привело к господству убеждения, что единственно важным моментом в жизни человека является его спасение после смерти. Но материальный мир также имеет ценность, пренебрегая которой христиане пришли к противоречию между реальным миром с присущей ему погоней за материальными богатствами и миром их веры, где обладание материальными благами допускается лишь в ограниченных, необходимых для жизни размерах. В результате теология христианства оказалась неспособной предложить решение земных актуальных проблем.
Теория ли-ци
В Китае во времена династии Сун неоконфуцианец Чжоу Дуньи (Чжоу Лянь-Си, 1017—1073) утверждал, что началом Вселенной является Великий предел (или Тай цзи). Чжан-Цзай (Чжан Хэнг-Цюй, 1020—1077) назвал его Великой пустотой (или Тай-сюй). Оба говорили о ци, как о единстве инь и ян. Поскольку ци обычно приравнивали к материи, эти теории были близки к материализму.
В отличие от этого теория ли-ци, которую отстаивал Чэн И (Чэн И-Чуань, 1033—1107), утверждала, что все сущее состоит из ли и ци. Эта теория была развита Чжу Си (1130—1200). Согласно его воззрениям, заявлениями стоит ли, которая представляет собой непостижимую субстанцию, а ци является материей. Чжу Си утверждал, что из ли и ци более существенна ли, являющаяся законом как для Неба и Земли, так и для человека. Он считал, что и законы Вселенной, и этические законы человеческого общества суть проявления одной и той же ли.
Повседневная жизнь, основанная на данной системе взглядов, была направлена на достижение гармонии согласия с законами Неба и Земли. В конце концов люди сосредоточили свое внимание на достижении порядка и соблюдении общественной нравственности. Более того, полностью полагаясь на волю законов, люди стали равнодушны к изменениям и кризисам в природе и обществе. Развилась тенденция к недооценке творчества и активного образа жизни, а следовательно, и управления природой и развитием общества. В результате приверженцы теории ли-ци оказались неспособными эффективно справляться с жизненными проблемами.
Абсолютный Дух Гегеля
Согласно Г. Ф. Гегелю (1770—1831), началом Вселенной является Бог, Который есть Абсолютный Дух. По Гегелю, Логос, или понятие, являющееся мыслью Бога, развивается через противоречия. Когда понятие достигает уровня Идеи, она отчуждает или отрицает себя, чтобы стать Природой. Через человека Идея восстанавливает себя, и в конечном итоге Абсолютный Дух актуализируется. Гегель рассматривал историю человечества как процесс, в ходе которого Логос реализует себя, и утверждал, что человеческое общество при осуществлении рационального государства в конечном итоге примет рациональную форму, в которой свобода будет реализована в высшей степени.
Таким образом, в философии Гегеля самореализация Логоса естественным образом привносит рациональные формы в реальный мир. Гегель утверждал, что рациональное государство будет реализовано в Пруссии. Это привело его к мысли, что существующее государство (Пруссия) неизбежно должно было стать рациональным. Таким образом, он утверждал иррациональную реальность. Взгляд Гегеля на Природу, как на форму инобытия Идеи, можно назвать своего рода пантеизмом 20, в котором заложена потенциальная возможность трансформации в атеистический гуманизм или материализм. Кроме того, философия Гегеля, трактующая противоречия как основную движущую силу развития, создает основу для создания теории борьбы типа марксистской. Таким образом, философия Гегеля оказалась неспособной разрешить проблемы современного ему прусского общества. Вместо этого она легла в основу атеистических философий, например марксизма.