В украинской философии
Мефодиевского общества — Пантелей-
Конца ХІХ — в ХХ в.
мон Кулиш (1819–1897 гг.), писатель,
критик и историк, один из представителей так называемой «философии сердца» и Николай Костомаров (1817–1885 гг.), историк и писатель.
П. Кулиш оставил идею сотворения мира Богом. Природа, по его мнению, «устроена божественной мудростью», а сознание существует независимо от материи, поэтому возможно бессмертие души, потусторонняя жизнь. Исходя из признания национального духа как основы общественного развития, Кулиш создал теорию об особенностях украинской души, которая имеет две стороны: внутреннюю — сердце
(чувства) и внешнюю — мышление (разум). Внутренней стороной он связан только с Украиной, а внешней — с другими народами. Своей внутренней стороной, суть которой составляет национальный дух, украинец отличается от других народов. Именно она, т. е. национальные чувства и национальный дух, объединяет «панів і мужиків в один за-гал», т. е. в одно целое. Внешняя сторона, разум, который предсказывает украинцам необходимость иметь связи с другими народами и воспринимать лучшие стороны их жизни, мешает внутренней. Кулиш считал, что украинский народ должен развиваться своим, самобытным путем, сохранять хуторской характер жизни — показатель высшей морали и целостности народной души.
Другим деятелем, творчество которого затем неоднократно использовалось для обоснования так называемого украинского буржуазного национализма, был автор «Книги бытия украинского народа» и работы «Две русские народности (россияне и украинцы)» Н. Костомаров. В последней работе впервые сделана попытка показать «модель» украинского народного характера. Как отмечает Дмитрий Чижевский в своих «Очерках истории философии на Украине», основные различия русских и украинцев начинают, по мнению Н. Костомарова, формироваться не в ХII веке и состоят в следующем: 1) у русских господствует общее (Бог и царь) над личностью, украинец ценит выше отдельного человека, нежели общее; 2) русские «нетерпимые» к «чужим» вероисповеданиям, к которым они относятся с презрением, к чужим обычаям и т. д. В Украине люди привыкли с незапамятных времен слышать у себя чужую речь, вражда к чужестранцам возникла только тогда, когда последние оскорбляли собственные святыни украинского народа; 3) русский народ «материальный», украинцы стремятся «одухотворить весь мир»; 4) русский мало ценит природу, украинец ее любит, потому-то украинская поэзия неотрывна от природы, она оживляет ее; 5) любовь к женщине — материальная у русских и духовная у украинцев; 6) в религии внимание русских направлено на внешнее, на форму, у украинцев невозможно, чтобы наступил какой-то раскол из-за обряда, из-за буквы, их религиозность — внутренняя. В целом Костомаров пропагандировал идею мессианства украинского народа.
Во второй половине ХІХ — начале XX вв. в Украине получают распространение идеи позитивизма, которые поддерживает и развивает В. Лесевич, дополняя их идеями И. Канта. «Специалисты» ставят философию на позицию слуги отдельных наук. С этих позиций, в частности, А. Потебня разрабатывает проблемы философии языка.
Александр Потебня (1835–1891 гг.) был среди первых, кого направляли из Харьковского университета в 1861 г. на учебу за границу. Там на него большое влияние произвели работы В. Гумбольта, посвященные философии языка. Свои научные изыскания А. Потебня начал с ответа на вопросы, которые были поставлены в немецкой философии и языкознании, в частности, В. Гумбольтом. Основной из них — вопрос об отношении языка к мышлению, который в свою очередь ставит другой — о происхождении языка и приводит к тому, что попытка понять начала человеческого языка невозможна без уяснения значения слова для мысли и степени его связи с жизнью души вообще.
Рис. 60.Александр Потебня |
С самого начала Потебня доказывает ложность теории умышленно-сознательного творения языка и его божественного происхождения. Ошибочность этих теорий лежит в абсолютном непонимании прогресса. Для теории сознательного творения прогресс языка невозможен, т. е. он происходит лишь тогда, когда уже не нужен; для теории божественного происхождения прогресс должен быть регрессом, а история речи должна быть историей ее падения. Все названные теории рассматривают язык как готовую вещь и поэтому не могут понять, откуда он взялся. Отсюда вытекает еще одна ошибка, что мысли создают слово. Потебня полностью разделяет взгляд В. Гумбольта, что язык — не мертвое творение, а деятельность, т. е. сам процесс производства, где язык есть вечно повторяющееся усилие духа сделать членораздельный звук проявлением мысли.
Народ творит язык. Язык рождает народный дух, от которого появляется национальная идея, потом национальное стремление, провоцирующее национальную волю и действие. Язык — это не только одна из стихий народности, но и ее совершеннейшая суть. Поэтому сформулированная ученым проблема «Язык и народ» имеет исключительное значение для развития украинского государства как единого основания для осуществления национальной идеи. Те нации, которые теряют родной язык и принимают чужой, не имеют духовной самостоятельности, всегда идут «на помочах» и поэтому не проявляют инициативы. Причем двуязычие тормозит развитие ребенка в школе. Мать должна говорить с ребенком на родном языке, что будет его лучшей рациональной подготовкой к жизни.
Внимание к национальной идее приводит целую нацию к консолидации своих внутренних сил, стимулирует волю, руководит действием. Сила нации может возникнуть как следствие объединения силы единиц.
Борьбу за государственный суверенитет украинского народа по всей Украине считает исходной точкой политической программы В.К. Ли-пинский (1882–1931 гг.). Причиной поражения украинской государственности в 1917–1920 гг. он считает не просто неверие интеллигенции в национальную идею, но и скептическое отношение к идее независимости вообще. Поскольку в Украине не было опыта монархии, то в менталитете украинцев отсутствует истинное понимание государственности. Из монархической теории Вячеслава Липинского, которая опиралась на украинскую историческую базу, органически вытекает еще один аспект его историософии — культ силы и великого человека («сильного, Богом посланного»), освещенный в работе «Письма к братьям-хлеборобам». Сила и авторитет — две черты, которые должны характеризовать власть. Причем Липинский ставит знак равенства между государством и национальной принадлежностью. Это означает, что все постоянные жители украинской земли без учета их социальной принадлежности, вероисповедания, этнического происхождения и даже национально-культурного сознания должны быть полноправными гражданами украинского государства.
Во взглядах на проблему нации и государства В. Липинский принципиально разошелся с Дмитрием Донцовым (1883–1957 гг.). Если первый шел «через государство к нации» (сначала формируется государство, потом — нация), то другой — «через нацию к государству». Эмигрант с 1939 года Д. Донцов в трудах «История развития украинской идеи» (1917), «Национализм» (1926), «Пасть огненных границ» (1952), «От мистики к политике» (1957) и др. изложил концепцию «волевого национализма». Воля — одно из проявлений души. Важнейшей основой национальной идеологии является воля нации к жизни, власти. Философия нации должна укреплять ее волю к жизни. Вторым основанием национальной идеи должно быть осознание конечности борьбы за национальную независимость, третьим — абсолютная вера в осуществление национальной идеи. Четвертый вектор — нетолерантность, фанатизм, что ведет к «аморализму» (подчинение личного общему). Пятое основание — право нации на самоопределение: не каждая нация, которая «имеет» это право, имеет его в действительности. Но ни одна нация не может действовать без шестого основания — деятельности активного меньшинства.
Для Донцова нация — самодостаточная ценность, а государство — инструмент ее защиты. Украинской идее, по мнению Донцова, недостает того, к чему подсознательно тянутся массы, что и является ее сутью — инстинкта власти.
Болевые проблемы национального бытия, пути национально-духовного возрождения Украины осмысливал Микола Хвилевый (1893–1933 гг.), который разработал концепцию «волевого витализма», обосновал право Украины на независимость. Украину он называл «психологической Европой», краем грандиозной цивилизации, родиной таких гениев, как Гете, Дарвин, Байрон, Ньютон. Украину, по его мнению, спасет активная, творческая одухотворенность.
Известным историософом был Юрий Липа (1900–1944 гг.), который в своих работах «Украинская раса» (1937), «Назначение Украины» (1938) и др. главной бедой украинцев называл комплекс «второ-сортности», синдром «малороссов». С позиции своего Я надо познать действительность и утвердить себя в ней как представителя своего рода и народа.
В конце XIX в. выходят первые работы В. Вернадского (1863– 1945 гг.), известного во всем мире ученого, значительная часть жизни которого прошла в Украине. Под впечатлением его лекций в Сорбонне Тей-яр де Шарден и Леруа ввели понятие ноосферы, которую рассматривали как духовную оболочку Земли. Владимир Вернадский попробовал ответить на вопрос, где находятся реальные условия или предпосылки образования ноосферы, которые уже созданы или создаются в процессе исторического развития человека. По его мнению, основные предпосылки следующие:
Рис. 61.Владимир Вернадский |
1. Человечество стало единым. Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс — всех и каждого — и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геополитической силой. Перед ним встает вопрос о перестройке биосферы в интересах человечества как единого целого, которое свободно мыслит.
2. Изменение средств связи и обмена, где человечество должно стать единым в экономическом и информационном отношении. Ноосфера — явление общепланетарное. Стремление к мирным отношениям человечества на грунте экономической жизни и обмена информацией.
3. Открытие новых источников энергии.
4. Повышение благосостояния населения.
5. Равенство всех людей, поэтому человечество должно прийти к полному равенству рас, народов независимо от цвета кожи и вероисповедания.
6. Исключение войны из жизни общества.
В целом же можно утверждать, что учение о переходе биосферы в ноосферу — вершина научной деятельности В. Вернадского. Оно включает в себя обобщение огромной роли человечества в эволюции биосферы, о единстве человека и биосферы. В трудах В. Вернадского наука предстает перед нами и как система знаний, и как способ деятельности, и как социальный институт.
После Октябрьской социалистической революции и вхождения Украины в состав СССР часть ученых эмигрировала за границу. На Украине в это время, как и в Союзе в целом, разгорается философская дискуссия «механистов» и «диалектиков». Усиление призывов к союзу с естествознанием обусловило поворот к механицизму, где четко выявились тенденции, которые затем привели к разрушению материалистической диалектики. Философия диалектического материализма подменяется общими выводами естественных наук, концепция развития через борьбу противоположностей подменяется принципом равновесия, высшие формы движения материи сводятся к простым, в первую очередь, физическим и механическим. Происходит отход от принципа диалектического единства социальной теории и практики, подмена его принципом метафизического, силового подгона практики под выводы теории, поворот к философии бюрократического централизма, командно-административной системы управления обществом, к сталинизму. Философия становится служанкой политики.
Очередной подъем украинской национальной культуры связан с непродолжительным для XX в. по сроку периодом существования независимой Украины (1917–1918 гг.). За это время было открыто 150 украинских гимназий (а в старых, русскоязычных, введены как обязательные предметы украинский язык, история и география Украины, история украинской литературы). Киевский университет святого Владимира преобразуется в октябре 1918 года в Государственный украинский университет, в Каменец-Подольске открывается второй Го-174
сударственный украинский университет. Создаются Государственный украинский архив, Национальная библиотека. 24 ноября 1918 года торжественно открывается Украинская академия наук с тремя отделениями: историко-филологическим, физико-математическим и социально-экономическим — во главе с профессором Владимиром Вернадским.
Утрата Украиной независимости положила конец этому яркому, но непродолжительному подъему украинской культуры. Ряд видных ученых вынужден был эмигрировать за границу и продолжать там работать. Среди них украинский мыслитель, политический деятель и писатель Владимир Винниченко (1880–1951 гг.), видный украинский историк и политический деятель Михаил Грушевский (1866–1934 гг.), философ Дмитрий Чижевский (1894–1977 гг.) и др. Их творчество способствовало повышению авторитета украинской науки в мире.
Особый интерес представляет творчество Дмитрия Чижевского — известного украинского философа. Образование Д. Чижевский получил в Петербургском и Киевском университетах. После окончания учебы он работает доцентом Женской высшей школы, а затем и Киевского пединститута. В 1920 году Чижевский эмигрирует в Германию, где посещает лекции К. Ясперса, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера. С 1924 года Чижевский преподает в Пражском университете, являясь с 1927 года профессором этого университета.
Особо значим вклад Чижевского в изучение проблем истории украинской и русской философии. Этому вопросу посвящены его работы: «Очерки по истории философии в Украине», «Философия Г. Сковороды», «История украинской литературы от начала до эпохи реализма» и др. Большую исследовательскую работу он провел, изучая влияние немецкой философии на Россию и Украину. Много и плодотворно Чижевский работал и в сфере изучения этнонациональных характеристик философских знаний.
Установление советской власти в Украине приводит к закрытию многих учебных заведений, прежде всего университетов, с целью «устранения цитаделей вражеской буржуазно-кадетской профессуры», высшая школа официально объявляется полем «идеологической борьбы». Только с 1922 года в какой-то мере начинается возрождение научной жизни в Украине. Снова открывается Академия наук в Киеве, в Харькове организуется коммунистический университет имени Артема, Украинский институт марксизма (с 1927 года — Украинский институт марксизма-ленинизма, УИМЛ). УИМЛ включал в свой состав и кафедру философии, на которой работали талантливые ученые С. Семковский, В. Юринец, В. Асмус, Р. Левик, В. Розанов и др. Так, например, Семен Семков-
ский (1882–1937 гг.) был глубоким знатоком истории философии, философских проблем теории относительности; Петр Демчук был специалистом по новейшим тенденциям развития зарубежной философии; Владимир Юринец (1891–1937 гг.), получивший прекрасную философскую подготовку во Львове, Берлине, Париже, приобрел известность своими работами по современной философии (гегельянству, феноменологии Гуссерля, психоанализу З. Фрейда). Своим творчеством они внесли значительный вклад в развитие украинской философской мысли.
Феномен культурного возрождения Украины затронул не только философскую мысль. Значительные достижения во всех областях научной и культурной жизни Украины 20-х годов — общепризнанный факт. Имена Николая Зерова (1890–1937 гг.), Михаила Ялового (1891–1934 гг.), Евгения Плужника (1898–1936 гг.), Николая Вороного (1871–1940 гг.), Михаила Драй-Хмары (1889–1939 гг.), Валериана Подмогильного (1901–1937 гг.), Георгия Косынки (1899–1934 гг.) и многих других составляют предмет гордости народа Украины. Однако в конце 20-х годов начинается новая волна репрессий. Так, 19 апреля 1930 года были осуждены за так называемую «националистично-контрреволюционную деятельность» 45 деятелей украинской культуры, которые якобы принадлежали к «Союзу освобождения Украины». По данным небольшой группы писателей, которым удалось выжить благодаря эмиграции на Запад, в период между 1930–1938 годами из 259 украинских писателей публиковались только 36. Судьба остальных неизвестна.
В 1936 году на страницах всесоюзного журнала «Под знаменем марксизма» со статьей «К итогам борьбы на философском фронте Украины» выступал заместитель директора Института философии Всеукра-инской ассоциации марксистско-ленинских институтов Н. Шовкопляс. Он «причислял» Я. Билыка, П. Демчука, Е. Гирчака, В. Юринца, Т. Степового, Г. Овчарова к группе «националистов-фашистов», О. Бер-вицкого, Р. Левика, Я. Блудова, О. Андриянова, Н. Билярчика — к «контрреволюционной группе меньшевиков-зиновьевцев», Н. Нырчук, В. Розанов и некоторые другие философы попали в блок «националистов и троцкистов» и т. д. По итогам статьи многие видные философы были репрессированы, а Всеукраинская АМЛИ — разогнана.
Так трагически обрывается украинское возрождение 20-х годов, навечно оставшееся в памяти народа как «расстрелянное возрождение».
На долгие годы (вплоть до второго философского возрождения, связанного с «хрущевской оттепелью») в истории украинской философии, как и других республик СССР, господствовала схоластическая догматика сталинизма.
После XX съезда КПСС (1956), на котором был осужден культ личности Сталина, перед философией открылись новые перспективы развития. Позитивные изменения в украинской философии, начавшиеся в 60-е годы и получившие название «второго» ее возрождения, в большей степени были связаны с деятельностью известного философа Павла Копнина (1922–1971 гг.), который в 1959 году приехал из Москвы в Киев и возглавил кафедру философии Киевского университета, а в 1964 году стал директором Института философии Украинской академии наук. Основав со своими первыми учениками авторский коллектив, он издает книгу «Логика научного исследования» (1965), которая стала своеобразным манифестом философской группы, известной на Украине и в мире как Киевская философская школа. В авторский коллектив входили П.В. Копнин, А.Т. Артюх, И.В. Бычко, Е.С. Жариков и другие философы. Важной особенностью этой работы была нацеленность на выход за пределы собственно «позитивистского» ракурса рассмотрения проблем познания, попытка осмысления их в более широком контексте проблем философской гуманистики. Позднее в этом направлении продолжала исследования группа философов под руководством директора Института философии АН Украины В. Шинкарука. В 1977 году ими опубликован ряд интересных работ: «Человек и мир человека», «Социально-исторические и мировоззренческие аспекты философских категорий» и др.
В настоящее время разработкой философских проблем в Украине занимается большая группа специалистов, сконцентрированная в Институте философии и Институте общественных наук АН Украины, на философском факультете КГУ им Т.Г. Шевченко, на кафедрах философии вузов страны и особенно в Киево-Могилянской академии.
В 1972 году при Академии наук Украины было образовано Украинское отделение философского общества СССР, которое в 1985 году стало самостоятельным философским обществом. Руководя работой 25 отделений, оно направляет свою деятельность на развитие философской мысли в стране. В Украине существует ряд периодических изданий, в которых публикуются результаты научных работ ученых-философов. Это журнал «Філософська і соціологічна думка», периодические межведомственныесборники «Проблеми філософії», «Філо-софські проблеми сучасного природознавства» и др.
Обретение Украиной независимости дало новый импульс развитию обществоведческой отечественной мысли в целом и философской культуры в частности. Кроме разработки основных направлений философской теории, заметным фактом стала концентрация усилий в исследовании проблемы человека, истории развития философии в Украине.
Анализ развития философской мысли в Украине показывает, что украинский народ вместе с другими народами стоял у колыбели европейской цивилизации, а Украина является одной из преемниц и хранительниц идейного наследия античного мира.
На первом этапе своего развитая (Х–ХIV вв.) философская мысль Украины, усваивая достижения античной, византийской культуры, делала только первые самостоятельные шаги. И хотя философия в это время развивалась в Украине в рамках религиозного мировоззрения, за религиозной оболочкой скрывалась сильная и самобытная мысль, исследовавшая вопросы мировоззрения, пытавшаяся найти теоретические ответы на практические общественные вопросы.
На втором этапе своего развития (XV–XVIII вв.) философская мысль Украины приобретает национально-региональный характер. Украинская теоретическая мысль, усваивая идеи западноевропейского возрождения и просвещения, все активнее начинает приобретать зрелые формы. В Украине появляются самобытные философы, философские школы, украинские мыслители начинают играть значительную роль в организации философского образования и преподавания в России, других европейских странах. Для этого периода характерно идейно-философское взаимовлияние и взаимосвязь трех братских восточнославянских народов, что подтверждается появлением в Украине, России, Белоруссии мыслителей полиэтнической принадлежности.
В третий период своего развития (XIX–XX вв.) украинская философская культура и общественная мысль, глубоко впитавшие в себя все наиболее ценное из своего исторического наследия, начинают развиваться в общем русле европейской философии, внося свой посильный вклад в сокровищницу мировой науки.
К особенностям украинской философии можно отнести следующие: она является преимущественно внутренним явлением украинской культуры; она не склонна к абстрактно-рациональным системным построениям; всегда тяготела к моральным поучениям; всегда чтила высшие духовные ценности; осмысливала судьбу украинцев и всех славян; достаточно глубоко интегрировалась в литературу, общественно-политическую мысль, культурно-исторические проекты.
В годы независимости Украины (с 1991 года) происходит глубокое обновление философской проблематики, растет профессиональный уровень философов, а главное — открылись широкие перспективы культивирования оригинальной, самобытной духовности, где органично объединяются жизнь и философская мудрость.