Концепции науки. Персоналии
Карл Поппер Теория фальсификационизма | Томас Кун Теория научных революций | Имре Лакатос Теория научно-исследовательских программ | Майкл Полани Концепция неявного знания | Пол Фейерабенд Теория пролиферации идей и методологического анархизма | |
Ответ на слабые стороны предыдущих концепций | Надо показать не что есть наука, а что есть не наука. | Критика и опровержения возможны только в периоды «кризисов»! | Одна парадигма не может господствовать! Их всегда несколько! | Текст, в т.ч. научный, не передает в явной форме все, что в него пытался заложить автор. | Возвеличивают роль науки, недооценивают роль субъективного фактора и ненаучных знаний |
Сущность концепции | Наука это процесс выдвижения гипотез и их опровержения. Наука точно определяет условия, при которых та или иная позиция признается непригодной. Это постоянный процесс. | Процесс развития научного знания - это процесс смены парадигм. Это «мистическое преображение». | Наука – это процесс соперничества научных теорий (научно-исследовательских программ), где побеждает та, эвристический потенциал которой выше. Именно он и может обеспечить получение нового знания. | Любой научный текст всегда является частью более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности, ее контекста, а последний – частью еще боле широкой и неопределенной реальности – интертекста. | Наука и ее развитие это процесс пролиферации, то есть размножения несоизмеримых теорий. Все виды и Формы знания равноправны, что и способствует росту знания. |
Слабые стороны | Почему теории или гипотезы опровергаются только в определенные периоды? А не всегда, не постоянно? | Всегда ли господствует одна парадигма? Существуют «внепарадигмальные» факты. | Не ясно как формируются исследовательские программы и их базисные теории. | Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, следовательно, их практически невозможно передать? | Исключается значимость рациональной и методологической составляющей науки. |
Таблица 1. Непозитивистские трактовки научного знания и познания.
Название | Конвенционализм (Ле Руа, А. Пуанкаре) | Прагматизм (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) | Операционализм (П. Бриджмен) | Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно) |
Сущность | В основе научных теорий лежат соглашения (конвенции) между учеными и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты и пр., т.е. критериями не связанными непосредственно с их истинностью | Все знание, в том числе и научное имеет адаптационно-практическую природу и должно приносить пользу людям. Критерий научности – польза и успех. | Значение любого подлинно научного знания должно быть синонимично множеству операций (прежде всего измерения!), используемых для фиксации соответствующих характеристик объекта. | Наблюдения и факты не имеют примата в науке. Традиционная теория как дедуктивная система высказываний – первый уровень понимания, который социально обусловлен. Науку нельзя освободить от ценностей. |
Слабые стороны | Абсолютизация идеи конвенции | Абсолютизация идеи пользы и практичности | Абсолютизация опытной, измерительной процедуры в науке | Недооценка роли эмпирического уровня в науке |
Таблица 2.