Индуизм, или Необъяснимая религия
«Что же такое индуизм? Множество людей задавались этим вопросом, но пока никому не удалось на него ответить ни в самой Индии, ни за ее пределами. Никто еще не смог четко и ясно объяснить, что относится к индуизму, а что нет, кого можно считать индуистом, а кого нет», — с таких слов начинается одна из глав энциклопедии религий, посвященная индуизму. И это действительно так! Миллионы богов и богинь, демонов, десятки миллионов обрядов, ритуалов, мифов, сказаний, предписаний, законов составляют современный индуизм. Скорее всего, давая определение этой религии, можно сказать, что индуизм — это не религия, а стиль жизни. Сочетание фанатичного аскетизма, приводящего к смерти, и омерзительнейшего разврата, благоговение перед жизнью жука и человеческие жертвоприношения, пантеон богов, которых по индуистским книгам 3333333, характером сходных с людьми. К примеру, один из самых популярных индуистских богов — Шива — является философом-аскетом и в то же время гнуснейшим сладострастником, по представлению индусов.
Свою историю индуизм ведет от племен ариев (2-е тысячелетие до Р. Хр.), которые возносили своим богам многочисленные гимны и молитвы, образовавшие священное предание — веды. Последних было четыре: Ригведа (веда гимнов), Яджурведа (веда жертвоприношений), Самаведа (веда мелодий) и Атхарваведа (веда магических заклинаний). Веды содержали в себе все известные тогда знания об окружающем мире. Знатоками вед были брахманы (жрецы), которые с помощью магических обрядов и формул вызывали духов и демонов, творящих чудеса. С самых ранних этапов эта религия отличалась принесением человеческих жертв и сексуальными обрядами, сопровождавшими храмовое служение. Основа индуизма очень сходна с буддизмом. Так, основу жизни составляет цепь перевоплощений, также действует закон кармы, а цель человека — достигнуть мокши (соответствующей нирване у буддистов). Последняя представляет собой своеобразное пребывание в боге. Отличительную сторону индуизма составляет знаменитое учение о кастах: высшая каста — брахманы (жрецы), затем следует каста кшатриев (воинов, знати), затем — вайшьи (земледельцы и скотоводы) и, наконец, последняя каста — шудры (слуги). Человек по праву рождения принадлежала той или иной касте, и был не в состоянии в будущем изменить свой социальный статус, какими бы способностями или умом не обладал. Категорически запрещались и межкастовые браки. Большую роль в развитии индуизма играли мудрецы — это направление называется Упанишад (сидение у ног учителя). Пути достижения мокши у многочисленных направлений индуизма различны, но их общий взгляд почти не отличается от буддийского. В индуизме большую популярность имеет поклонение богу Вишну (вишнуизм), Шиве (шиванизм), тантризм (схож с основами тантристского буддизма) — с изуверским измождением плоти, йогой с групповыми совокуплениями и половыми извращениями. В индуизме весьма развит культ деревьев и растений, камней и рек. Основные философские школы — это йога — утверждают, что к познанию ведет восьмиступенчатый психофизиологический путь упражнений, в конце которого человек достигнет полного равнодушия ко всему, в том числе и к себе; Ньяя — достижение мокши через умозрение; Санкхья — мокша достигается через внутреннее сосредоточение; Вайшешика — сходна с Ньяя; Миманса — достижение мокши осуществляется через ритуалы, жертвоприношения; Веданты — достижение мокши через воспоминание и осознание своей связи с вечным Брахманом (абсолютной реальностью). В следующей главе мы рассмотрим влияние индуизма и буддизма на историю Индии и на судьбу ее народа (5, 6, 7, 9, 18, 19, 28, 29, 54, 119, 120, 123, 149, 151).
Империя пессимизма
Итак, уважаемый читатель, мы рассмотрели с вами основные религиозные направления Индии. Несмотря на кажущееся разнообразие философских и религиозных школ, все они имеют поразительное сходство, составляющее их главенствующую основу, которая как раз и создала Индию и ее народ такими, какие они есть сегодня, резко отличающиеся от всего мира. Контраст вопиющей нищеты и сказочного богатства, утонченной философии и разврата, изощренной жестокости и трепетного нежного отношения к животным и растениям, высокой образованности и глубокой отсталости. Недаром Индию называют страной контрастов. Интересны статистические данные, подтверждающие вышесказанное и вызывающие изумление: соотношение богатства и нищеты, уровня образованности и неграмотности составляет 1:1000000! Кроме этого, исследователей и путешественников всегда поражало состояние непонятного внутреннего пессимизма, чувства безысходности, скорби, царящих в людях, хотя, порой, не чуждых радости и улыбок. Почему же так сложилась судьба этого народа? Быть может, были какие-то историко-географические и этнографо-экономические предпосылки для этого? Постараемся ответить на эти вопросы.
На протяжении своей истории это государство обладало огромными преимуществами, которым могла позавидовать любая страна. Во-первых, Индия имела многочисленный и сильный народ (в отличие, к примеру, от многих стран Европы), имевший общее происхождение, язык и культуру (в отличие, скажем, от многонационального Китая). Во-вторых, Индия располагала достаточной территорией для проживания многочисленного народа (что составляло и составляет, например, проблему для Японии). В-третьих, ее земля располагалась очень выгодно, экономически связывая многие «страны и торговые пути (в отличие, скажем, от Канады). В-четвертых, Индия имела богатейшие природные ресурсы, в отличие от уже упомянутой Японии, а также Великобритании, Италии. В-пятых, государственные образования на ее территории — Хараппа и Мохенджо-Даро возникли вскоре после потопа, почти не уступая по древности Египту и Месопотамии, иными словами, Индия располагала большим историческим путем развития, в отличие, например, от Франции, Германии иди США. В-шестых, за свою, как мы отметили, долгую историю Индия почти не подвергалась опустошительным вражеским нашествиям, которые пережили Россия, Великобритания и многие другие страны Европы в период агрессии Османской империи, Наполеона, Гитлера. И, несмотря на это, Индия никогда не была объединена в единое государство (империя Великих Моголов занимала лишь 1/3 ее земель) и всегда страдала от нескончаемых гражданских войн, отличалась крайней отсталостью в экономике, промышленности и науке, и стала легкой добычей появившихся в XVIII—XIX вв. колониальных империй. И только с середины XX в. Индия, на первый взгляд, начинает путь вперед, в ногу с достижениями последних лет, шагнув из глубины веков в XXI век! Пытаясь найти объяснение всему выше сказанному, мы вновь приходим к религии, определявшей духовный базис страны, и в который раз убеждаемся, что именно она играет главнейшую роль в развитии общества и государства. И именно те религиозные школы, о которых мы уже говорили, превратили великий индийский народ и великую страну в империю пессимизма. Именно пессимизм является одним из основ многочисленных религиозных школ этой страны. Рассмотрим теперь все по порядку. Итак, согласно индуизму, все общество разделено на касты, что создавало не только неравенство между людьми, которое никто не смел нарушить (перейти из одной касты в другую), но и тормозило развитие науки и культуры, ибо интеллектуальный потенциал, которым располагали низшие касты, не мог быть реализован, а это составляло более 95% населения. Далее, чтение священных вед было запрещено низшим кастам, ибо считалось, что все мудрое может исходить только от брахманов. Воспитание и образование могли также получить только представители двух высших каст. Словом, за бортом жизни оказывался практически весь индийский народ!Это, в свою очередь, вело к деградации людей, ибо не было не только возможности учиться, но отсутствовал и духовный стимул, как, например, у христиан, ибо по верованиям индусов человек даже после смерти не мог рассчитывать на что-либо большее и лучшее, чем он вмел в этой жизни. Жизнь со всеми ее проявлениями была объявлена тем, от чего необходимо избавиться для того, чтобы освободиться и слиться с мировой душой (у разных направлений буддизма и индуизма были свои названия и отличительные особенности этого понятия), пути для этого — йога, истязание плоти и самый суровый аскетизм. Конечным идеалом, к которому был обязан стремиться каждый, — аскет в состоянии «вечного блаженства». Для этого призывали полностью уйти из мира, забыть родственников и друзей, не иметь желаний и привязанностей, спокойно и отрешенно взирать на радость и печали, добро и зло, не заниматься какой-либо деятельностью. При этом не сопротивляться злу и насилию, бездумно выполняя волю правителя иди начальника. В «Артхашастре» одобряются даже войны и убийства, а в джайнизме величайшей добродетелью и показателем высокой духовности и посвященности считается самоубийство. И последнее, как это ни страшно звучит, казалось многим людям прекрасным выходом из того замкнутого круга обреченности безысходности и пессимизма, который им сопутствовал в течение всей жизни. И если одни считали для себя приемлемым такой выход, то другие, желая избавиться от безрадостного существования, бросались в другую крайность, создав учение локаяты. Эта философская школа призывала человека получить от жизни максимум удовольствий, потворствуя всем своим желаниям и похотям. Не надо особенно задумываться над проблемами бытия, о своем назначении, ибо это бессмысленное занятие, а жить согласно цитате: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем». По учению локаяты ничего сверхъестественного не существует, богов нет, а значит, нет и смысла жизни. Это материалистическое учение также способствовало духовному падению народа, целью которого стало не принести пользу ближнему и своей стране, а урвать для себя все, что только возможно. Это способствовало тому, что в человеке все положительные качества угасали, а все низменное процветало. Как видим, при наличии таких господствующих религий страна и народ не только не могли развиваться, но должны были неизменно погибнуть. Именно поэтому, обладая многочисленными преимуществами, Индия не смогла реализовать их, превратившись в империю пессимизма. Ибо человек, лишенный всякой надежды на лучшее будущее, подобен мертвецу. Так нам представляются причины трагедии этой великой страны. Но еще глубже разобраться в том, что происходило и происходит в Индии, нам поможет Библия. Если мы в свете Божьей Книги рассмотрим индусские учения — их происхождение, истинные цели и задачи, а также их настоящего автора, то мы поймем, насколько это возможно понять человеческому разуму, почему миллиардный индийский народ влачил на протяжении 3000 лет такое жалкое существование, попав, под конец, в кабалу к европейским завоевателям. Индусские философии основаны на использовании нескольких антихристианских приемов, раскрытых на страницах Библии:
1. Принцип бессмертия — еще в эдемском саду, явившись Еве в образе змея, дьявол сказал: «…нет, не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4, 5). Внедряя эту мысль в умы людей, дьявол говорил, что не нужно задумываться о своей жизни, о добре и зле, ибо вне зависимости от того, как живет человек, он останется бессмертным (суть оставалась неизменной, менялась лишь формулировка: одни народы дьявол убеждал, что их душа бессмертна, а другие — что они также бессмертны, перевоплощаясь бесчисленное число раз).
2. Бога представил сатана не личностью, как об этом пишет Библия, а некоей бесформенной субстанцией, мировой душой, космическим разумом, благодаря чему в представлении очень многих людей образ любящего Бога, отдавшего Своего Сына на смерть, чтобы искупить грехи людей, был уничтожен.
3. Было введено поклонение огромному пантеону богов и богинь, духов, демонов, ритуалы поклонения которым ничем не отличались от черных месс открытых сатанистов. Создав множество философских направлений, князь тьмы стремился запутать в их хитросплетениях человеческий разум, которому не под силу было разобраться в их неимоверной сложности. И поэтому в своем поклонении человек должен был полагаться не на разум, а на чувства. Благодаря этому человек мало задумывался над происходящим, превращаясь в одурманенного робота, готового выполнять любое предписание.
4. Основная идея всех этих школ состояла в воспитании в человеке жизнененавистничества! Тогда как Библия призывает к любви к ближнему и радостному восприятию жизни. Дьявол же призывает человека ненавидеть все это, объявляя любовь, дружбу, радость, счастье грехом. Вследствие этого, как мы уже отмечали, жизнь человека превращалась в подлинное несчастье и бремя.
5. Призывая людей к самоистязанию и аскетизму, древний змий преследовал все ту же цель: подчинение разума и воли людей себе, ибо человек, изморивший себя голодом и самоистязаниями, переставал управлять собой, так как его мозг переставал нормально функционировать, рассудок помрачался, сознание затуманивалось и силы зла без труда овладевали им, доводя до полного истощения и самоубийства. Недаром йога зиждется на древних сатанинско-магических обрядах, описанных в «Атхарваведе» и в «Яджурведе».
Сегодня древнеиндийские философские и религиозные школы получают широчайшее распространение, развивая бурную деятельность почти во всех странах мира, в том числе и на территории бывшего СССР. Их последователи сегодня проживают практически во всех крупнейших городах мира и особо популярны в среде молодежи, которую привлекает в них таинственность и экзотичность, а также разочарование в жизни и в христианстве, как это ни странно звучит. И здесь стоит винить не легкомысленность и испорченность молодежи, а людей, называющих себя последователями Христа, но на деле бесславящих Его имя: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Римл. 2:24). И эти слова особенно актуальны сегодня. Фанатизм, лицемерие, дух сектантства, обрядность, постность или угрюмость наполняют некоторых христиан и отталкивают от Христа многих людей. Любящий характер Бога, желающего дать людям счастье, радость уже в этой жизни, остается для них не раскрытым. Поэтому на последователях Христа лежит величайшая ответственность стремиться жить так, как жил Он, открывая людям Его любовь. Стоит также отметить, что, говоря о разрушительной и тлетворной силе индуистских школ, мы не должны забывать о том, что среди их последователей были и есть те, о которых Христос говорит: «Есть у меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть; и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16), Поэтому, раскрывая философию этих религий, мы ни в коем случае не должны осуждать их последователей.
Дорогой читатель, если ты принадлежишь к одному из этих религиозных направлений, просмотри еще раз историю целых народов и стран, их исповедующих, почему они идут в никуда? Почему пришли к несчастью? Откройте с молитвой Библию, и мы уверены, что вы обретете счастье, спокойствие и радость, ибо откроете для себя любящего и все еще продолжающего ждать вас Иисуса Христа (2, 6, 7, 9, 15, 18, 19, 22, 27, 28, 30, 52, 54, 63, 91, 95, 119, 120, 149, 151).