Тема 12: Психоанализ Фрейда и Юнга
Психоанализ представляет собой философское и терапевтическое осмысление всего того, что является для каждого человека его своеобразным «душевным подпольем» или «бессознательным»
Родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд полагал, что именно бессознательное должно быть для философии той изначальной и определяющей бытийной реальностью, которая задает человеку основополагающие импульсы и смыслы к существованию.
Само бессознательное представляет собой две относительно самостоятельных инстанции наших душевных переживаний:
· Это все то, что когда-то было нами осознано и осознаваемо, но по тем или иным, всякий раз индивидуальным для человека, травматическим причинамоказалось «предано забвению» и «сокрыто» в глубинах нашей «запамятовавшей памяти».
· Все то, что до сих пор еще не было ни разу осознанно, но руководит нашим существованием, не объявляясь перед нами в качестве чего-то отчетливого и артикулированного.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
Фрейд рассматривает человека, как «несчастное сознание», ибо человеческое «Я» все время испытывает на себе давление со стороны двух альтернативных друг другу, но одинаково репрессивных по отношению к человеку бытийных феноменов: «ОНО и СВЕРХ-Я».
ОНО»состоит из огромного множества различного рода аффектов и переживаний (желаний), которые пытаются прорваться в человеческое «Я» и оккупировать его квазиэротическим вожделением к обладанию чем-то другим (человеком) в качестве объекта для «наслаждений» и получения удовольствия, ибо принципом существования самого «ОНО» выступает гедонистическая установка на наслаждение «любой ценой».
По мнению Фрейда, стремление к обладанию другим, свойственное бессознательному «ОНО», проявляет себя в двух противоположных направлениях:
1. Как стремление к Эросу (стремление к завоеванию наслаждения Другим)
2. Как стремление к Танатосу (или стремление к деструкции и разрушению того, наслаждением чего, вы обладали)
Эрос и Танатос являются бытийными векторами наших «очарований и разочарований» чем-либо.
«Я», в отличие от «ОНО», существует, руководствуясь так называемым «принципом реальности», согласно которому наше «Я» стремится допустить к исполнению лишь те из вожделений «ОНО», которые не разрушают и не ставят под социальную критику наш личностный имидж и наши личностные статусы.
Для нашего «Я» бессознательные сигналы «ОНО» существуют:
Как «Речь Другого».
2. как «Иностранная речь», требующая адекватного символического словаря для своей интерпретации.
По мнению Фрейда, возможны и необходимы несколько духовных практик «рационализации» (доведения до ума) всего того, что пытается сообщить нашему «Я» подпольное «ОНО». К числу этих способов диалога с «ОНО» можно отнести методики «трансфера», «свободных ассоциаций» и «истолкования сновидений», различного рода нечаянных острот и оговорок, а также внимательный смысловой анализ анекдотического измерения человеческого бытия.
«Трансфер» - это такая форма диалога с «ОНО», в процессе осуществления которого некто становится для нашего «ОНО» своеобразным «привилегированным слушателем» или «исповедником» всех наших безотчетных желаний и побуждений. В этом случае, перед лицом данного субъекта, мы, как бы, переводим бессознательные побуждения нашего «ОНО», в осознанное и исповедальное сообщение о себе самих, в надежде, что сам этот «слушатель» станет в итоге нашим «желанием» (желанием желать, слушать и слышать нас на всю оставшуюся жизнь).
«Методика свободных ассоциаций»- это такой вариант и сценарий диалога, где «пациенту» (т.е. жертве «ОНО») предписывается говорить не только и не столько на языке своих доминирующих желаний, сколько выговаривать принципиально бессвязно и хаотично все то, что так или иначе тревожит и волнует человека, нарушает его душевный комфорт, мечется в виде смятения в его бытийных переживаниях. Это делается для того, чтобы одержимый желаниями «ОНО» человек мог на каком-то этапе диалога с психотерапевтом обрести понимание своих собственных проблем, посредством связывания собственных ассоциаций в некое осмысленное и, объединенное единством содержание, понимание того, что с ним возможно (бессознательно) происходит.
Наконец, посредством анализа и интерпретации наших сновидений, оговорок и нечаянных острот,человеческое «Я» открывает для себя не словесные, а образные вселенные собственных желаний и порывов и, по крупицам, восстанавливает всё то, что является для него подлинным и настоящим.
«Сверх-Я» также как и «ОНО» характеризует собой область бессознательного, но в отличие от биологически обусловленного «ОНО», «Сверх-Я» бессознательно содержит в себе культурно-исторически сформировавшиеся и, осевшие в человеческом существовании, в качестве различного рода «программ» поведения, общения и деятельности долженствования, с помощью которых человеческое «Я» побуждается (и принуждается) подавлять любые инстинктивные (биологически-витальные) проявления «ОНО», редактировать их под угрозой возможных репрессий (наказаний) со стороны «Сверх-Я».
Если человек в процессе своего существования по тем или иным причинам оказывается не способен творчески преобразовать свои отношения с «ОНО» и «Сверх-Я», в таком случае это грозит его существованию двумя катастрофичными «исходами»:
1. Человеческое «Я» может регрессировать на ту или иную стадию «невротического существования» (человек начинает вести себя девиантно), в контексте которого «недолжное» с точки зрения «Сверх-Я» человеческое поведение перестает социально преследоваться на том основании, что сам человек, впавший в невроз, больше не оценивается человеческой культурой в качестве «полноценного человека» (например, «блаженные» – общество смотрит на них, не с осуждением, а с сочувствием, т.к. они больны, побеждены «ОНО»);
2. Человек под давлением императивов «Сверх-Я» на его биологическую природу, может «сбежать в самоубийство»,чтобы раз и навсегда избежать соблазнов и искушений нашего «желания желать», которое, чаще всего и главным образом, провоцируется в человеке нашей «телесностью», обусловленной «зовами «ОНО» (демонстрация того, что человек не может терпеть «запреты», ограничивающие желания «ОНО», победить «желание»)
Вместе с тем, существует и некий «третий путь», посредством которого наше «Я» способно спасти себя в бытийной борьбе между «ОНО» и «Сверх-Я». Этот «путь» Фрейд определяет словом сублимация (самопреображение).Он предполагает творческий поиск человеком таких профессиональных ниш и поведенческих практик,которые помогали бы ему осуществлять свою природную и социальную «натуральность» в культурно-приемлемых «формах».