Перечень вопросов для аспирантов к экзамену
Общие проблемы философии науки
1. Онтология науки и онтологическая функция философии.
2. Эволюция подходов к анализу науки: генезис наукоуковедения.
3. Классическая традиция в философии науки.
4. Неклассическая парадигма в философии науки.
5. Постнеклассическая парадигма науки.
6. Синергетическое понимание науки.
7. Наука как творчество.
8. Преднаука и наука: сущностные характеристики и основные признаки.
9. Основные метапарадигмы науки. Понятия интернализм и экстернализм в научной деятельности.
10. Революции в науке: критерии и методы осуществления.
11. Становление науки и философия.
12. Онтологические основания возникновения науки в Древней Греции.
13. Формирование основ математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р.Бэкон, У.Оккам и Лейбниц.
14. Эксперимент и экспериментальный этап развития науки.
15. Формирование науки как профессиональной деятельности.
16. Рациональность как принцип и уровень научного знания.
17. Условия и предпосылки возникновения классической науки.
18. Технологические особенности в вызревании науки.
19. Становление и особенности социальных и гуманитарных наук.
20. Математические методы анализа как критерии вызревания науки (Г.Галилей, Ф.Бэкон, О. Конт, Л.Витгенштейн).
21. Научное знание как сложная развивающаяся система: взаимодействие и единство наук.
22. Многообразие форм и типов научного знания. (принцип фалибилизма)
23. Структура эмпирического знания.
24. Процедура формирования научного факта.
25. Проблема научного факта.
26. Структура теоретического знания.
27. Теоретические модели и законы в науке.
28. Рациональность как принцип и уровень научного знания.
29. Динамика науки и консерватизм научного знания.
30. Теоретические модели в организации науки.
31. Гипотетико-дедуктивная концепция теоретических знаний (преимущества и ограничения).
32. Развертывание теории как процесс постановки и решения задач.
33. Парадигмы научного знания в современной науке.
34. Математизация и идеализация теоретического знания.
35. Структура эмпирических оснований науки. Относительная и абсолютная истины.
36. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность.
37. Научная картина мира: дефиниция и исторические типы.
38. Операциональные основания научной картины мира. Эволюция субъект-объектных отношений в процессе познания.
39. Философия как методология.
40. Философское обоснование научных знаний как условие включения результатов научных знаний в культуру.
41. Методы научного познания и их классификация.
42. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания.
43. Зрелость и проблема верификации теоретических моделей и законов.
44. Механизмы развития научных понятий.
45. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
46. Этическая составляющая ценностей научной рациональности.
47. Особенности и критерии научного познания как явлений культуры.
48. Наука и искусство.
49. Наука и обыденное познание.
50. Наука и религия.
51. Традиции и новые знания. Нелинейность роста знаний.
52. Научные революции и их методологическая роль.
53. Междисциплинарные взаимодействия как фактор революционных преобразований в науке. Редукционизм.
54. Методологическая роль философии.
55. Философия как генеральная картина мира.
56. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.
57. Типы научной рациональности.
58. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.
59. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.
60. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
61. Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки.
62. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.
63. Этические проблемы в современной науке.
64. Проблема гуманитарного критерия в науке и высоких технологиях.
65. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
66. Современный сциентизм и антисциентизм.
67. Наука и паранаука. Критерии научного знания.
68. Этика науки и проблема перспектив научного постижения мира.
69. Соотношение разнообразных познания и чистота научного исследования.
70. Главные характеристики современного этапа развития науки.
71. Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки.
72. Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания.
73. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.
74. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
75. Современная наука и ее роль в формировании новых мировоззренческих ориентиров цивилизационного развития.
76. Наука и творчество. Функции науки в жизни общества.
77. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
78. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия.
79. Научные сообщества и их исторические типы.
80. Научные школы.