Типы мир-я: миф, рел-я, наука

ПОНЯТИЕ МИР-Я, ЕГО СТРУКТ, Ф-И. ФОРМЫ ПРОЯВЛ-Я.

Мировоззрение-сист-ма убеждений ч-ка о мире, самом ч-ке и их взаимоотнош-и. Наличие мировоззрения - показатель зрелости не только личности, но и социальной группы. Субъектом мировоззрения, является и личность, и социальная группа, и общество вцелом. Мировоззрение определяется: историческими условиями, личностью человека; материальными условия, культурой (образование, воспитание, искусство). Структура убежд-й: 1. сист-ма знаний мир. И ч-ка 2. система оценок и ценностей 3. вера 4. алгоритм действий (мир-е облад-т всеобщей статист, опред-й деят-ть ч-ка). Мир-е: 1. с-ма идеалов, кот. Опред-т кон-е цели нашего развит-я, выдвиг-т фундамент-е треб-я класса, нации ч-ка 2. с-ма принципов, кот. дает знание о мире, ч-ке и их взаимоотнош-х 3. практич-е убеждения, кот. опред-т жизн-е позиции личности. Мировоззрение включает в себя проблемы:1.Что есть мир? Сущность бытия, космоса. Кто сотворил. .Есть ли начало? Есть ли границы? 2.Мир стабилен или развивается? Как развивается: по кругу, по спирали, бесконечным потоком? 3.Сущность человеческого бытия, его роль в этом мире? 4.Познаваемость мира. 5.Проблема бога, смысла жизни,личного бессмертия. Всякое мировоззрение окрашено атмосферой человеческой сущности. В мировоззр. включено волевое начало человека. Разум и воля - необходимые элементы челов. убеждений. Мировоззр. зависит от бытия человека. Общественное сознание-отражение действительности. Одно и тоже явление рассматривается с разных позиций - возникают разные формы общественного сознания (нравственное, эстетическое, правовое, экологическое).

Функция мир-я – ценностно-ориентировочная ф-я в мире. Функции М: 1.жизненно-практическая- то, что создается в процессе индивид. существования человека, включает навыки, обычаи, традиции, опыт. Ее виды: 1) эгоистическое М - понимание мира и места в нем с т.зр. пользы для себя, игнорируя интересы других; 2) альтруистическое М -... с т.зр. пользы для других с ущербом для себя; 3) прагматическое М - ... с т.зр. пользы для себя, учитывая интересы других; 4) оптимистическое М - ... с т.зр. последовательного улучшения; 5) пессимистическое М - ... с т.зр. последовательного ухудшения; 6) реалистическое М - ... с т.зр. единства положит. и отр. сторон существования. 2.теоретическая- включает науку и философию. Понятие М охватывает более широкий круг явлений, чем понятие Ф. Истор.формы М :мифология,религия, философия.

Форма мир-я проявляется 1. ч-з одолы и идеалы, 2. ч-з сист-у знаний 3. ч-з сист-му убеждений

ТИПЫ МИР-Я: МИФ, РЕЛ-Я, НАУКА

Мир-е в истор-м аспекте рассм-ся как форма обществ-го сознания, кот. опред-т отнош-е ч-ка к окруж-му миру (ОМ). Истор-е формы мир-я: миф, рел-я, наука.

Миф-я –образное отражение действит-ти. Мифическое мировоззрение, основано на антропосоциоморфном объяснении бытия с использованием вымышленных действующих лиц и жестком нормативном определении места индивида в социуме. Мир представлен у народов, культура которых отличается максимальным уровнем отсутствия знаний о законах природы, низким эконом, уровнем жизни и огранич. духовной культурой. Значение мифа – объединить микрообщности людей в относительно сплоченный коллектив, у которого есть единство мышления и поведения.

Миф есть особый тип мироощущения, специфическое, чувственное представление об явлениях действительности, возникшее в древнейшие времена. Св-ва миф-го мировозр-я: 1. форма группового сознания 2. антрогонистична (разделение мира на Мы и Они) 3. синкретична, т.е. неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным (очеловечивание окружающей среды). 4 миф-я не знает t, все действия ведут только в пространстве 5. миф создается на основе анологии и экстраполяции (земля рождает плоды, как женщина ребенка). Миф-я идет всегда от ч-ка. Знает 1 тип ч-ка – ч-к герой.

Мифы выполняют определенные функции. Многие ученые рассматривают в качестве важнейшей функции мифа – этиологическую, т.е. объяснение фактов действительности мифами, также присущи адаптивная, познавательная, аксеологическая, телеологическая, праксеологическая, коммуникативная и компенсаторная функции.

Религия – такая форма мировоззрения, в к-рой освоение мира осущ-ся ч/з его удвоение – естественный, воспринимаемый органами чувств и «небесный», сверхъестественный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновид-ти сверхъестеств-х сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религия – дух культура, форма идеологии, имеющая соц природу и ф-ции.

Религия развивалась на почве сознания зав-ти людей от «высших сил». В представл-х о «высших силах» сплетались начала добра и зла, божеств и демонические стороны религии развивались параллельно. От кошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам. Бог является высшим существом, достойным поклонения, заступником, спасителем человека. Одна из истор-х миссий религии – формир-е сознания единства чел-го рода.

Но в религ мировоззрении могут выраж-ся и другие настр-я: фанатизм, вражда к людям другой веры.

Рел-я отраж-т противор-я м-у индивидом и ОМ. Поэтому рел-н мир-е это личностное мир-е. рел. Знает только 1 тип ч-ка – страдающий ч-к. рел. – это иллюзорное отраж-е действит-ти, и действит-ть область деят-ти ч-ка – дух-й внутр-й мир. Рел-я выделяет сферы бытия, возводя м-у ними границы (переходов нет).

Религия и философия – обществ-историч формы мировоззр-я, решающие одинаковые (сходные) задачи мироуяснения и возд-я на сознание, поведение людей.

С ростом образов-ти, культуры, с научн прогрессом последних 2х столетий филос знания, иссл-я стали широко распростр-ся в мире. Наука – рацион-е освоение действит-ти, когда сист-ма худож-х образов замен. сист-й логич-х абстракций. Любая наука формир-т особую картину мира (взгляд на реальность – биолог., технич. и т.п.)

Проблема философии и науки имеет и внешнюю сторону как зависимость этих форм культуры друг от друга, а не только как представленность науку в философии. В этом смысле философия обеспечивает науку: 1) методами познания, пример: диалектический метод – способ исследования объекта требующий познания внутренней противоречивости, качественной разнородности и постоянной изменчивости (физиология человека); метафизический метод – способ исследования объекта в его однозначности, непротиворечивости и статики (анатомия, ботаника); 2) разработкой основных понятий. кот. пользуется наука – структура, система, закон. Норма, мера, сущность. Качество; 3) определением предмета науки в системе наук в целом и культурного опыта в частности; 4) гипотезами, особенно на стадиях первоначального этапа оформления научной гипотезы. Когда важен отбор приемлемых гипотез; 5) развитие творческих способностей и мышления специалистов, ученых.

Наши рекомендации