Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мировоззрение и его структура.

Мировоззрение – это система представлений и знаний человека о мире, о самом себе и своих взаимоотношениях с окружающей действительностью, а также система ценностей, идеалов и принципов деятельности.

Исторические типы: античное (до 5-6 в. н. э.), средневековое (14-15 вв. н. э.), современное (60-ые 20в.).

Уровни существования: индивид, социальная группа, человечество.

Предмет: мир, человек, система связей человека с окружающей действительностью.

Типы мировоззрения по способу описания и познания:

- Обыденное (здравый смысл), это система знаний и представлений человека об окружающем его в повседневной жизни материальном мире, а также система принципов и норм, регулирующих повседневную жизнь и обеспечивающих успех практической деятельности.

- Образно-символический (миф и религия, в которых миф описывается с помощью символов)

- Теоретическое мировоззрение (абстрактные понятия) философия.

Компоненты:

- Эмоционально-чувственный (мироощущение, мировосприятие)

- Рациональный (миропонимание, система рационального знания, система логического обоснования мировоззрения)

- Волевой (принцип жизнедеятельности, установки – претворение содержания сознания в жизни, желания, стремления действия)

Мифология – способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

Миф – есть исторически первая форма мировоззрения, для которой характерно непосредственное переживание человеком своего органического единства с окружающим миром в системе абстрактных образов, все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее подкрепляется табу, обычаем или ритуалом.

Главной чертой мифов является синкретизм. Он проявляется в нерасчлененности эмоционального (часть мифологии, где вера в богов и героев) и рационального (здравый смысл, опыт, эмпирические знания), в неразличении противоположностей идеального и материального, духовного и телесного, субъективного и объективного, живого и неживого, сущности и явления, части и целого, естественного и сверхъестественного.

Мифология возникла в первобытном обществе. Его характеризуют 3 закона Леви Брюля:

- Закон мистичности, выражается в явлении анимизм (первобытная вера в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира)

- Закон сопричастности, проявляется в явлении первобытного тотемизма (вера в родство человека с предметами окружающего мира).

- Закон коллективности. Сознание первобытных людей предельно обобществлены. Первобытный человек не воспринимает себя индивидуально, а только как часть целого.

Религия – это образно – символическая форма мировоззрения, для которого характерны вера в сверхъестественное; определенный эмоционально-психологический комплекс, связанный с этой верой; система обрядов, направленных на установление связей между человеком и сверхъестественным миром; нравственное учение или система жизненных принципов, определяемых верой в сверхъестественное; особые соц. структуры (церковь, жречество).

В основе лежит принцип служения божеству. Добродетели – смирение, служение, послушание, пороки – гордыня. Формируются зачатки нетерпимости к другим мировоззрениям, стремление обратить всех в свою «истинную» веру, защита от «неистинной» веры.

Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром.

Философское знание выражается в категориях (абстрактные понятия).

3 подхода к философскому знанию:

- Позитивистско-сциентистский (философия – это наука; мировой пр-п, утв. приоритет науч знания в дух культ и человеч знании; Конт, Спенсер и др позитивисты-сторонники делили Ф на научную и ненаучную)

- Религиозно-эстетический (философия – сродни религии и искусству; сторонники- фил жизни, утв что: фил- сп-б сомоутв личн, не им ничего общего с наукой, не дает зн-я истины,а фил тв-во сродни художеств, т.е не им общепризнанного смысла)

- Культурно-исторический (философия – это теоретическая форма сущ-я МЗ, а сод-е фил опред особенностями МЗ, кот в данной Ф выражаются; Гегель- теоретическое самосознание человека= Ф )

Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Мифология – способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

Миф – есть исторически первая форма мировоззрения, для которой характерно непосредственное переживание человеком своего органического единства с окружающим миром в системе абстрактных образов, все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее подкрепляется табу, обычаем или ритуалом.

Главной чертой мифов является синкретизм. Он проявляется в нерасчлененности эмоционального (часть мифологии, где вера в богов и героев) и рационального (здравый смысл, опыт, эмпирические знания), в неразличении противоположностей идеального и материального, духовного и телесного, субъективного и объективного, живого и неживого, сущности и явления, части и целого, естественного и сверхъестественного.

Мифология возникла в первобытном обществе. Его характеризуют 3 закона Леви Брюля:

- Закон мистичности, выражается в явлении анимизм (первобытная вера в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира)

- Закон сопричастности, проявляется в явлении первобытного тотемизма (вера в родство человека с предметами окружающего мира).

- Закон коллективности. Сознание первобытных людей предельно обобществлены. Первобытный человек не воспринимает себя индивидуально, а только как часть целого.

Религия – это образно – символическая форма мировоззрения, для которого характерны вера в сверхъестественное; определенный эмоционально-психологический комплекс, связанный с этой верой; система обрядов, направленных на установление связей между человеком и сверхъестественным миром; нравственное учение или система жизненных принципов, определяемых верой в сверхъестественное; особые соц. структуры (церковь, жречество).

В основе лежит принцип служения божеству. Добродетели – смирение, служение, послушание, пороки – гордыня. Формируются зачатки нетерпимости к другим мировоззрениям, стремление обратить всех в свою «истинную» веру, защита от «неистинной» веры.

Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром.

Философское знание выражается в категориях (абстрактные понятия).

3 подхода к философскому знанию:

- Позитивистско-сциентистский (философия – это наука; мировой пр-п, утв. приоритет науч знания в дух культ и человеч знании; Конт, Спенсер и др позитивисты-сторонники делили Ф на научную и ненаучную)

- Религиозно-эстетический (философия – сродни религии и искусству; сторонники- фил жизни, утв что: фил- сп-б сомоутв личн, не им ничего общего с наукой, не дает зн-я истины,а фил тв-во сродни художеств, т.е не им общепризнанного смысла)

- Культурно-исторический (философия – это теоретическая форма сущ-я МЗ, а сод-е фил опред особенностями МЗ, кот в данной Ф выражаются; Гегель- теоретическое самосознание человека= Ф )

Проблема периодизации философии.

Периоды:

- Античная философия (5 в. до н. э. – 5 в. н. э.) появляется сам термин философия, как любовь к истине и правде. Главные проблемы: начало всех вещей; проблема человека; проблема воли и свободы человека (гносеология и мораль); мир вещей и мир идей.

- Средневековая христианская философия (1-15 вв). Главная черта – сопряженность с религией. Философия – служанка богословия. Два главных этапа: патристика (1-6 вв), проблема сущности бога, соотношение веры и разума, движение к «граду божьему», свобода воли и проблема теодицеи и схоластика, отношения разума и веры, религии и науки. Сближение философии и религии (сакрализация философии).

- Философия Ренессанса (14-16вв). возврат к античности, антропоцентризм, освобождение от церкви, опора на опыт и разум.

- Философия нового времени (16-18 вв). в центре внимания теория познания, чистый разум, рационализм, огромная роль науки.

- Немецкая классическая философия (1770-1872). Кант – теория познания, знания происходят из ощущений, главная ценность свобода; философия – наука, диалектика, история – путь разума.

- Постклассическая европейская философия (19-20 вв). иррационализм, смысл жизни понять что жизнь это скорбь вечный поток, мораль относительна, сверхчеловек, Маркс – рационализм, базис, надстройка; Конт – социология.

Современная. Идеи: идея изучения жизни отдельного человека, идея подсознания, идея разделения общественного и индивидуального сознания, непересекаемость научного и философского знания

Наши рекомендации