Этика на рубеже веков: новые идеи
В XX веке этика все более активно обращается к осмыслению моральных проблем общения, приобретая коммуникативную направленность.В решении этих проблем, в выработке нравственных норм она опирается, прежде всего, на феноменологию Эдмунда Гуссерля (1859-1938), разработавшего учение об интерсубъективности, дающей возможность каждому Я удостовериться в существовании и опыте Другого. При этом существование Другого рассматривается как «альтер эго» — другое Я, которое теперь я могу постичь, понять по закону аналогии. В свою очередь, Другой во мне самом получает значимость через мои воспоминания самого себя.
Большую роль в развитии коммуникативной этики сыграла сложившаяся на основе феноменологии герменевтика, которую один из ее основоположников Ганс-Георг Гадамер (р. 1900) представляет как философию понимания. Понимание для Гадамера — способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание устанавливается в процессе диалога, в котором происходит интеграция, «слияние горизонтов» — соединение прошлого и настоящего, превращение их в партнеров по коммуникации, объединенных, как Я с Ты. А это дает возможность для понимания любой культуры, допуская поливариантное и мультинациональное существование и общение культур.
Понимание в диалоге обеспечивает проявление терпимости и заинтересованного отношения всех участников коммуникации в интерпретации смысла. Причем в процессе интерпретации происходит не только понимание Другого, но и раскрытие самого себя. Гадамер выделяет три составляющие части единого герменевтического процесса: применение, понимание и истолкование. Однако он не разводит их кпк самостоятельные процедуры, а утверждает их единство: понимание всегда является «истолковывающим», а истолкование — «понимающим»; и спою очередь, понимание возможно лишь в качестве
Глава 2. История этических учений 57
«применения». Применение он считает главным, поскольку оно всегда есть применение текста (высказывания), подлежащего пониманию в той ситуации, в которой находится интерпретатор. Таким образом, понимание не только воспроизводит смысл (сказанного или написанного), но и открывает возможность создания новых смыслов, что всегда продуктивно. То есть в ходе общения происходит не только обмен мнениями, но и «применение» их в конкретной ситуации. Так понимание завершается применением.
В 1970-х годах широкий резонанс, приведший к так называемому «герменевтическому буму», вызвала полемика между Гадамером и другим выдающимся представителем современной герменевтики — социологом п философом Юргеиом. Хабермасом (р. 1929), явившимся основоположником теории коммуникативного действия. Хабермас применяет герменевтику прежде всего как инструмент критики современного уродливого «ложного сознания» и «извращенных форм коммуникации», противопоставляя им свою «теорию коммуникативного действия», ведущую, по его мнению, к «правильному пониманию» — себя и Другого.
• В основе его теории лежит анализ двух типов поведения — стратегического и коммуникативного. Цель стратегического поведения — не в достижении взаимопонимания, а в «преследовании интереса», что ведет к сознательному либо бессознательному обману партнера. В первом случае складывается система манипулирования, во втором — систематически извращаемая коммуникация. Но в обоих случаях последствия для общества, культуры и личности — роковые. В сфере социальной, считает Хабермас, формируется отчуждение, утрачивается коллективная идентификация; в сфере культуры происходит утрата смыслов, потеря ориентации; в сфере личности — нарушение мотивационных комплексов, потеря связи с традицией. В случае же поведения, ориентированного на коммуникацию, складывается упорядоченная нормативная среда, устойчивые межличностные отношения, богатые личностные структуры, способные к самоосуществлению.
Хабермас рассматривает коммуникацию в качестве базового социального процесса, как основу повседневной практики частных жизненных миров. Процессы коммуникативной рационализации он расценивает как структурирующие, организующие социум. Именно они (а не производственные отношения) лежат, по мнению Хабермаса,
58____________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений
в основе современного гражданского общества, социального и межличностного общения.
Конец XX века и начало нового тысячелетия в европейской этике характеризуется двумя новыми тенденциями: переходом к прикладной этике и переосмыслением предмета этики в контексте постмодернизма.
Прикладная этикавырабатывает сегодня практические рекомендации по решению моральных проблем в конкретных ситуациях и определенных сферах человеческой жизнедеятельности. Она функционирует в виде самостоятельных частных этик (этика бизнеса, политическая этика, этика интимных отношений, профессиональные этики), что дает зачастую повод выносить ее за рамки этики вообще. Однако характер аргументации этико-прикладных исследований, их связь с теоретическими проблемами общей и нормативной этики позволяет утверждать, что прикладная этика является важной стадией исторического развития самой морали и что ее можно интерпретировать как этическое теоретизирование «особого рода» — «теоретизирование в терминах жизни» (А. Гусейнов).
Особую актуальность приобрели в конце столетия направления, которые, в противоположность рассмотренным выше модернистским течениям, можно объединить под названием постмодернизма(Р. Барт, М. Фуко, Ж. Делез).
Вся духовная культура человечества рассматривается постмодернизмом как совокупность художественно-эстетических текстов, не имеющих объективного содержания. Смыслы текстов равноценны, язык полифони-чен, их научный рационализм является не познанием истины, а средством художественной выразительности. Поэтому претензии рационализма на особую власть, какое-либо исключительное положение совершенно аморальны, ибо ведут человечество в тупик.
Этика постмодернизма ставит задачу «деконструкции логоцен-тризма» и связанного с ним положительного имиджа науки и техники, что так и не удалось в полной мере этике модернизма. При этом если модернизм на место научной логики ставил мироощущение отдельного индивида (экзистенциализм и др.), то постмодернизм вообще отказывается от всякой логики, даже субъективной.
Таким образом, постмодернистская философия с ее отказом от логоцентризма и деконструкцией классических и модернистских фи-
___________________ Глава 2. История этических учений______________________ 50
лософских построений разрушает традиционный просветительско-иормативный имидж этики как этики абстрактных моральных принципов и всеобщих ценностей. Вместе с тем в отказе от логоцентризма прослеживается утверждающее начало: в русле свойственного постмодернизму пафоса единичности, открытости, ситуативности предполагается дальнейшее слияние этики с живым моральным опытом в отдельном индивидуальном проявлении, что может сделать ее плюралистичной, многоликой и личностной. Провозглашаемое постмодернизмом преодоление границы между «писателем» (автором), «читателем» и текстом, в ходе которого смысл сливается с пониманием, обретает высокую степень действенности именно применительно к морали, которая отныне не прилагается и не предлагается индивиду, а учреждается им самим, ибо пет морали, отдельной от человека и поднесенной над ним. В этой интерпретации постмодернизм выступает не как отказ от этики вообще, а как доведенная до предела aim ненормативная установка, благодаря которой как раз и появляется возможность превращения традиционной авторитарной этики и этику гуманистическую.
Анализируя новейшие тенденции современной духовной культуры, можно сделать вывод, что, по сравнению с этикой прошлого, ориентированной на «общественный интерес» (этика просветителей, Гегеля, Маркса), в современной этике все в большей степени усиливается личностное, индивидуалистическое начало и одновременно снижается уровень гражданственности. Вместе с тем — парадоксально, но именно в конце XX века более актуальным стало обращение к проблемам нравственного существования и гражданского статуса личности в обществе, ее правам и обязанностям по отношению к социуму и окружающей среде в целом — тенденция, которая, возможно, продолжится и в новом тысячелетии.
2.7. Этическая мысль Беларуси
Важнейшие тенденции развития европейских этико-философских учений проявились и в этическом наследии ведущих представителей общественно-политической мысли Беларуси. Особенности национального мировосприятия, духовной культуры белорусского народа нашли выражение в таких нравственных качествах, как стремление к самоопределению, скрытое чувство собственного дос-
ДО______________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений
Глава 2. История этических учений __________________ 61
тоинства в сочетании с терпимостью, добродушием и бесконфликтностью.
Зачатки этического мировоззрения на территории Беларуси начали складываться еще в IX-XI вв. на основе первобытной магии, шаманства, языческих культов. Однако о становлении собственно этических воззрений можно говорить только начиная с принятия христианства в XI-XII вв.
Широко известна просветительская деятельность таких мыслителей, как Евфросинъя Полоцкая (1110?—1173), Кирилл Туровский (11307-1182?). В своих этико-философских сочинениях они стремились привить на белорусской почве идеи христианской патристики, вели полемику с ересями и язычеством. В качестве источника морали мыслились библейские заповеди всеобщей любви, добра, единения, которые рассматривались как Божественное откровение. Осуждались греховность и разобщенность мирской жизни, им противопоставлялись возвышенные духовные идеалы монашества.
В XIII-XVI вв. территория Беларуси вошла в состав Великого княжества Литовского, а затем объединилась с Польским королевством в единую «республику» (Речь Посполитую). Этико-фило-софская мысль этого периода отразила в себе актуальные в ту эпоху тенденции развития западноевропейской культуры, в частности, гуманизма и протестантизма. Франциск Скорина (14907-1551) не только явился основоположником книгопечатания на Беларуси и перевел Библию на белорусский язык, но в своих комментариях раскрыл ее нравственно-этическое содержание. Его последователи Сымон Будный (1530-1593), Василий Тяпииский (1540-1604) и др. отстаивали идеи индивидуального мистического постижения религиозных текстов, их возвышенного морального смысла, критиковали косность и нравственный догматизм церковной организации, разрабатывали основоположения протестантской этики труда. Некоторые из них от критики отдельных положений христианского вероучения переходили к общему отрицанию религиозных предрассудков в вопросах морали. Так, Казимир Лыщинский (1634-1689) пришел к последовательно атеистическому обоснованию нравственных отношений, отверг существование Бога в качестве источников моральных ценностей.
В XVI-XVII вв. в Западной Европе начались процессы нравст-веннего обновления католицизма (контрреформация). На территории Беларуси в стенах иезуитских коллегиумов и католических
университетов активно использовалось рационалистическое наследие схоластической этики Средневековья, среди образованной части белорусского общества распространялась нравственная философия Аристотеля и Фомы Аквинского.
Для православного населения была выдвинута идея унии (объединения) с католицизмом при главенстве папы Римского (П. Скарга, К. Тарлецкий и др.). Вместе с тем Н. Ленчицкий, Л. Сапега предостерегали от насильственного проведения унии, теоретически осмысливали этико-философские ценности веротерпимости и политической толерантности.
В противовес католицизму начали возникать православные братства, которые в XVI-XV11 вв. также проводили обширную просветительскую программу, издавали азбуки и грамматики белорусского языка, пропагандировали важнейшие достижения западноевропейской этики среди православных жителей Беларуси. Один из Крупнейших деятелей белорусской культуры этой эпохи Симеон Полоцкий (1629-1680) приглашался в Московское государство для воспитания детей царской фамилии. Он составил стихотворный сбор-пик, в котором поэтическими средствами излагаются основные морально-этические принципы православия.
На рубеже XVIII-XIX вв. в Беларуси появляются этико-натура-листические концепции, обусловленные развитием естественных и точных наук, осмысливающие нравственность в духе теорий «естественного права», «общественного договора», «разумного эгоизма», отстаивающие необходимость всеобщего светского образования.
Прогресс морали стал связываться с восстановлением национальной независимости, с критикой крепостничества и российского самодержавия. Последовательное развитие эти идеи нашли в этико-по-литической программе руководителя народного восстания 1863 г. Кастуся Калиновского (1838-1864), а также у революционеров-народников Н. Судиловского, И. Гриневицкого.
Распад Российской империи в результате Октябрьской революции привел сначала к образованию Белорусской Народной Республики, а затем — БССР. Этот период характеризовался бурным ростом национального самосознания, в этике активно осмысливались нравственные аспекты возрождения белорусской государственности. Еще перед революцией поэты Ф. Богушевич, А. Пашкевич (Тетка), Я. Купала, Я. Колас в своем творчестве воспевали труд простых крестьян-белорусов, их близость к природе, здоровую простоту нрав-
Щ_____________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений
ственных отношений. М. Довнар-Запольский, В. Ластовский, И. Кон-чевский (Абдиралович) и др. теоретически осмысливали моральные особенности белорусского этноса, выступали против засилия польскоязычной и русскоязычной культур.
В БССР активно развивается марксистская этика, тесно связанная с государственной идеологией культа политических вождей. С позиций марксизма-ленинизма и авторитарной этики осмысливаются нравственные аспекты классовой борьбы, пролетарской революции, социалистического общества как единственного средства реализа-„ ции гуманизма и социальной справедливости. Правда, в 1970-80 гг. в рамках официальной советской идеологии наметились и отдельные критические тенденции.
После распада СССР в развитии белорусской этики обозначилась ситуация плюрализма, переход от авторитарной к гуманистической этике. Анализу подвергаются национальные особенности морального самосознания белорусов; предпринимаются попытки по-новому осмыслить фундаментальные моральные ценности; появляются нетрадиционные системы обоснования морали. В целом . можно говорить о значительном разнообразии этико-философских подходов и ощутимом приближении этической мысли Беларуси к ведущим мировым тенденциям научного знания.
Таким образом, краткий экскурс в область истории этических учений позволил нам не только увидеть тот неослабевающий интерес, с которым обращались и обращаются к моральным проблемам выдающиеся умы прошлого и настоящего, но и убедиться в сложности и неоднозначности подходов к их решению, с чем постоянно сталкивается и современный человек. Вместе с тем история этических учений является отражением и выражением истории самой морали, нравственной культуры человечества, с чем нам предстоит теперь познакомиться.
Вопросы и задания
1. В «Бхагавадгите» говорится: «Всегда совершай должные дела без привязанности, ибо человек, совершающий дела без привязанности, достигает высшего... Лучше своя дхарма (даже) с недостатком, нежели хорошо выполненная чужая; лучше смерть в своей дхарме: чужая дхарма опасна». В чем, па Ваш взгляд, смысл этих высказываний? Сохраняют ли они актуальность в современных условиях?
______ Глава 2. История этических учений_______________________ &?
2. В трактате «Дао дэ цзин» сказано: «Кто посвящает себя учебе .—
с каждым днем прибавляет. Кто посвящает себя Дао — с каждым днем
уменьшает. Уменьшает и уменьшает до тех пор, пока не достигнет недея
ния... Чтобы овладеть Поднебесной, постоянно осуществляй неслужение
(бездействие)». В чем состоит принцип недеяния? Что в нем общего с нрав-
ственными ценностями буддизма?
3. Известно библейское изречение: «И так во всем, как хотите, чтобы
поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними...» Этот принцип, из-
вестный па протяжении всей истории человечества, носит название «золо
того правила» нравственности. Почему это правило названо «золотым»?
Готовы ли Bi.i сами в общении с людьми следовать ему?
А. Какой из библейских принципов отношений между людьми Вы разде-
няетг:
и) «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Ветхий Завет) ИЛИ «ЛюАи'ге врагов наших, благословляйте проклинающих вас, благотвори к- ненавидящим вас» (Новый Завет)?
б) «Око за око, зуб за зуб» (Ветхий Завет) или «Не противься злому. 11о кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Новый Завет)?
« |
5. Согласны ли Вы с такими мыслями Аристотеля: «Счастье — это начало в том смысле, что все мы ради него делаем все остальное»; «Счастье — это определенного качества деятельность души сообразно добродетели»?
6. Р. Оуэн на вопрос «В чем состоит счастье человека?» отвечал: «В при
ятных ощущениях или в умеренном удовлетворении всех его естественных
потребностей». Совпадает ли его утверждение с Вашими представлениями
о счастье? Как называется такое понимание счастья, уходящее корнями
в традиции древнегреческой философии?
7. Могло бы способствовать разрешению современных общественных
коллизий и конфликтов утверждение Н.Г. Чернышевского о том, что пра
вильно понятый общий интерес есть основа личного блага каждого? А мне
ние французских сторонников «разумного эгоизма», что правильно поня
тый личный интерес есть основа общего блага всех? Почему это — «разумный
эгоизм»? Какая из двух точек зрения кажется Вам более справедливой и
подходящей для современных условий и почему?
8. И. Кант сформулировал знаменитый тезис: «Во всем сотворенном
все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как
средство; только человек... есть цель сама по себе». Что означает тезис
«человек не средство, а цель»?
9. В работе «Задачи союзов молодежи» В.И. Ленин так сформулиро
вал свое представление о нравственных основах человеческих взаимоотно
шений: «Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы
пролетариата» и «В основе коммунистической нравственности лежит борь-
64____________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений
ба за укрепление и завершение коммунизма». Какой характер носят эти принципы? Согласны ли Вы с ними? К чему ведет следование этим принципам? Сравните их с пониманием морали у Л. Фейербаха: «Принимать действенное участие в счастье и несчастье других людей, быть счастливым со счастливыми, несчастным с несчастными, но лишь для того... чтобы устранить зло, где только возможно, — вот единственная мораль...» Оцените оба высказывания с точки зрения гуманизма.
10. На каком принципе человеческих отношений базируется следующее утверждение А. Шопенгауэра: «Истина же такова: мы должны быть несчастны, и мы несчастны. При этом главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, это сам человек: человек человеку волк. Кто твердо помнит это, для того мир представляется как некий ад, который тем ужаснее дантовского ада, что здесь один человек должен быть дьяволом для другого». Какие аргументы, по Вашему мнению, лежат в его основе? Какие контраргументы Вы могли бы привести?
11. «Успех и неудача суть первые категории жизни» (Дж. Дьюи). Позицию какого этического направления выражает это высказывание?
12. А. Бергсон в сочинении «Два источника морали и религии» утверждает: «Закрытое общество — это такое общество, члены которого тесно связаны между собой, равнодушны к остальным людям... Открытое общество — это то, которое в принципе охватывает все человечество». Как Вы понимаете это высказывание?
13. «Говорить о личностном универсуме можно только применительно к будущему: сегодня существуют лишь отдельные индивидуальные или коллективные его образования. Поступательное расширение этого универсума и есть человеческая история». Какие нравственные тенденции отражает данное высказывание Э. Мунье?