Ситуация действия и нетематическое знание
В перспективе реконструктивного (формально — прагма — тического) исследования понятие жизненного мира можно ввести, основываясь на понятии коммуникативного действо — вания. В самом общем плане любое действие представляет собой овладение определенной ситуацией. Понятие коммуникативного действования акцентирует в процессе овладения ситуацией два аспекта: телеологический аспект реализации целей (или выполнения плана действия) и коммуникативный аспект толкования ситуации действия и достижения взаимопонимания. Если стремиться к интегрирующей формулировке, то можно сказать, что в рамках коммуникативного действования участники а) согласованно б) осуществляют свои планы в) на основании общих трактовок ситуации.
Представим это положение более развернуто. Планы действия участники всегда составляют на основании понимания (более или менее эксплицитного, более или менее диффе — ренцированного и развернутого) наличной ситуации. При этом для коммуникативного действования конститутивно, что взаимопонимание между участниками является условием достижения частного успеха (успешного осуществления плана действия). В свою очередь достижение согласия относительно чего —то в мире предполагает, что участники уже исходят из когерентных трактовок их ситуации действия.
Рассмотрим подробнее эту общность определений ситуации различными акторами и попытаемся установить ее природу. Прежде всего бросается в глаза, что согласованное понимание ситуации лишь в сложных случаях является продуктом сознательных стремлений: только тогда, когда попытки достижения взаимопонимания терпят неудачу, коп — сенсуально направленные усилия участников переключаются из объектной установки в рефлексивную и перенацелива— ются с положений дел в мире, относительно которых стремятся к согласию, на те допущения, которые позволяют опоз — навать и рубрицировать эти положения дел. В простых случаях определения ситуации уже неявно предполагаются со—
гласованными и направляют объектно ориентированную практику взаимопонимания.
В этом смысле можно говорить, что общие определения ситуации образуют ее фон, организуя ее осмысленное и членораздельное восприятие: они позволяют акторам идентифицировать те или иные фрагменты ситуации, относя их к объек — тивному, социальному или субъективному мирам, и при этом отличать самих себя как действующих субъектов от этих миров. Тем самым трактовки ситуации действия играют важную роль в практике взаимопонимания, именно на них опираются притязания на значимость, выдвигаемые участниками коммуникации относительно тех или иных пропозицио — нальных содержаний. Это значит, что явная или неявная апелляция к определениям ситуации позволяет акторам осмысленно и основательно реагировать на выдвинутое кем-то притязание на значимость и достигать согласия относи — тельно него.
Далее, если в рамках той или иной ситуации рассматривать не единичное действие, а растянутую во времени последовательность действий, то нужно допустить, что определения ситуации воспроизводятся снова и снова. Каждое новое действие представляет собой своего рода тест для уже имеющихся трактовок: имплицитно предполагаемое определение ситуации реальным действием (его успехом или неудачей) подтверждается или же, напротив, ставится под вопрос и модифицируется или же вовсе заменяется другим. Тем самым коммуникативная практика предстает как реальный опыт, обеспечивающий проверку адекватности определений ситуации. Причем именно благодаря тому, что коммуникативный опыт действенно проблематизирует неявно подразумеваемые трактовки ситуации, они могут быть эксплицированы; и они переводятся в явную форму именно в той мере, в какой про — блематизируются в опыте.
Наш анализ еще больше усложняется, если мы рассматриваем уже не единичную ситуацию, а протекание коммуникативных действий в меняющихся ситуациях. Ясно, что ситуации действия постоянно сменяются, при этом ситуа — ции вовсе не представляют собой изолированные или даже сколько-нибудь четко отграниченные друг от друга "миры", они плавно, почти незаметно переходят одна в другую. Некоторая ситуация может быть попята как тематически выделенный фрагмент неопределенного поля действия. Тема возникает в связи с теми или иными конкретными интересами и целями субъектов действия и определяет ситуацию: в ситуацию действия включаются далеко не все характери —
стики акторов и далеко не все составные части их окружения, но лишь тематически значимые; и упорядочиваются они опять-таки в зависимости от своей тематической релевантности. Ситуация действия предстает как область актуальных потребностей взаимопонимания и возможностей действия. Остальное поле действия выступает при этом как не — тематический горизонт, который по мере удаления от актуальной ситуации как центра становится все более анонимным и диффузным.
Границы ситуации, как уже отмечалось, являются текучими и незаметно пересекаются при любом сдвиге темы; тем самым мы переходим в другую ситуацию, которая становится новым центром неопределенного поля действия; адекватно смещается и горизонт, поглощая при этом предшествующую ситуацию. В новой ситуации действия прежние определения ситуации утрачивают свою актуальность, однако действующие не оказываются в положении неопределенности: обнаруживается, что новая ситуация им определенным образом уже известна. Дело в том, что ситуации действия, будучи многообразно переплетены своими составными частями, образуют сложную сеть взаимных отсылок, так что одна ситуация переходит в другую достаточно произвольным, но не случайным образом (т. е., произвольно изменив тему, участники могут оказаться в другой ситуации, но вовсе не в любой, а лишь в такой, которая является "смежной" с предшествующей).
В коммуникативной практике уходящая в бесконечность сеть отсылок и перекличек конкретных ситуаций действия реально соприсутствует с актуальным тематическим центром как подвижный горизонт потеициалыюстей. Благодаря этому обстоятельству возможные новые ситуации уже известны в форме фонового, нетематического знания, в модусе само собой разумеющегося, которое интуитивно известно всем, кого оно касается. Из этих иетематических содержаний участниками строятся определения конкретных ситуаций; при этом некоторое (прежде петематическое) содержание, коль скоро оно сопрягается с актуальной ситуацией действия, осоз — нается участниками, выражается в определениях ситуации, проверяется выполнением действия и тем самым может быть проблематизировано. Это значит, что по отношению к ситуации действия нетематический горизонт предстает как резервуар само собой разумеющегося и используется участниками коммуникации для кооперативных процессов толкования. Отдельные его элементы задействуются, коль скоро они становятся релевантны некоторой ситуации действия, При этом
они, правда, утрачивают не только свою тривиальность, но и свою бесспорность.
Однако проделанного анализа все еще недостаточно для достижения коммуникативно переопределенного понятия жизненного мира. Последний нельзя отождествлять с областью нетематического знания, поскольку она имеет сложную структуру и жизненным миром не исчерпывается. Прежде всего в ней можно выделить нетематическое знание, которое находится еще на переднем плане (Vordergrundwissen) и на которое опираются участники коммуникации как на частные прагматические и семантические предпосылки. При этом имеется в виду, во —первых, связанное с той или иной ситуацией горизонтное знание и, во —вторых, связанное с той или иной темой контекстное знание'.
Говоря более конкретно, первый вид нетематического знания переднего плана имеет место благодаря тому, что актуально воспринимаемое ближайшее окружение акторов, находящееся в центре ситуации действия, вписано в невос — принимаемые, концентрически упорядоченные горизонты. При нормальном ходе дела участники молчаливо предполагают, что эти невоспринимаемые области их окружения, становящиеся по мере удаления от центра все более диффузными, они толкуют одинаково. Горизонтиое знание о невос — принимаемом окружении ситуации имплицитно присутствует в явно выраженном и опосредует иптерсубъективную значимость выражений, делая их в известной мере не —проблематическими.
Второй вид иетематического знания, также играющий важную роль в обеспечении приемлемости символических проявлений акторов для других участников коммуникации, — это связанное с актуальной темой контекстное знание. Находясь в рамках некоторой общей среды с другими людьми, актор, затрагивая определенную тему, тем самым задействует предметно связанные с пей контексты, которые (в силу общности локальных или этнических традиций, сходства школьного образования и т. п.) являются общими для всех участников коммуникации. В свете этого контекстного знания то или иное символическое проявление актора предстает как естественное или необычное, важное или заурядное, приемлемое или вызывающее протест. Иными словами, контекстное знание также существенно опосредует интерсубъек— тивность коммуникативной практики.
Эти две указанные Хабермасом разновидности нетемати —
ческого знания в коммуникативной практике задействуются, можно сказать, в виде "чувства уместности" и "чувства относящегося к делу" ("чувства", конечно, лишь в смысле интуитивного знания), которыми обладают компетентные участники коммуникации и которые во многом предопределяют ин — терсубъективное восприятие того или иного конкретного выражения. Далее, важной характеристикой нетематическо— го знания переднего плана является то, что оно легко может быть проблематизировано и становится при этом, естественно, тематическим. Для этого достаточно, в частности, нетривиально сместиться ситуации или теме — прагматические и семантические предпосылки, которые только что молчаливо предполагались, сразу же будут эксплицированы и поставлены под вопрос. Такое в повседневном течении коммуникативной практики случается на каждом шагу, поэтому иетема — тическое знание "переднего плана" является, так сказать, "условно (или релятивно) нетематическим".
Этим ситуативно связанное горизонтное знание и тематически связанное контекстное знание отличаются от ноте — матического знания заднего плана (Hintergrundwissen), или от жизненного мира, до которого мы наконец —то добрались. Жизненный мир представляет собой глубинный слой нетемати — ческого знания, в котором коренится горизонтное и контекстное знание. Нетематическое знание, образующее жизненный мир, обладает исключительной стабильностью, поскольку оно в значительной степени иммунизировано против проблематизирующего давления случайного течения опыта. Этот слой всегда уже предположенного знания может быть тематизирован только посредством специального методичес — кого усилия, к тому же лишь шаг за шагом.