Этика на рубеже веков: новые идеи

В XX веке этика все более активно обращается к осмыслению моральных проблем общения, приобретая коммуникативную направ­ленность.В решении этих проблем, в выработке нравственных норм она опирается, прежде всего, на феноменологию Эдмунда Гуссерля (1859-1938), разработавшего учение об интерсубъективности, даю­щей возможность каждому Я удостовериться в существовании и опыте Другого. При этом существование Другого рассматривается как «аль­тер эго» — другое Я, которое теперь я могу постичь, понять по зако­ну аналогии. В свою очередь, Другой во мне самом получает значи­мость через мои воспоминания самого себя.

Большую роль в развитии коммуникативной этики сыграла сло­жившаяся на основе феноменологии герменевтика, которую один из ее основоположников Ганс-Георг Гадамер (р. 1900) представля­ет как философию понимания. Понимание для Гадамера — способ существования познающего, действующего и оценивающего челове­ка. Понимание устанавливается в процессе диалога, в котором про­исходит интеграция, «слияние горизонтов» — соединение прошло­го и настоящего, превращение их в партнеров по коммуникации, объединенных, как Я с Ты. А это дает возможность для понимания любой культуры, допуская поливариантное и мультинациональное существование и общение культур.

Понимание в диалоге обеспечивает проявление терпимости и заинтересованного отношения всех участников коммуникации в ин­терпретации смысла. Причем в процессе интерпретации происхо­дит не только понимание Другого, но и раскрытие самого себя. Гадамер выделяет три составляющие части единого герменевтического процесса: применение, понимание и истолкование. Однако он не разво­дит их кпк самостоятельные процедуры, а утверждает их единство: по­нимание всегда является «истолковывающим», а истолкование — «по­нимающим»; и спою очередь, понимание возможно лишь в качестве



Глава 2. История этических учений 57

«применения». Применение он считает главным, поскольку оно всегда есть применение текста (высказывания), подлежащего пониманию в той ситуации, в которой находится интерпретатор. Таким образом, понима­ние не только воспроизводит смысл (сказанного или написанного), но и открывает возможность создания новых смыслов, что всегда продуктив­но. То есть в ходе общения происходит не только обмен мнениями, но и «применение» их в конкретной ситуации. Так понимание завершается применением.

В 1970-х годах широкий резонанс, приведший к так называемо­му «герменевтическому буму», вызвала полемика между Гадамером и другим выдающимся представителем современной герменевтики — социологом п философом Юргеиом. Хабермасом (р. 1929), явив­шимся основоположником теории коммуникативного действия. Хабермас применяет герменевтику прежде всего как инструмент критики современного уродливого «ложного сознания» и «извра­щенных форм коммуникации», противопоставляя им свою «теорию коммуникативного действия», ведущую, по его мнению, к «правиль­ному пониманию» — себя и Другого.

• В основе его теории лежит анализ двух типов поведения — стратеги­ческого и коммуникативного. Цель стратегического поведения — не в достижении взаимопонимания, а в «преследовании интереса», что ве­дет к сознательному либо бессознательному обману партнера. В первом случае складывается система манипулирования, во втором — система­тически извращаемая коммуникация. Но в обоих случаях последствия для общества, культуры и личности — роковые. В сфере социальной, считает Хабермас, формируется отчуждение, утрачивается коллектив­ная идентификация; в сфере культуры происходит утрата смыслов, по­теря ориентации; в сфере личности — нарушение мотивационных ком­плексов, потеря связи с традицией. В случае же поведения, ориентиро­ванного на коммуникацию, складывается упорядоченная нормативная среда, устойчивые межличностные отношения, богатые личностные струк­туры, способные к самоосуществлению.

Хабермас рассматривает коммуникацию в качестве базового со­циального процесса, как основу повседневной практики частных жиз­ненных миров. Процессы коммуникативной рационализации он рас­ценивает как структурирующие, организующие социум. Именно они (а не производственные отношения) лежат, по мнению Хабермаса,



58____________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений

в основе современного гражданского общества, социального и меж­личностного общения.

Конец XX века и начало нового тысячелетия в европейской эти­ке характеризуется двумя новыми тенденциями: переходом к при­кладной этике и переосмыслением предмета этики в контексте пост­модернизма.

Прикладная этикавырабатывает сегодня практические рекомен­дации по решению моральных проблем в конкретных ситуациях и определенных сферах человеческой жизнедеятельности. Она функ­ционирует в виде самостоятельных частных этик (этика бизнеса, политическая этика, этика интимных отношений, профессиональные этики), что дает зачастую повод выносить ее за рамки этики вооб­ще. Однако характер аргументации этико-прикладных исследова­ний, их связь с теоретическими проблемами общей и нормативной этики позволяет утверждать, что прикладная этика является важ­ной стадией исторического развития самой морали и что ее можно интерпретировать как этическое теоретизирование «особого рода» — «теоретизирование в терминах жизни» (А. Гусейнов).

Особую актуальность приобрели в конце столетия направле­ния, которые, в противоположность рассмотренным выше модер­нистским течениям, можно объединить под названием постмодер­низма(Р. Барт, М. Фуко, Ж. Делез).

Вся духовная культура человечества рассматривается постмодернизмом как совокупность художественно-эстетических текстов, не имеющих объ­ективного содержания. Смыслы текстов равноценны, язык полифони-чен, их научный рационализм является не познанием истины, а средст­вом художественной выразительности. Поэтому претензии рационализма на особую власть, какое-либо исключительное положение совершенно аморальны, ибо ведут человечество в тупик.

Этика постмодернизма ставит задачу «деконструкции логоцен-тризма» и связанного с ним положительного имиджа науки и техники, что так и не удалось в полной мере этике модернизма. При этом если модернизм на место научной логики ставил миро­ощущение отдельного индивида (экзистенциализм и др.), то по­стмодернизм вообще отказывается от всякой логики, даже субъек­тивной.

Таким образом, постмодернистская философия с ее отказом от логоцентризма и деконструкцией классических и модернистских фи-



___________________ Глава 2. История этических учений______________________ 50

лософских построений разрушает традиционный просветительско-иормативный имидж этики как этики абстрактных моральных прин­ципов и всеобщих ценностей. Вместе с тем в отказе от логоцентриз­ма прослеживается утверждающее начало: в русле свойственного постмодернизму пафоса единичности, открытости, ситуативности предполагается дальнейшее слияние этики с живым моральным опы­том в отдельном индивидуальном проявлении, что может сделать ее плюралистичной, многоликой и личностной. Провозглашаемое по­стмодернизмом преодоление границы между «писателем» (автором), «читателем» и текстом, в ходе которого смысл сливается с понима­нием, обретает высокую степень действенности именно применительно к морали, которая отныне не прилагается и не предлагается индиви­ду, а учреждается им самим, ибо пет морали, отдельной от человека и поднесенной над ним. В этой интерпретации постмодернизм высту­пает не как отказ от этики вообще, а как доведенная до предела aim ненормативная установка, благодаря которой как раз и появля­ется возможность превращения традиционной авторитарной этики и этику гуманистическую.

Анализируя новейшие тенденции современной духовной культу­ры, можно сделать вывод, что, по сравнению с этикой прошлого, ори­ентированной на «общественный интерес» (этика просветителей, Ге­геля, Маркса), в современной этике все в большей степени усиливается личностное, индивидуалистическое начало и одновременно снижа­ется уровень гражданственности. Вместе с тем — парадоксально, но именно в конце XX века более актуальным стало обращение к про­блемам нравственного существования и гражданского статуса лич­ности в обществе, ее правам и обязанностям по отношению к социу­му и окружающей среде в целом — тенденция, которая, возможно, продолжится и в новом тысячелетии.

2.7. Этическая мысль Беларуси

Важнейшие тенденции развития европейских этико-философских учений проявились и в этическом наследии ведущих представите­лей общественно-политической мысли Беларуси. Особенности на­ционального мировосприятия, духовной культуры белорусского на­рода нашли выражение в таких нравственных качествах, как стремление к самоопределению, скрытое чувство собственного дос-

ДО______________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений

Глава 2. История этических учений __________________ 61



тоинства в сочетании с терпимостью, добродушием и бесконфликт­ностью.

Зачатки этического мировоззрения на территории Беларуси начали скла­дываться еще в IX-XI вв. на основе первобытной магии, шаманства, язы­ческих культов. Однако о становлении собственно этических воззрений можно говорить только начиная с принятия христианства в XI-XII вв.

Широко известна просветительская деятельность таких мысли­телей, как Евфросинъя Полоцкая (1110?—1173), Кирилл Туровский (11307-1182?). В своих этико-философских сочинениях они стре­мились привить на белорусской почве идеи христианской патри­стики, вели полемику с ересями и язычеством. В качестве источни­ка морали мыслились библейские заповеди всеобщей любви, добра, единения, которые рассматривались как Божественное откровение. Осуждались греховность и разобщенность мирской жизни, им про­тивопоставлялись возвышенные духовные идеалы монашества.

В XIII-XVI вв. территория Беларуси вошла в состав Великого княжества Литовского, а затем объединилась с Польским королев­ством в единую «республику» (Речь Посполитую). Этико-фило-софская мысль этого периода отразила в себе актуальные в ту эпо­ху тенденции развития западноевропейской культуры, в частности, гуманизма и протестантизма. Франциск Скорина (14907-1551) не только явился основоположником книгопечатания на Беларуси и перевел Библию на белорусский язык, но в своих комментариях раскрыл ее нравственно-этическое содержание. Его последователи Сымон Будный (1530-1593), Василий Тяпииский (1540-1604) и др. отстаивали идеи индивидуального мистического постижения ре­лигиозных текстов, их возвышенного морального смысла, критико­вали косность и нравственный догматизм церковной организации, разрабатывали основоположения протестантской этики труда. Не­которые из них от критики отдельных положений христианского вероучения переходили к общему отрицанию религиозных пред­рассудков в вопросах морали. Так, Казимир Лыщинский (1634-1689) пришел к последовательно атеистическому обоснованию нрав­ственных отношений, отверг существование Бога в качестве источников моральных ценностей.

В XVI-XVII вв. в Западной Европе начались процессы нравст-веннего обновления католицизма (контрреформация). На террито­рии Беларуси в стенах иезуитских коллегиумов и католических



университетов активно использовалось рационалистическое насле­дие схоластической этики Средневековья, среди образованной части белорусского общества распространялась нравственная философия Аристотеля и Фомы Аквинского.

Для православного населения была выдвинута идея унии (объе­динения) с католицизмом при главенстве папы Римского (П. Скарга, К. Тарлецкий и др.). Вместе с тем Н. Ленчицкий, Л. Сапега предос­терегали от насильственного проведения унии, теоретически осмыс­ливали этико-философские ценности веротерпимости и политиче­ской толерантности.

В противовес католицизму начали возникать православные брат­ства, которые в XVI-XV11 вв. также проводили обширную просве­тительскую программу, издавали азбуки и грамматики белорусско­го языка, пропагандировали важнейшие достижения западноевро­пейской этики среди православных жителей Беларуси. Один из Крупнейших деятелей белорусской культуры этой эпохи Симеон По­лоцкий (1629-1680) приглашался в Московское государство для воспитания детей царской фамилии. Он составил стихотворный сбор-пик, в котором поэтическими средствами излагаются основные мо­рально-этические принципы православия.

На рубеже XVIII-XIX вв. в Беларуси появляются этико-натура-листические концепции, обусловленные развитием естественных и точ­ных наук, осмысливающие нравственность в духе теорий «естествен­ного права», «общественного договора», «разумного эгоизма», отстаивающие необходимость всеобщего светского образования.

Прогресс морали стал связываться с восстановлением националь­ной независимости, с критикой крепостничества и российского само­державия. Последовательное развитие эти идеи нашли в этико-по-литической программе руководителя народного восстания 1863 г. Кастуся Калиновского (1838-1864), а также у революционеров-народников Н. Судиловского, И. Гриневицкого.

Распад Российской империи в результате Октябрьской револю­ции привел сначала к образованию Белорусской Народной Респуб­лики, а затем — БССР. Этот период характеризовался бурным рос­том национального самосознания, в этике активно осмысливались нравственные аспекты возрождения белорусской государственности. Еще перед революцией поэты Ф. Богушевич, А. Пашкевич (Тетка), Я. Купала, Я. Колас в своем творчестве воспевали труд простых крестьян-белорусов, их близость к природе, здоровую простоту нрав-



Этика на рубеже веков: новые идеи - student2.ru Щ_____________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений

ственных отношений. М. Довнар-Запольский, В. Ластовский, И. Кон-чевский (Абдиралович) и др. теоретически осмысливали мораль­ные особенности белорусского этноса, выступали против засилия польскоязычной и русскоязычной культур.

В БССР активно развивается марксистская этика, тесно связан­ная с государственной идеологией культа политических вождей. С по­зиций марксизма-ленинизма и авторитарной этики осмысливаются нравственные аспекты классовой борьбы, пролетарской революции, социалистического общества как единственного средства реализа-„ ции гуманизма и социальной справедливости. Правда, в 1970-80 гг. в рамках официальной советской идеологии наметились и отдель­ные критические тенденции.

После распада СССР в развитии белорусской этики обозначи­лась ситуация плюрализма, переход от авторитарной к гуманисти­ческой этике. Анализу подвергаются национальные особенности мо­рального самосознания белорусов; предпринимаются попытки по-новому осмыслить фундаментальные моральные ценности; по­являются нетрадиционные системы обоснования морали. В целом . можно говорить о значительном разнообразии этико-философских подходов и ощутимом приближении этической мысли Беларуси к ве­дущим мировым тенденциям научного знания.

Таким образом, краткий экскурс в область истории этических учений позволил нам не только увидеть тот неослабевающий инте­рес, с которым обращались и обращаются к моральным проблемам выдающиеся умы прошлого и настоящего, но и убедиться в сложно­сти и неоднозначности подходов к их решению, с чем постоянно сталкивается и современный человек. Вместе с тем история этиче­ских учений является отражением и выражением истории самой морали, нравственной культуры человечества, с чем нам предстоит теперь познакомиться.

Вопросы и задания

1. В «Бхагавадгите» говорится: «Всегда совершай должные дела без привязанности, ибо человек, совершающий дела без привязанности, достига­ет высшего... Лучше своя дхарма (даже) с недостатком, нежели хорошо выполненная чужая; лучше смерть в своей дхарме: чужая дхарма опасна». В чем, па Ваш взгляд, смысл этих высказываний? Сохраняют ли они акту­альность в современных условиях?

______ Глава 2. История этических учений_______________________ &?

2. В трактате «Дао дэ цзин» сказано: «Кто посвящает себя учебе .—
с каждым днем прибавляет. Кто посвящает себя Дао — с каждым днем
уменьшает. Уменьшает и уменьшает до тех пор, пока не достигнет недея­
ния... Чтобы овладеть Поднебесной, постоянно осуществляй неслужение
(бездействие)». В чем состоит принцип недеяния? Что в нем общего с нрав-
ственными ценностями буддизма?

3. Известно библейское изречение: «И так во всем, как хотите, чтобы
поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними...» Этот принцип, из-
вестный па протяжении всей истории человечества, носит название «золо­
того правила» нравственности. Почему это правило названо «золотым»?
Готовы ли Bi.i сами в общении с людьми следовать ему?

А. Какой из библейских принципов отношений между людьми Вы разде-

няетг:

и) «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Ветхий Завет) ИЛИ «ЛюАи'ге врагов наших, благословляйте проклинающих вас, благотво­ри к- ненавидящим вас» (Новый Завет)?

б) «Око за око, зуб за зуб» (Ветхий Завет) или «Не противься злому. 11о кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Новый Завет)?

«

5. Согласны ли Вы с такими мыслями Аристотеля: «Счастье — это начало в том смысле, что все мы ради него делаем все остальное»; «Счастье — это определенного качества деятельность души сообразно добродетели»?

6. Р. Оуэн на вопрос «В чем состоит счастье человека?» отвечал: «В при­
ятных ощущениях или в умеренном удовлетворении всех его естественных
потребностей». Совпадает ли его утверждение с Вашими представлениями
о счастье? Как называется такое понимание счастья, уходящее корнями
в традиции древнегреческой философии?

7. Могло бы способствовать разрешению современных общественных
коллизий и конфликтов утверждение Н.Г. Чернышевского о том, что пра­
вильно понятый общий интерес есть основа личного блага каждого? А мне­
ние французских сторонников «разумного эгоизма», что правильно поня­
тый личный интерес есть основа общего блага всех? Почему это — «разумный
эгоизм»? Какая из двух точек зрения кажется Вам более справедливой и
подходящей для современных условий и почему?

8. И. Кант сформулировал знаменитый тезис: «Во всем сотворенном
все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как
средство; только человек... есть цель сама по себе». Что означает тезис
«человек не средство, а цель»?

9. В работе «Задачи союзов молодежи» В.И. Ленин так сформулиро­
вал свое представление о нравственных основах человеческих взаимоотно­
шений: «Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы
пролетариата» и «В основе коммунистической нравственности лежит борь-

Этика на рубеже веков: новые идеи - student2.ru 64____________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений

ба за укрепление и завершение коммунизма». Какой характер носят эти принципы? Согласны ли Вы с ними? К чему ведет следование этим прин­ципам? Сравните их с пониманием морали у Л. Фейербаха: «Принимать действенное участие в счастье и несчастье других людей, быть счастливым со счастливыми, несчастным с несчастными, но лишь для того... чтобы уст­ранить зло, где только возможно, — вот единственная мораль...» Оцените оба высказывания с точки зрения гуманизма.

10. На каком принципе человеческих отношений базируется следующее утверждение А. Шопенгауэра: «Истина же такова: мы должны быть несча­стны, и мы несчастны. При этом главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, это сам человек: человек человеку волк. Кто твердо помнит это, для того мир представляется как некий ад, который тем ужас­нее дантовского ада, что здесь один человек должен быть дьяволом для другого». Какие аргументы, по Вашему мнению, лежат в его основе? Какие контраргументы Вы могли бы привести?

11. «Успех и неудача суть первые категории жизни» (Дж. Дьюи). По­зицию какого этического направления выражает это высказывание?

12. А. Бергсон в сочинении «Два источника морали и религии» утвер­ждает: «Закрытое общество — это такое общество, члены которого тесно связаны между собой, равнодушны к остальным людям... Открытое общест­во — это то, которое в принципе охватывает все человечество». Как Вы понимаете это высказывание?

13. «Говорить о личностном универсуме можно только применительно к будущему: сегодня существуют лишь отдельные индивидуальные или коллективные его образования. Поступательное расширение этого универ­сума и есть человеческая история». Какие нравственные тенденции отра­жает данное высказывание Э. Мунье?

Наши рекомендации