Модуль II. Основные проблемы теории философии

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Б.1.Б.12«Философия»

Направление 44.03.01Педагогическое образование

профиль: образование в области русского языка и литературное образование

Квалификация (степень) «бакалавр»

Утверждено на заседании кафедры «20» сентября 2016 г.

Протокол № 1

Модуль II. Основные проблемы теории философии

Тема 1. Альтернативные концепции взаимосвязи и развития мира (2 часа)

Форма проведения: семинарское занятие

1. Понятие о диалектике, её структуре и формах. Диалектика и её альтернативы. Синергетика.

2. Принцип всеобщей противоречивости. Законы и категории: тождества и различия, противоположности и противоречия, конфликта и гармонии.

3. Принцип всеобщей связи. Законы и категории: единичного и общего, части и целого, элемента и системы, структуры и функции.

4. Принцип всеобщего изменения. Законы и категории: качества и количества, меры, скачка, отрицания и преемственности, повторяемости и неповторяемости, нового и старого, развития, прогресса и регресса.

Дискуссия на семинаре: Устарела ли сегодня диалектика как универсальное учение о развитии мира?

Задание для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект по теме «Диалектика и синергетика» (Абдеев Ф.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994, глава 6).

Основная литература

  1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия [Текст]: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2014. – 592 с.
  2. Батурин, В.К. Философия [Текст]: учебник для бакалавров. Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для бакалавров – М.: Юнити-Дана, 2016. – 343 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490, по паролю. – Университетская библиотека онлайн.
  3. Гуревич, П.С. Философия [Текст]: учеб. для бакалавров, для студентов вузов /П.С.Гуревич.- М : Юрайт, 2012. – 573 с.
  4. Ратников, В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 671 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21009, по паролю.— ЭБС «IPRbooks».

Дополнительная литература

  1. Бессонов, Б.Н. История философии [Текст]: учеб. для студентов вузов нефилос. специальностей, [для подгот. бакалавров, для подгот. специалистов] / Б.Н. Бессонов. – М.: Высшее образование, 2009. – 278, [1] с.
  2. Гриненко, Г.В. История философии [Текст]: учеб. для бакалавров, студентов вузов по дисциплине «Философия» / Г.В. Гриненко. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2012. – 684 с.
  3. Горелов, А.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А.Горелов, Т.А. Горелова. – М.: Московский гуманитарный университет, 2015. – 284 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675, по паролю. – ЭБС «IPRbooks».
  4. Грядовой, Д.И. Философия: Структурированный учебник для вузов. [Электронный ресурс]: – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=118575, по паролю. – Университетская библиотека онлайн.
  5. Канке, В.А. Философия: исторический и систематический курс [Текст]: учеб. для студентов вузов по дисциплине «Философия» / В.А. Канке. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2006. – 375 с.
  6. Основы истории философии: учеб-мет. пособие: направление подгот. 44.03.01 педагогическое образование (уровень бакалавриата) / ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургут гос. пед. ун-т; авт-сост. Н.Н. Свирида. – Сургут: РИО СурГПУ, 2015 – 55 с.
  7. Философия: учеб. для студентов вузов нефилософ. Специальностей [Текст]/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. . – 4-е изд. – М.: Трикста [и др.], 2007. – 686 с.
  8. Философия: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Под ред. В.П. Кохановского. – Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 575 с.
  9. Хрестоматия по философии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. – 571 с.

Интернет-ресурсы

  1. Всё о философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intencia.ru. – Загл. с экрана.
  2. Собрание наиболее известных философских текстов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000610/st005.shtml – Загл. с экрана.

Тема 2. Бытие человека (2 часа)

Форма проведения: семинарское занятие в интерактивной форме (учебная конференция).

1. Проблема человека в философии.

2. Сущность и содержание антропосоциогенеза.

3. О смысле жизни человека: философские варианты ответов.

Дискуссия на конференции:Совместим ли гуманизм общества со смертной казнью?

Задание 1. Подготовьте доклады и сообщения, презентацию (задание по выбору):

1. Б. Паскаль: таинство человеческого бытия.

2. Антропологическая концепция К. Маркса.

3. Л.Н. Толстой о сущности человека.

4. Ф.М. Достоевский о внутреннем мире человека.

5. Русские космисты о роли человека в мире (В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный,

С.Н. Булгаков и др.).

6. Фрейдизм о человеческой природе.

7. Э. Фромм: бегство от свободы.

8. Человек в философии экзистенциализма (Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс).

9. «Миф о Сизифе» А. Камю.

10. Человек и его бытие в философии прагматизма (У.Джемс, Дж. Дьюи).

11. Тейяр де Шарден П. «Феномен человека».

12. «Теория органического» Г. Плеснера о человеке как эксцентрическом существе.

13. Смех и плач как формы человеческого существования.

14. Проблема агрессивности в истории философии и в учениях «инстинктивизма» (З. Фрейд, К. Лоренц).

15. Бессмертие как феномен человеческого существования.

16. Дискуссии об искусственном интеллекте человека.

Задание 2. Творческое задание

1) Эрих Фромм утверждал, что «человек – единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться».

Почему человеческое существование является проблемным? Обоснуйте свою позицию в письменной форме.

2) В.П. Эфроимсон – крупнейший отечественный исследователь феномена гениальности в своем исследовании «Гениальность и генетика»: «Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев – в гениев развивается. И из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется…зарождение потенциального гения является прежде всего,– проблемой биологической, даже генетической. Развитие гения – проблема биосоциальная. Реализация гения - проблема социобиологическая».

Согласны ли вы с мнением автора? Обоснуйте свою позицию в письменной форме.

Задание 3. Проблемно-логическое задание

Сравните высказывания (в устной форме):

· «Человек есть лишь то, что он делает» (Ж.-П. Сартр).

· «Человек – животное, производящее орудия» (Франклин).

· «Человек есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс).

· Определите мировоззренческие и методологические позиции философов, давших понятие человеку.

Основная литература

  1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия [Текст]: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2014. – 592 с.
  2. Батурин, В.К. Философия [Текст]: учебник для бакалавров. Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для бакалавров – М.: Юнити-Дана, 2016. – 343 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490, по паролю. – Университетская библиотека онлайн.
  3. Гуревич, П.С. Философия [Текст]: учеб. для бакалавров, для студентов вузов /П.С.Гуревич.- М : Юрайт, 2012. – 573 с.
  4. Ратников, В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 671 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21009, по паролю.— ЭБС «IPRbooks».

Дополнительная литература

  1. Бессонов, Б.Н. История философии [Текст]: учеб. для студентов вузов нефилос. специальностей, [для подгот. бакалавров, для подгот. специалистов] / Б.Н. Бессонов. – М.: Высшее образование, 2009. – 278, [1] с.
  2. Гриненко, Г.В. История философии [Текст]: учеб. для бакалавров, студентов вузов по дисциплине «Философия» / Г.В. Гриненко. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2012. – 684 с.
  3. Горелов, А.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А.Горелов, Т.А. Горелова. – М.: Московский гуманитарный университет, 2015. – 284 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675, по паролю. – ЭБС «IPRbooks».
  4. Грядовой, Д.И. Философия: Структурированный учебник для вузов. [Электронный ресурс]: – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=118575, по паролю. – Университетская библиотека онлайн.
  5. Канке, В.А. Философия: исторический и систематический курс [Текст]: учеб. для студентов вузов по дисциплине «Философия» / В.А. Канке. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2006. – 375 с.
  6. Основы истории философии: учеб-мет. пособие: направление подгот. 44.03.01 педагогическое образование (уровень бакалавриата) / ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургут гос. пед. ун-т; авт-сост. Н.Н. Свирида. – Сургут: РИО СурГПУ, 2015 – 55 с.
  7. Философия: учеб. для студентов вузов нефилософ. Специальностей [Текст]/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. . – 4-е изд. – М.: Трикста [и др.], 2007. – 686 с.
  8. Философия: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Под ред. В.П. Кохановского. – Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 575 с.
  9. Хрестоматия по философии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. – 571 с.

Интернет-ресурсы

Наши рекомендации