МОДУЛЬ II (темы 5-8). ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Задачи студентов по изучению материала модуля № 2:

1) знать: основные принципы философского анализа бытия; смысл и содержание глобальных проблем в системе «человек-общество-природа» и основные теоретико-практические варианты их решения; важнейшие ценности современного общества и личности; социокультурные основания и закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной); основные формы, принципы, законы и механизмы познавательной деятельности; философские методы анализа и регулятивы научного исследования; основные философские модели общества; факторы и источники социальной динамики; роль философии в полилоге культур в современном мире; перспективы развития современного общества в контексте реализации стратегии устойчивого развития.

2) уметь:использовать основные принципы диалектики и синергетики при объяснении природных и социокультурных процессов; характеризовать основные закономерности устройства природного мира во взаимосвязи с областью своей будущей профессиональной деятельности; позиционировать свое понимание смысла человеческого бытия; формулировать и аргументировать аксиологические ориентиры своей жизни и профессиональной деятельности; обоснованно осуществлять собственный ценностно-мировоззренческий выбор; применять навыки познавательной деятельности при анализе мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций; формулировать и аргументировать свою социальную позицию; оценивать состояние глобальных проблем современности, возможности собственного участия в их решении, в том числе в ходе профессиональной деятельности.

Т е м а 5. Философия бытия

1. Онтология как философское учение о бытии. Материальное и идеальное бытие. Системность и структурная организация материального мира.

2. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.

3. Пространственно-временная организация бытия. Специфика социально-исторического пространства и времени.

4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества.

Темы рефератов и докладов

1. Основные этапы эволюции представлений о материи в философии и науке.

2. Глобальный эволюционизм в современной научной картине мира.

3. Современные дискуссии о диалектике.

4. Теория синергетики и ее методологическая роль.

5. Специфика пространственно-временной организации физичес-кой, биологической и социальной реальности.

6. Современные взгляды на проблему внеземных цивилизаций и их философское осмысление.

7. Философская концепция биосферы и ноосферы В.И.Вернадского.

8. Космологические модели мира и их философский смысл.

9. Сценарии взаимодействия общества и природы в проектах Римского клуба.

10. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.

Контрольные вопросы и задания

1. Как соотносятся следующие понятия: бытие, существование, субстанция, субстрат?

2. Какие структурные уровни организации материального мира вы знаете?

3. Какой смысл вы вкладываете в понятия «развитие» и «прог-ресс»? Почему нельзя отождествлять развитие только с прогрессом?

4. В чем заключается специфика социально-исторического пространства и времени?

5. В чем принципиальное отличие диалектики от метафизики? С какими проявлениями метафизичности мышления вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

6. Что нового дает синергетика для понимания процесса развития?

7. Какие вы знаете исторические типы взаимодействия общества и природы?

8. Кто ввел понятия «экология» и «биосфера»? Что они обозначают?

9. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Какой тип отношения общества к природе выражен в этих словах Базарова?

10. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) была принята концепция устойчивого развития. В чем суть содержащихся в ней рекомендаций и реализуются ли они мировым сообществом?

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Философ А. Н. Чанышев в «Трактате о небытии» приходит к следующим выводам: «Я утверждаю, что небытие не только существует, но оно первично и абсолютно… Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию… Бытие есть только тень небытия, его изнанка… Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв». Влияние какой древней философской традиции проявляется в этом фрагменте? Согласны ли вы с Чанышевым? Аргументируйте.

2. «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может быть теоретически объяснено в терминах физики и химии». Является ли данное утверждение Б. Рассела проявлением механицизма? Какой смысл, на ваш взгляд, был вложен в эту фразу?

3. Одна из комедий Эпихарма содержит пародию на псевдодиалектику Кратила (ученика Гераклита), который считал, что в одну и ту же реку нельзя войти и один раз – настолько все изменяется. Сюжет таков: должник отказывается вернуть долг заимодавцу, аргументируя это тем, что они оба уже не те люди, что были прежде. Заимодавец его поколотил, за что был привлечен к суду. Каким образом обвиняемый оправдался? Как называется та позиция, которую занимал Кратил?

4. М. Горький написал статью «О борьбе с природой», где призывал уничтожить как вид все «бесполезные и вредные» растения, истощающие землю. В чем это противоречит современному пониманию развития биоценозов?

5. Некоторые авторы относят к глобальным проблемам современности проблему образования. Как вы считаете, почему?

Глоссарий

Бифуркация– разделение чего-либо на две ветви, которые в дальнейшем не сливаются.

Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью.

Бытие –философская категория, которая объединяет все предметы, явления, состояния, процессы объективной и субъективной реальности по признаку существования.

Время (как объективная форма существования материи) – категория, отражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.

Вселенная – весь окружающий нас безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный объективный мир.

Географическая среда – совокупность предметов и явлений приро­ды, составляющих на любом этапе истории общества необходимое условие существования и развития человечества.

Глобальный эволюционизм – современная научно-философская кон-цепция, описывающая развитие Вселенной и отдельных ее частей как взаимосвязанных и изменяющихся по единому алгоритму – от простого к сложному, путем самоорганизации.

Диалектика – одна изконцепций развития, способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего, источником чего считаются внутренне присущие миру противоречия, единство и борьба противоположностей.

Жизнь – форма существования материи в виде организмов (растения, животные, человек), поддерживающих и развивающих себя по-

средством обмена со средой веществом, энергией и информацией.

Концептуальное пространство и время – выражает теоретический уровень отражения пространственно-временной организации мира; уче-

ния, концепции, теории о пространстве и времени, существующие в обществе в конкретную историческую эпоху.

Коэволюция – соразвитие (т.е. совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эво­люционный) канал развития. Применительно к природе и обществу коэволюция предполагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает необходимые условия для развития общества.

Материя (в марксизме) – философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая су-

ществует независимо от человеческого сознания и отображается им.

Метафизика – термин неоднократно менял свой статус: от обозначения учения о сверхчувственных принципах и началах бытия до метода спекулятивного (исключительно умозрительного) мышления.Как стратегия познанияпротивоположна диалектике, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной картины мира.

Ноосфера – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Объективная реальность– совокупность независимых от человеческого сознания объектов, связей, отношений, взаимодействий, процессов, объединенных в неживые, живые и социально организованные системы.

Онтология (от греч. ontos – сущее, logos – слово, учение) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, основные формы существования природной, социальной и духовной реальности.

Природа – в широком смысле слова – это вся окружающая действительность во всем многообразии ее проявлений. В узком смысле под природой понимается совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Пространство – это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов, их способность занимать определенный объем и иметь определенную форму, структуру.

Развитие – это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.

Реляционная концепция – рассматриваетпространство и время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут.

Синергетика (греч. synergeia – сотрудничество) – междисциплинарное научное направление, изучающее закономерности и принципы самоорганизации сложных, неравновесных, открытых нелинейных систем.

Субстанция – это абсолютное, материальное или идеальное первоначало; то, что себе не имеет никакой причины, но является причиной всего существующего.

Субстанциальная концепция – рассматривает пространство и время как особые сущности, как самостоятельные субстанции, кото­рые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов.

Экологический кризис –ситуация, близкая к нарушению динамического равновесия между живыми системами и их внешними условиями обитания, ставящая под сомнение их выживание.

Экологическая культура общества – это духовно-практическое явление, порожденное разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды.

Экология (греч. oihos – дом, жилище и logos – учение) – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Наши рекомендации