Особенности научного познания
Научное познание направлено на раскрытие внутренних сторон и взаимосвязей, сущности предметов, процессов, явлений, для чего используются специально создаваемые способы исследования, средства (приборы и инструменты) и методы, т.е. определённый порядок, правила и приёмы исследовательских или практических действий.
Научное познание как процесс включает в себя два основных уровня:
- эмпирический – преобладание живого созерцания (чувственное познание). Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.
На этом уровне происходит сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация; - теоретический – преобладание рациональных форм познания: понятия, теории, законы и т.д.
Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания.
Цель теоретического познания заключается в том, чтобы открыть закон, закономерности изучаемого объекта. Оно организовано в форме научного поиска, который сам имеет этапы формирования и развития. Научный поиск – это вид научного исследования, направленный на получение, добывание новых видов знаний.
Научный поиск начинается с постановки проблемы.
Проблемой называется осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на решение которого направлена деятельность учёного. Далее речь выдвигается гипотеза – научно обоснованное предположение.
В процессе научного познания выдвигается не одна, а несколько гипотез.
В своём развитии гипотеза проходит ряд ступеней: выдвижение; обоснование, проверка (теоретическая и практическая). При подтверждении гипотезы поиск завершается научным открытием. Открытие образует третью, завершающую стадию научного поиска. Под научным открытием понимается получение нового объективно-истинного знания о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности с его противоречиями.
Оба уровня познания – эмпирический и теоретический - взаимосвязаны, на определённых этапах развития научного знания эмпирическое познание переходит в теоретическое, и наоборот. Тем самым некоторые приёмы и методы научного познания могут быть использованы на обоих уровнях.
Основные приёмы и методы научного познания:
1. Методы накопления знаний:
- наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений в их естественном виде, в непосредственной действительности;
- эксперимент – научный опыт, при котором объект ставится в специально создаваемые контролируемые условия;
- моделирование – изучение объекта по его копии (модели), заменяющей оригинал с определённых, нужных сторон.
2. Методы развития знаний:
- анализ – разложение целостного объекта (мысленное или практическое) на составляющие его части с целью изучения каждой из них в отдельности;
- синтез – соединение (мысленное или практическое) ранее выделенных частей объекта в единое, целое, чтобы получить о нём конкретно-общее, системное представление;
- индукция – движение мысли от частных посылок к общему выводу.
Например: вода, спирт, нефть упруги. Все они являются жидкостями. Значит, жидкости упруги;
- дедукция – движение мысли от общей посылки к частным выводам.
Например: все металлы электропроводны.
Медь – металл. Значит, медь – проводник;
- абстрагирование – особый приём мышления, при котором от второстепенных свойств объекта отвлекаются, а интересующие свойства выделяются, мысленно на их основе формируя тот или иное понятие – абстракцию (например, дерево, животное, звезда).
Здесь возможно движение мысли по двум направлениям:
1) восхождение от конкретного к абстрактному – характерно для начальных этапов познания, при формировании абстракций;
2) восхождение от абстрактно к конкретному – применяется на этапе теоретических разработок, когда на основе ряда абстракций создаётся всесторонняя, полная картина объект во всей его многомерной конкретности.
Исторический метод – изучение отдельного процесса в его конкретном многообразии, со всеми подробностями.
Логический метод – воспроизведение процесса в го главных, существенных чертах, без лишних деталей, в логически обобщённом виде.
Заключение
Познание - процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества.
Теория познания - это раздел философии, который изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, его познавательные возможности и способности; предпосылки, средства и формы познания, а также отношение знания к действительности, законы его функционирования, а так же условия и критерии его истинности и достоверности.
Главным в теории познания есть вопросы об отношении знания о мире к собственно миру, способно ли наше сознание (мышление, ощущение, представление) давать адекватное отображение действительности.
Процесс познания, будучи процессом активного творческого воспроизведения действительности в сознании человека в результате ее деятельного предметно-практического отношения к миру возможный лишь при взаимодействии человека с явлениями действительности.
Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.
Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования.
Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции.
Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами.
В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении которых знания углубляются и детализируются.
Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.
Список литературы
1. Алексеев П.В. Философия. М., 2009
2. Апполонов А.В., Васильев В.В. Философия. М., Дашков и К. 2011
3. Бучилло Н.Ф. Философия. М., 2010
4. Вечканов В.Э. Философия. М., РИОР. 2013
5. Горелов А.А. Философия. СПб. ПИТЕР. 2012
6. Демина Л.А. Философия. М., Проспект. 2013.