Место учебной дисциплины в структуре ООП. Дисциплина Философия относится к базовому циклу ООП [Б.1
Дисциплина Философия относится к базовому циклу ООП [Б.1. Б.1].
Требования к уровню подготовки студента определяются требованиями ФГОС общего (среднего) образования. Условием успешного освоения студентами дисциплины Философия являются следующие предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:
- в области общественных наук:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
осознание своей роли в развитии России; понимание роли России в многообразном, быстро изменяющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умения оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук; формирование и развитие целостного восприятия всего спектра природных и социальных реалий, окружающей действительности, человеческого фактора;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных, различных источников; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук;
- в области естественных наук:
сформированность основ целостной научной картины мира;
сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, социальную и этическую сферы деятельности человека;
сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию.
Изучение и освоение философии непосредственно связано:
- с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономика» [Б.1.Б.3], «Профессиональная этика [Б.1.Б.4]», «Логика» [Б.1.В.3], «Социология» [Б.1.В.4], «Основы управления» [Б.1.ДВ.1], «Риторика» [Б.1.ДВ.1];
- с дисциплинами профессионального цикла: Теория государства и права [Б.3.Б.1], История отечественного государства и права [Б.3.Б.2], История государства и права зарубежных стран [Б.3, Б.3];
а также выполняет интегративную, гносеологическую, методологическую и аксиологическую функцию в процессе изучения всего комплекса отраслевых и специально-юридических наук.
3. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость в зачетных единицах и часах: 3 ЗЕТ, 108 академических часов.
3.1.1. Тематический план (очная форма обучения)
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | |||||
лекции | Практические (семинарские) занятия | СРС | ||||||||
Философия, ее предмет, структура и функции. Историко-философское введение. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания Философия классическая, неклассическая и постнеклассическая Русская философия | Лекция –презентация, лекция-дискуссия; работа в малых группах, кейс-метод, «эрудит», мозговой штурм, «аквариум» | Опрос Конспекты первоисточников Подготовка и оценка сообщений Тестирование | ||||||||
Философия бытия Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия Философские и научные картины мира как модели бытия Бытие и сознание | Лекция –презентация; работа в малых группах, кейс-метод, «эрудит» | Реферирование литературы Подготовка и оценка презентаций Опрос Тестирование | ||||||||
Философия познания Познание Специфика научного познания | Лекция –презентация; работа в малых группах, кейс-метод, мозговой штурм, «аквариум» | Опрос Подготовка и оценка сообщений Тестирование | ||||||||
Общество, культура, цивилизация Философская антропология Социальная философия Культура и цивилизация Формы ценностного освоения бытия Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России | Лекция-дискуссия, лекция-презентация, презентации проектов, работа в малых группах, круглый стол | Реферирование литературы Подготовка и оценка презентаций Опрос Тестирование | ||||||||
3.1.2. Тематический план (очно-заочная, очно-заочная (сокращенная) форма обучения)
Общая трудоемкость в зачетных единицах и часах: 3 ЗЕТ, 108 академических часов.
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | |||
лекции | Практические (семинарские) занятия | СРС | ||||||
Философия, ее предмет, структура и функции. Историко-философское введение Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания Философия классическая, неклассическая и постнеклассическая Русская философия | 4/0,5 | 6 /0,5 | 15/ | Лекция –презентация, работа в малых группах, кейс-метод | Опрос Конспекты первоисточников Подготовка и оценка сообщений Тестирование | |||
Философия бытия Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия Философские и научные картины мира как модели бытия Бытие и сознание | 2/0,5 | 2 /0,5 | 9/15 | Лекция –презентация; работа в малых группах, кейс-метод | Реферирование литературы Подготовка и оценка презентаций Опрос Тестирование | |||
Философия познания Познание Специфика научного познания | 2/0,5 | 2/0,5 | 9/15 | Лекция –презентация; работа в малых группах, кейс-метод | Опрос Подготовка и оценка сообщений Тестирование | |||
Общество, культура, цивилизация Философская антропология Социальная философия Культура и цивилизация Формы ценностного освоения бытия Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России | 2/0,5 | 6 /0,5 | 13/ | Лекция-дискуссия, лекция-презентация, презентации проектов, работа в малых группах, круглый стол | Реферирование литературы Подготовка и оценка презентаций Опрос Тестирование | |||
10/2 | 16/2 | 46/ | ||||||
3.1.3.Тематический план (заочная, заочная (сокращенная), заочная(сокращенная ГВД), форма обучения)
Общая трудоемкость в зачетных единицах и часах: 3,5 ЗЕТ, 108 академических часов.
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
лекции | Практические (семинарские) занятия | СРС | |||||
Философия, ее предмет и функции. Историко-философское введение Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания Философия классическая, неклассическая и постнеклассическая Русская философия | 2/2/2 | 2/0,5/0,5 | 15/16/ | Лекция –презентация, лекция-дискуссия; работа в малых группах, кейс-метод. | Опрос Конспекты первоисточников Подготовка и оценка сообщений Тестирование | ||
Философия бытия Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия Философские и научные картины мира как модели бытия Бытие и сознание | 2/2/2 | 2/0,5/0,5 | 15/16/ | Лекция –презентация; работа в малых группах, кейс-метод. | Реферирование литературы Подготовка и оценка презентаций Опрос Тестирование | ||
Философия познания Познание Специфика научного познания | 2/0,5/0,5 | 15/16/ | Лекция –презентация; работа в малых группах, кейс-метод | Опрос Подготовка и оценка сообщений Тестирование | |||
Общество, культура, цивилизация Философская антропология Социальная философия Культура и цивилизация Формы ценностного освоения бытия Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России | 2/0,5/0,5 | 15/18/ | Лекция-дискуссия, работа в малых группах, круглый стол | Реферирование литературы Подготовка и оценка презентаций Опрос Тестирование | |||
4/4/4 | 8/2/2 | 60/66/ |
Содержание дисциплины (программа курса)
Курс философии включает изучение истории философии и основных проблем философии. История философии представлена не столько в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но как панорама философской мысли. Важно поэтому выделить основные исторические этапы развития философской мысли, сосредоточив внимание на проблемах бытия, познания, человека и общества. Данный подход позволит систематизировать материал, лучше усвоить суть философских учений, использовать эвристический потенциал философских концепций в особой сфере права.
Изучение основных проблем философии предполагает опору на знание истории философии, дающее возможность сопоставить различные подходы к их решению в современной философской и философско-правовой мысли. Оно должно побудить обучающихся задуматься над основополагающими философскими вопросами и, опираясь на их современное решение различными философскими школами и направлениями, сформировать собственное представление о мире и человеке. Присущие философскому знанию функции гносеологического, методологического и аксиологического характера способствуют установлению широких междисциплинарных связей с юридическими и другими гуманитарными науками. Это позволит студентам глубже освоить юридические дисциплины, развить и приумножить свои профессиональные навыки в области нормотворческой, правоприменительной и других видах юридической деятельности; применить знания в педагогической деятельности – преподавании правовых дисциплин и осуществлении правового воспитания; воспитать личностные качества, соответствующие их будущей профессиональной деятельности.