Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения.

2. Отношение «человек – Бог» в работах гуманистов.

3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения.

Основные понятия: антропоцентризм, гуманизм, секуляризация, пантеизм, бесконечность, утопия.

Контрольные вопросы

1. Назовите характерные черты философии и культуры эпохи Возрождения.

2. Каково отношение гуманистов к религии и церкви?

3. Какую качественно новую характеристику человека дают гуманисты эпохи Возрождения?

4. Для чего, по Эразму Роттердамскому, следует допускать свободу воли человека?

5. В чем, по мнению Пико дела Мирандоле, состоит достоинство человека?

6. Назовите основные положения политической теории Н.Макиавелли. Каково в его понимании соотношение фортуны и человеческой энергии, таланта (virtu)?

7. Каков смысл понятия «макивеаллизм»?

8. Раскройте основные идеи «Утопии» Т.Мора и «Города Солнца» Т.Кампанеллы.

Темы докладов и рефератов

1. Философские идеи Дж. Бруно.

2. Роль Реформации в культуре эпохи Возрождения. М. Лютер.

3. Философия М. Монтеня. («Опыты»).

4. «Универсальный человек» как идеал Возрождения.

Литература

1. Введение в философию. В 2-х ч., Ч.1. – М., 1990. – Гл. 2.5.

2. Великие мыслители Запада. - М., 1999.

3. Макиавелли Н. Государь. – Мн., 1999.

4. Монтень М. Опыты. – М., 1991.

5. Рассел Б. История западной философии. Кн. 3, ч.1. - Новосибирск, 2001.

6. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М., 2003.

7. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Гл. 4.

8. Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. Ч.1. – М., 1998.

9. Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. - М., 2001.

Тема 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

И ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII – XVIII вв.)

1. Предпосылки и основные черты философии Нового времени.

2. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода познания.

3. Учение о методе познания и дуализм Р. Декарта.

4. Метафизика Б. Спинозы и Г. Лейбница.

5. Французский материализм XVIII века.

Основные понятия: эмпиризм, научная индукция, рационализм, дедукция, дуализм, картезианское сомнение, субстанция, метафизика, атрибут, модус, монада, атеизм, материализм, механицизм, «разумный эгоизм».

Контрольные вопросы

1. Какое влияние оказала научная революция XVII в. на проблематику философии Нового времени?

2. В чем новизна и особенности философии Нового времени, каковы ее основные направления?

3. В чем смысл полемики эмпиризма и рационализма? Назовите представителей эмпирического и рационалистического направлений в философии. Поясните, что объединяет эти течения философской мысли XVIIв.?

4. За что Ф. Бэкон критиковал традиционную (схоластическую) науку? Каким образом, по Ф. Бэкону, должно идти «великое восстановление наук»?

5. Какова суть идеи «картезианского сомнения»? В чем состоит дуализм Р. Декарта?

6. Сопоставьте учения о субстанции Б. Спинозы и Г. Лейбница.

7. Назовите основные черты философии Французского Просвещения.

8. В чем заключается понимание материи, присущее французскому материализму XVIII в.?

9. Как французские просветители XVIII в. понимали природу человека и общества?

Темы докладов и рефератов

1. «Монадология» Г. Лейбница.

2. Философский пантеизм Б. Спинозы. («Этика»).

3. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

4. Вольтер в истории французской и мировой культуры.

5. Социально-философская концепция Т. Гоббса.

6. «Человек-машина» Ж. Ламетри.

7. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо.

8. Механика и натурфилософия И.Ньютона.

Литература

1. Введение в философию. В 2-х ч., Ч.1. – М., 1990. – Гл. 2.6, 2.7.

2. Великие мыслители Запада. - М., 1999.

3. Гоббс Т. Левиафан. - М., 2001.

4. Декарт Р. Разыскание истины. – СПб., 2000.

5. Ламетри Ж.О. Человек-машина. - Мн., 1998.

6. Рассел Б. История западной философии. Кн. 3, ч.1. - Новосибирск, 2001.

7. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г.Н.Джибладзе. – М., 1981.

8. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М., 2003.

9. Спиноза Б. Избранные произведения. - Ростов н/Д., 1998.

10. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Гл. 5, 6.

11. Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. Ч.1. – М., 1998.

Тема 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Специфика, основные проблемы и представители немецкой классической философии.

2. Философия И. Канта.

3. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Основные понятия:трансцендентальный, априорное знание, апостериорное знание, «вещь-в-себе», антиномии, категорический императив, мировой дух (абсолютная идея), диалектика, антропологический материализм.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит новизна идей немецкой классической философии?

2. Что означает кантовское понятие «вещь-в-себе» и почему «вещи-в-себе» недоступны познанию?

3. Раскройте смысл категорического императива И. Канта.

4. Что, по Г. Гегелю, выступает началом мира? Каковы основные этапы его становления?

5. Какова суть диалектического метода Г. Гегеля?

6. Как Г. Гегель понимает ход истории?

7. Охарактеризуйте антропологический принцип философии Л. Фейербаха.

8. В чем Л. Фейербах видел сущность религии?

Темы докладов и рефератов

1. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии.

2. Этическая теория И. Канта.

3. Философская система И.Г. Фихте.

4. «Философия откровения» Ф.В.Й. Шеллинга.

5. Проблема человека и критика религии в философии Л. Фейербаха.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2004. – Гл. 9.

2. Введение в философию. В 2-х ч., Ч.1. – М., 1990. – Гл. 2.8, 2.9.

3. Великие мыслители Запада. - М., 1999.

4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1989.

5. Рассел Б. История западной философии. Кн. 3, ч. 2. - Новосибирск, 2001.

6. Сергейчик Е.М. Философия истории. – СПб., 2000.

7. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Гл. 7.

8. Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. Ч.1. – М., 1998.

Наши рекомендации