Комментарий – пояснение к теме
1) Предметом называют то, что изучает данная дисциплина. Для философии предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это вечные вопросы – проблемы, которые интересуют человечество с тех пор как оно появилось. В контрольной работе студенту надо назвать перечень и смысл философских проблем, которые пытается решить философия.
|
- первая рациональная отрасль в истории духовной культуры - творчество, как мышление о фундаментальных вопросах, где ответ преимущественно не рациональный. Философия как одна из древнейшей области человеческого знания, основная форма духовной культуры и устойчивая форма общественного сознания.
Примечание: в контрольной работе по этому вопросу надо писать только об этом определении философии т.е. «как рациональной отрасли духовной культуры».
- как мудрость – искусство жизни, искусство познания мира, искусство жить среди людей;
- как мировоззрение – научно-теоретический тип мировоззрения, опирающийся на четкие понятия и категории;
- как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
3) Основной вопрос философии. Кем и когда был сформулирован «Основной вопрос философии»? (Имя автора).
Основной вопрос философии нужно рассматривать с двух сторон: онтологической - связанной с проблемой возникновения бытия, и гносеологической - о проблеме познаваемости мира, мышления. Основной вопрос философии является основополагающим в науке т.к. от ответа на него зависит мировоззрение любого человека.
Студенту нужно понять, что онтологическая проблема вызвана вечным спором между двумя основными теоретическими направлениями в философии: материализмом и идеализмом. Онтологическая проблема – это проблема отношения бытия к мышлению (сознанию): Что первично? Что вторично?(Дух или природа?)
Гносеологическая проблема – это вопрос о познаваемости мира: «Познаваем ли мир? Каким образом можно его познать?».
Студент должен осветить все теоретические подходы, которые имеются в философии по этому вопросу: монизм, материализм, идеализм, дуализм, плюрализм. (№ 1,ч.1, с.6-7), ( № 3 с.71-72), (№ 4, разд.2, гл.4, с.57-60).
|
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое философия? Чем она отличается от мифа и религии?
2. Когда и где возникла философия?
3. Что является предметом философии?
4. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
Что означает их смысл?
5. Какова роль философии в жизни человека и общества?
6. Что означает субстанция? В каких формах она может существовать?
7. В чем суть основного вопроса философии?
8. Какие теоретические подходы в его объяснении существуют в философии?
9. Что является первичным - Дух или природа? - в материализме, идеализме?
10. Как отвечает на вопрос: Познаваем ли мир? – материалист и идеалист?
11. Как в Вашей жизни, профессии проявляется сущность «Основного вопроса
философии»?
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.
(ч.1, гл.1, с.14-15)
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное
пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.
(Введение, с.4-9)
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних
специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (Введение,с. 5-16;)
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
(Разд. 1, гл.1, с. 6-25; разд.2, гл.4, с.57-60).
Дополнительные источники:
1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
240с. (для семинаров)
2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.
3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.
4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:
Феникс, 2008.-672с.
Тема 1.2 Философия Древнего мира и Средневековая философия.
Содержание учебного материала
1.2.1 Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
Становление философии в Древней Греции. Периодизация.
Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.
1.2.2 Философия Древнего Рима.
|
В результате изучения темы студент должен:
уметь:
- прослеживать влияние фундаментальных философских идей античности и Средневековья на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, соотносить их с актуальными проблемами современности;
знать:
- понятия космоцентризм, теоцентризм;
- особенности исторической эпохи; исторические типы философии; системы,
течения, школы.
Методические указания
Студент должен изучить и иметь представление об истории развития мировой философии, ее течениях, особенностях: космоцентризм античной философии, теоцентризм средневековой философии:
- космоцентризм- античная философия; философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через могущественное влияние Космоса и его циклов;
- теоцентризм- средневековая философия; в основе мировоззрения объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога.
Тема 1.2.1 Философия Древнего мира
Последовательность изучения темы – план:
1)Зарождение философии. (№ 1, ч.1, гл.1, с.5-15)
2) Философия Древней Индии. Школы: Джайнизм. Буддизм. Сущность учения Будды. Чарвака – локаята. (№ 1, ч.1, гл. 2, с. 16-22)
3) Философия Древнего Китая. Даосизм. Конфуцианство. Сущность учения Конфуция. (№ 1,гл.3, с.23-32).
Рекомендация:Обязательно использовать дополнительные источники по философии буддизма и конфуцианства.
Тема 1.2.2 Античная философия. 1.2.3 Философия Древнего Рима.
Последовательность изучения темы – план:
1) Становление философии в Древней Греции.
2) Милетская школа. Натурфилософия: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр,
Гераклит – поиски первоначала мира.
3) Философские школы Пифагора, Демокрита, элейская школа (Зенон).
4) Философия Сократа. Этика. Диалектика. Метод майовтики (№ 1, гл. 4, с. 40-43).
5) Философия Платона. Идеализм. Диалектика. (№ 1, гл.5, с. 44-49).
6) Философия Аристотеля. Метафизика.Логика. Этика. Добродетель.
(№ 1, гл.6, с. 55-62).
7) Философия Эпикура. Гедонизм. (№ 1, гл.6, с. 63-68).
8) Философские учения софистов – Протогор. Киники – Диоген. Стоики.
Скептики. (№ 1, гл. 6, с.49-52,с.68-71 ).
|
9) Философия Древнего Рима. Цицерон и Сенека.Политика, нравственность и
человек в наставлениях и поучениях древнеримских философов.
(№ 1, гл.7, с. 73-83).
Тема 1.2.4 Философско-религиозная мысль Средневековья.
Последовательность изучения темы – план:
1) Особенности средневековой философии. (№1,ч.1,гл.8, с.83-84),
(№ 2, разд.1,гл.1, с.31-33), (№ 3,разд.1,ч.2,гл.2,с.46-51).
2) Патристика. Августин. Природа и человек как творения бога.
Знание и вера. Добро и зло.(№ 1, гл.8, с. 83- 86), ( № 2,разд.1, гл. 2 с.32-33, 35),
(№ 4, разд.1, гл.2,с.29-30)
3) Схоластика. Фома Аквинский -синтез средневековой философии в системе
Ф.Аквинского. Пять аргументов бытия Бога. ( № 2,разд.1, гл. 2 с. 33-34),
4) Номинализм и реализм - проблема диалектики, связи общего и единичного.
(№ 1, гл.8, с. 88- 90), ( № 2,раздел 1, гл. 2 с.33-35), (№ 4, разд.1, гл.2,с.29-30)
Вопросы для самоконтроля:
1. Что означает мировоззрение космоцентризма в древнеиндийской,
древнекитайской и античной философии?
2. К какому типу мировоззрения, теоретическому направлению философии,
в основном, принадлежит индийская философия?
3. Назовите принципы и атрибуты буддизма. Что означает понятие нирвана?
4. В чем состоит сущность философии даосизма и конфуцианства?
5.Какие первоначала бытия природы называли натурфилософы?
6. Какие проблемы пытался изучать Сократ? Какой метод познания он создал?
7. Основоположником какого философского течения был Платон?
8. В чем состоит заслуга Аристотеля в философии? Какие науки он создал?
9. В чем сходство и различие философии Древней Греции и Рима?
10. Представителями каких греческих школ были философы Древнего Рима:
Лукреций Кар, Цицерон, Сенека?
11. Что означает мировоззрение теоцентризма в Средневековой философии?
12. В чем отличие Средневековой философии от античной?
13. Какие два периода выделяют в развитии философии Средневековья?
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.
(ч.1, гл. 2-3, с. 16-32)
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное
пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.
( раздел 1, гл.1-2 с.10-35)
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних
специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (раздел1, ч.1, гл.1-2, с.19-51;
|
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Раздел 1, гл.1, с. 6-25,
гл.2, с.29-30)
Дополнительные источники:
1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
240с. (для семинаров)
2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.
3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.
4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:
Феникс, 2008.-672с.
Тема 1.3 Философия Возрождения и Нового времени.
Содержание учебного материала
1.3.1 Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
1.3.2 Особенности философии Нового времени: эмпиризм и рационализм в
теории познания.
1.3.3 Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и
эволюционизма.
1.3.4 Русская философия XIX-XX вв. о путях развития российской цивилизации.
Философские взгляды славянофилов и западников. Русская идея.
В результате изучения темы студент должен:
уметь:
- прослеживать влияние фундаментальных философских идей эпохи
Возрождения, Нового времени, Русской философии XIX-XX вв. на развитие
науки, искусства, социальной и политической мысли, соотносить их
с актуальными проблемами современности;
знать:
- особенности философии эпохи Возрождения, Нового времени, Русской
философии XIX-XX вв.;
- исторические типы философии: антропоцентризм и гуманизм философии эпохи
Возрождения; гносеоцентризм философии европейского Просвещения и Нового
времени;
- взгляды славянофилов и западников в русской философии.
Методические указания
|
Тема 1.3.1 Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
Последовательность изучения темы – план:
1) Антропоцентризм – мировоззрение эпохи Возрождения.
2) Наука эпохи Возрождения. Открытия, изобретения Н. Коперника, Дж. Бруно,
Г. Галилея, Леонардо да Винчи и их значение в развитии основ современного
естествознания и научного мировоззрения. (№ 3, разд.1, гл.3.1.с. 52-53),
(Дополнительные источники, Интернет-ресурсы).
3) Философские взгляды на общество: Эразм Роттердамский, Мишель
Монтень, Томас Мор, Томмазо Компанелла. (Дополнительные источники,
Интернет-ресурсы).
4) Человек эпохи Возрожения в философии гуманизма и индивидуализма.
(творческая личность, достоинства).
(Дополнительные источники, Интернет-ресурсы)
5) Эстетическое направление эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи,
Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер – вклад в
сокровищницу мировой культуры. (Дополнительные источники, Интернет-
ресурсы).
6) Пантеизм и деизм - течения в философии. Дж. Бруно – жизнь, творчество и
подвиг философа. (Дополнительные источники, Интернет-ресурсы)
7) Философия государства и права. Николло Макиавелли и его социально-
политические взгляды на общество в трактате «Государь».
(Дополнительные источники, Интернет-ресурсы)